Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека
По книге Ежегодник Владимирского
губернского статистического комитета : материалы для статистики,
этнографии, истории и археологии Владимирской губернии, т. II.
Владимир, 1878, стр. 174—189.
Текст в старой орфографии. Деление на страницы сохранено. Номера
страниц проставлены вверху
страницы. (Как и в книге.)
OCR и подготовку к html-публикации на сайте Русский город осуществил
Dvk.
- 174 -
Исторія существованія Владимірскаго кремля города представляетъ два періода: древній — отъ основанія его до раззоренія татарами, и новый — отъ возобновленія города Іоанномъ III до начала XVIII вѣка.
Можетъ быть, начало городу положено еще во время покоренія Мерянъ; но лѣтописцы основателемъ города признаютъ св. Великаго князя Владиміра, который, по ихъ словамъ, «заложи (въ нѣкот. лѣт. «постави») градъ въ свое имя Володимерь, на рѣцѣ Клязьмѣ, и спомъ осыпа и церковь в немъ постави
- 175 -
древяну Пречистыя Богородицы». (По Никон. лѣт. «соборную»). (1) Хотя въ другихъ лѣтописях основаніе города Владиміра приписывается Владиміру Мономаху, который тоже «поставилъ градъ Володимерь... и осыпа его спомъ и созда первую церковь св. Спаса;» но это извѣстіе не относится къ Владимірскому кремлю, такъ какъ церковь Спаса находится не въ немъ, а въ Новомъ городѣ, близь Золотыхъ воротъ. (2) Напротивъ, находящаяся въ кремлѣ соборная церковь Богородицы служитъ подтвержденіемъ лѣтописнаго извѣстія объ основаніи этого стараго города Великимъ Княземъ Владиміромъ святымъ.
Великій князь Андрей Боголюбскій, по прибытіи въ 1155 году во Владиміръ, поставилъ принесенную имъ икону Богоматери «въ церкви своей святоѣ Богородица Володимири.» (3) Слѣдовательно церковь Пресвятой Богородицы существовала во Владимірѣ до прибытія этого Князя и была главною, соборною церковію его стольнаго города, такъ какъ именно въ ней онъ поставилъ чтимую имъ икону, а не въ церквахъ Спаса или св. Георгія, построенныхъ отцом В. К. Андрея Юріемъ Долгорукимъ (*).
(1) П. С. Л. Т. V, 120, IX, 64.
(2) Въ 1237 г. татары отъ Золотыхъ воротъ у св. Спаса внидоша по примету чрезъ городъ ..... и тако взяша новый градъ. Лавр. лѣт. Н. А.
Это доказывает только то, что церковь Спаса стояла въ Мономаховомъ городѣ, осыпанномъ имъ спомъ (землянымъ валомъ), а Новымъ городомъ названъ потому, что этотъ-то городъ В. К. Андрей Боголюбскій укрѣпилъ, какъ и старый кремль, стѣнами, т. е. заложи болій и западную сторону его завершилъ Золотыми воротами, а восточную стараго кремля Серебряными, гдѣ впослѣдствіи уже вмѣсто ихъ были съ конца XV вѣка ворота получившія названіе воротъ Ивановскихъ.
К. Тихонравовъ.
(3) Лѣт. по Ипат. списку стр. 331.
(*) Поставилъ икону по прибытіи изъ
Вышгорода въ Богородицкой церкви какъ древнѣйшей, но въ 1156 г. когда
совершена была въ Боголюбовѣ церковь Рождества Пресв. Богородицы,
Вышгородская икона чудотворная взята была туда, гдѣ и находилась до
1160 г., до времени освященія соборнаго Успенскаго храма, созданнаго
Боголюбскимъ. Въ этомъ году, 21 сентября, чудотворная икона торже-
- 176 -
Подъ 1158 годомъ въ лѣтописяхъ сказано, что Великій Князь Андрей, начавъ постройку новаго собора и «городъ заложи болій», но это извѣстіе нельзя отнести собственно къ городу-кремлю, а скорѣй ко всему Владиміру, который «Андрей сильно устроилъ, къ нему же ворота златыя доспѣ, а другы серебромъ учини.» (4) Тѣ и другія названныя ворота находились внѣ кремля.
Въ 1193 году Всеволодъ III «заложи дѣтинецъ во градѣ Володимери. (5) Вѣроятно это было возобновленіе кремля послѣ бывшихъ пожаровъ.
Въ 1237 году Владиміръ взятъ татарами и такъ былъ ими разоренъ, что Великій князь Ярославъ Всеволодовичъ, прибывъ во Владиміръ изъ Кіева, спустя много времени послѣ ухода татаръ, нашелъ въ городѣ и въ церквахъ не погребенные еще трупы замученныхъ жителей. Ярославъ собралъ разбѣжавшихся жителей, очистилъ церкви и по словамъ лѣтописи и «обновилъ землю Суздальскую» (6) Можетъ быть онъ возстановилъ и стѣны древняго кремля, но объ этомъ въ лѣтописяхъ нѣтъ свѣдѣній. Скорѣе можно полагать, что во все продолженіе татарскаго нашествія Владиміръ не былъ укрѣпленъ и татары, приведенные княземъ Андреемъ Александровичемъ въ 1293 году, могли безпрепятственно опустошить городъ.
ственно привезена во Владиміръ на суднѣ по рѣкѣ Клязьмѣ и поставлена въ соборномъ храмѣ, а въ память этого событія, на берегу построена церковь Срѣтенія иконы Пресв. Богородицы и съ того времени стала уже именоваться эта икона ВЛАДИМІРСКОЮ. Въ Спасскую церковь В. К. Андрей по прибытіи въ 1155 году не могъ даже поставить принесенную имъ икону Богоматери изъ Вышгорода, потому что церковь эта строилась на мѣстѣ церкви Владиміровой отцомъ его Юріемъ Долгорукимъ и окончена Андреемъ (Лавр. лѣт. подъ 1157 годомъ).
К. Тихонравовъ.
(4) Лавр. Ипать. лѣт. подъ 1158 и 1175 г.
(5) Тамъ же.
(6) П. С. Лѣт. Густынская и Воскресенская.
- 177 -
При описаніи друга о раззоренія Владиміра татарами въ 1410 году, лѣтопись утверждаетъ, что «града тогды не было». (7) Причиной не укрѣпленія города могло быть распоряженіе о томъ со стороны ханской власти, также и оставленіе Владиміра великими князьями. Но вслѣдъ за сверженіемъ татарскаго ига, въ 1486 году, по повелѣнію Іоанна III, былъ «срубленъ градъ Володимерь, а рубилъ дьякъ Мамыревъ (8).
Вскорѣ, въ 1491 году, вновь срубленый городъ сгорѣлъ и на слѣдующій годъ «послалъ князь великій дьяка своего Василія Кулешина рубити города Владиміра древяна, по Васильеву окладу Мамырева и сруби его въ 2 мѣсяца.» (9) Стало быть возобновленный въ 1486 году кремль построенъ былъ по новому окладу (плану), составленному Мамыревымъ и не былъ воспроизведеніемъ древняго дѣтинца Всеволодова. (*).
Герберштейнъ (1517—26 г.) говоритъ о Владимірѣ, что это большой городъ съ деревянною крѣпостью.
Во время пожара 1536 года часть стѣны сгорѣла; для строенія посылали изъ Москвы Истому Курчева. (10) Былъ ли возобновляемъ городъ въ промежутокъ времени между двумя перестройками его въ 1536 и 1670 годахъ свѣдѣній не имѣется, но по описи 1626 г. мы знаемъ, что городъ былъ ветхъ, а въ 1647 году Олеарій видѣлъ «развалины стѣнъ, башенъ и домовъ». О состояниіи города за это
(7) П. С. Л. т. VII, 139.
(8) Ист. Кар. VI пр. 629.
(9) П. С. Л. т. VIII, 224.
(*) Т. е. возобновлены стѣны Печерняго и новаго кремля Андреевскаго; къ этому времени должно отнести присвоеніе названія воротамъ, поставленнымъ на мѣстѣ серебряныхъ Ивановскими, какъ построенными по повелѣнію Іоанна III, или потому, что за рвомъ, въ земляномъ городъ, близь воротъ была церковь во имя Іоанна Богослова.
К. Тихонравовъ.
(10) Ист. гос. Рос. Карамзина. Т. VI, прим. 66.
- 178 -
времля могли бы дать понятіе книги переписныя 1646 года, составленныя Окольничимъ Боборыкинымъ, которыя упоминаются въ одномъ старинномъ актѣ (Дополн. къ акт. истор. т. VIII, стр. 254). Перестройка крѣпости въ 1670 году была должно быть послѣднею, потому что по аншталту 1724 года Владиміръ въ числѣ крѣпостей не значится (11).
Хотя Владиміръ не входилъ уже въ новую оборонительную систему при Петрѣ I, но Государь указалъ воеводамъ заботиться о сохраненіи земляныхъ валовъ и не допускать засоренія рвовъ и тайниковъ. Вслѣдствіе этого повелѣнія, осмотръ остатковъ крѣпости поручеъ былъ капралу Коптеву, который о результатахъ осмотра въ 1729 году сдѣлалъ донесеніе во Владимірскую провинціальную канцелярію. Донесеніе Коптева и другіе современные документы пополняютъ свѣдѣнія о кремлѣ, извлеченныя изъ отписки воеводы Орлова еще слѣдующими: въ кремлѣ близь Поганова пруда былъ тайникъ; проходныя ворота къ Лыбеди назывались Фроловскими при существованіи крѣпости, Рождественъ монастырь имѣлъ особую ограду внизу, устроенную такъ, что между ней и внутреннею стороною городской стѣны, стоявшей на валу, былъ проходъ или проѣздъ (12).
Писцовая книга 1626 года представила немного данныхъ о Владимірскихъ укрѣпленіяхъ, за то указанное ею мѣстоположеніе городскихъ торговыхъ воротъ, послужило къ уясненію болѣе подробной описи кремля, составленной въ 1678 году.
Изложивъ свѣдѣнія какія могли быть собраны о внѣшнихъ укрѣпленіяхъ кремля, сдѣлаемъ по описи 1626 года, обзоръ заключавшейся въ его стѣнах части города.
(11) Инж. журн. 1869 г. № 9, III, стр. 147.
(12) Владимірскій сборникъ К. Н. Тихонравова и его
же ст. „Владиміръ въ началѣ XVIII столѣтія“. См. „Труды Влад. губ.
Стат. комитета“ вып. IX.
- 179 -
Существовавшая тогда Большая улица отъ тоговыхъ до Ивановскихъ воротъ, какъ видно изъ описи, имѣла одинаковое направленіе съ нынѣшней большой улицей, отъ пункта между Владимірской часовней, или точнѣе булеваромъ и фонтаномъ, до дома 2-й полицейской части или Ивановскаго моста.
Составители описи 1626 приняли исходнымъ пунктомъ торговыя ворота и идя отъ нихъ къ Ивановскимъ воротамъ описали обѣ части кремля подъ рубриками «по правую сторону большой улицы» (южная часть) и «по лѣвую сторону» (сѣверная часть). Но въ началѣ описи въ видѣ вступленія написано:
«А въ городѣ церковь соборная Пресвятыя Богородицы Владимірскія каменная, церковь соборная Дмитрія Селунскаго каменная. Монастырь Рожественъ, церковь (и) трапеза (нынѣшняя крестовая церковь) каменны. Дворъ великаго господина святѣйшаго патріарха Фиарета Никитича,» и тогдашнія присутственныя мѣста (администрація и судъ гражданскій и уголовный): «изба съѣзжая, дворъ воеводскій, изба губная»
Дворъ патріарха находился противъ западной стороны Успенскаго собора, дворъ воеводскій — гдѣ теперь губернаторскій домъ. Княжій дворъ, по перенесеніи столицы въ Москву, могъ быть занимаемъ княжескими намѣстниками, а за тѣмъ и воеводами; по этому мѣсто княжаго двора осталось казеннымъ и какъ значится въ старомъ планѣ, 1769 года было занято провинціальною канцеляріею, а въ концѣ прошлаго вѣка назначено подъ губернаторскій домъ.
По разсматриваемой описи, въ южной части кремля были переулки и слободка стрѣлецкая, а въ сѣверной части улицы: Вздвиженская и Троицкая съ переулками и два тупика.
До приведенія Владиміра въ нынѣшній его видъ, согласно ВЫСОЧАЙШЕ конфирмованному
- 180 -
въ 1781 году плану, городскіе кварталы были чрезвычайно неправильны, площади малы, улицы кривыя, какъ это видно, на сохранившемся въ здѣшней губернской чертежной планѣ города, составленномъ въ 1769 году. (На ВЫСОЧАЙШЕ конфирмованномъ планѣ Владиміра, помѣщенномъ въ полномъ собраніи законовъ, прежнее расположеніе города означено пунктиромъ). Такъ какъ планъ 1769 года интересный по давности его составленія можетъ быть полезенъ для поясненія описной книги города, то здеѣсь и представляется сдѣланное по немъ описаніе кремля. На этомъ планѣ кремль представленъ въ слѣдующемъ видѣ:
Около западнаго и восточнаго земляныхъ валовъ со внѣшней стороны кремля показаны рвы и на нихъ мосты торговый и Ивановскій. Больная улица между названными мостами, отличалась отъ нынѣшней только тѣмъ, что проходила у самой церкви Бориса и Глѣба и оттого имѣла выгибъ, который по новому плану выправленъ. Мѣста церквей тѣже что и теперь. Во всемъ остальномъ между этимъ старымъ планомъ и нынѣшнимъ существенное различіе какъ въ южной, так и въ сѣверной части состоитъ: въ южной части въ томъ, что гдѣ теперь плацъ, было три квартала и между ними двѣ улицы, изъ которыхъ одна имѣла направленіе отъ торговаго моста прямо къ западной двери Дмитріевскаго собора, другая — къ Успенскому собору. Первая названа на планѣ Дмитріевской.
Къ западу отъ Успенскаго собора показаны строенія архіерейскаго дома, что прежде былъ Патріаршій дворъ (Владиміръ принадлежалъ къ Патріаршей области до 1721 года; съ этого времени, вмѣстѣ съ Москвою былъ въ вѣдѣніи сѵнода, а потомъ митрополитовъ Московскихъ и Владимірскихъ. Въ 1748 году учреждена особая епархія Владимірская и Яро-
- 181 -
польская, переименованная въ 1764 году во Владимірскую и Муромскую.)
На мѣстѣ, гдѣ нынѣ корпусъ присутственныхъ мѣстъ, т. е. между обоихъ соборовъ были два небольшіе кварталы, одинъ изъ нихъ оканчивался противъ южной стороны Дмитріевскаго собора. Въ этихъ кварталахъ были дома священно-служителей Успенскаго собора. Кварталъ въ которомъ показана провинціальная канцелярія (гдѣ нынѣ губернаторскій домъ), входилъ угломъ въ промежутокъ между церковію св. Бориса и Глѣба и Дмитріевскимъ соборомъ, огибалъ послѣдній съ восточной и сѣверной стороны и отъ участка Никологородской церкви отдѣлялся переулкомъ. Между описанными первыми тремя кварталами, занимавшими мѣсто нынѣшняго плаца и всѣми остальными былъ дугообразный проѣездъ, начинавшійся отъ большой улицы между кварталомъ провинціальной канцеляріи и алтаремъ Борисоглѣбской церкви, упиравшійся около архіерейскаго дома въ земляной валъ т. е. нынѣшнюю большую дорожку бульвара. Этотъ дуговой объѣздъ пересѣкалъ Дмитріевскую улицу у самой западной стороны Дмитріевскаго собора и другую улицу у большаго Успенскаго собора. Кромѣ Дмитріевской, другія улицы на планѣ не поименованы. За тѣмъ въ этой половинѣ кремля показанъ Рождественъ монастырь съ его садомъ.
Въ сѣверной части кремля вмѣсто нынѣшнихъ семи показано 15 неправильныхъ разной величины кварталовъ, начинающихся отъ торговаго моста маленькимъ трехъугольнымъ контуромъ (на мѣстѣ дома дворянскаго собранія), который образовалъ такъ называемую стрѣлку между началомъ Большой улицы и переулкомъ, проходившимъ сзади нынѣшняго дома дворянскаго собранія къ валу. Далѣе слѣдуютъ три самые большіе изъ всѣхъ и длинные кварталы,
- 182 -
которые начинаясь отъ мѣста занятаго теперь гимназіею, оканчивались у вала падъ Лыбедью. Начинались они въ видѣ трехъ стрѣлок и постепенно увеличиваясь подходили къ земляному валу уже столь широкими, что занимали мѣсто вдоль сѣвернаго вала отъ сѣверозападнаго угла кремля по Поганый прудъ, который входилъ въ составъ крайнаго восточнаго квартала. На планѣ отъ перваго изъ трехъ большихъ кварталовъ съ половины его отдѣлена узкая къ западному валу слободка; въ промежуткѣ между нею и кварталомъ, т. е. въ переулкѣ подпись: тупикъ. Второй кварталъ, средній, почти по срединѣ раздѣленъ небольшимъ переулкомъ и площадкой около Троицкой церкви. Между первымъ и среднимъ кварталами ломаная улица, подписано: Здвиженская. Между среднимъ и третьимъ кварталами улица, проходившая мимо алтаря Троицкой церкви названа Троицкой, между третьимъ кварталомъ и Большой улицей показанъ кварталъ, состоящій изъ трехъ отдѣльныхъ контуровъ; эти оба кварталы раздѣляются улицей которая названа Рождественской; между Рождественской и большой улицей была тоже стрѣлка съ которой и начинался составной кварталъ приблизительно отъ мѣста нынѣшняго директорскаго дома при гимназіи. Рождественская улица, составляя съ большой острый уголъ и огибая восточную ломаную линію третьяго большаго квартала, доходила до того мѣста въ нынѣшнемъ Никольскомъ переулкѣ, гдѣ противъ дома г-жи Лазаревой стоит большое дерево и здѣсь пересѣкалась съ улицей, направлявшейся отъ нынѣшняго дѣтскаго пріюта къ валу у Поганаго пруда. Послѣдняя улица, на планѣ никакъ не названная, замѣчательна тѣмъ, что отъ нея до сихъ поръ сохранилась половина: эта половина есть узкій переулокъ у Поганаго пруда раздѣляющій подъ косымъ угломъ нынѣшній сѣверовосточный
- 183 -
кварталъ кремля на двѣ неравныя части. Этотъ переулокъ по утвержденному плану подлежитъ закрытію.
Кромѣ этой, на половину сохранившейся до настоящего времени улицы, къ Ивановскому мосту были еще двѣ, почти параллельныя съ ней; первая, безъименная, начиналась противъ нынѣшней Крестовой церкви, вторая, названная на планѣ Шаровской, противъ въѣздныхъ воротъ архіерейскаго дома. Кварталы между тремя послѣдними улицами раздѣлялись поперечными переулками. Между линіями кварталовъ и земляными валами показаны узкіе проѣзды.
Старое расположеніе улицъ большею частію направлявшихся отъ сѣвера къ югу представляло удобство въ сообщеніяхъ съ Большой улицей и торгомъ, а также было удовлетворительно и въ санитарномъ отношеніи.
Въ заключеніе описанія плана нужно прибавить, что близъ торговаго моста, тамъ гдѣ сходились пять угловъ или стрѣлокъ кварталовъ (на нынѣшнемъ дворовомъ участкѣ гимназіи) была правильнаго вида площадка, сливавшаяся съ большой улицей. На эту площадке выходили собственно только четыре стрѣлки, пятая же, между Воздвиженской и Троицкой улицами отдалялась назадъ, скрываясь за 2-й и 3-й стрѣлками; отъ того обѣ названныя улицы при выходѣ на площадку сливались вмѣстѣ.
Сопоставляя данныя, заключающіяся въ описной книгѣ 1626 г. съ тѣмъ что означено въ планѣ 1769 года, нельзя не замѣтить, что въ расположеніи кремля того и другаго времени было нѣчто общее. Такъ на пр., улицы: Большая, Воздвиженская, Троицкая и Тупикъ; мосты торговый и Ивановскій напоминаютъ проѣзжія ворота тѣхъ же названій; архіерейскій домъ и провинціальная канцелярія — мѣста дворовъ патріаршаго и воеводскаго. Къ сожалѣнію улицы Рождественская, Дмитровская
- 184 -
и Шаровская, показанныя на планѣ не названы въ описи, подразумѣваясь можетъ быть, подъ именемъ переулковъ. На оборотъ, въ описи упоминается Стрѣлецкая слободка не показанная на планѣ; но въ 1769 году о стрѣльцахъ давно уже забыли и улица могла имѣть другое названіе.
Весьма вѣроятно, что старый планъ Владиміра представляетъ расположеніе улицъ и кварталовъ существовавшее задолго до 1769 года; потому что вообще въ старое время рѣзкихъ перемѣнъ, въ родѣ постройки города по новому плану, не случалось; а въ частности вѣроятнось эта поддерживается самимъ планомъ, въ которомъ есть черты совпадающія съ указаніями документа почти начала XVII вѣка. Кромѣ того Владимірцы находили же возможность въ 1729 году ссылаться въ доказательство своихъ правъ на писцовыя книги 1626 года.
Планъ этотъ въ масштабѣ 100 сажень въ дюймѣ, по размѣрамъ удобный для печатанія, какъ зспомогательный документъ при дальнѣйшихъ изысканіяхъ о городѣ, заслуживалъ бы помѣщенія въ изданіяхъ губернскаго статестическаго комитета.
Извлекаемъ изъ описи 1626 года наиболѣе любопытныя свѣдѣнія и глѣ можно, будемъ дополнять указаніями плана и другими данными.
По описи приходскія церкви были слѣдующія:
Въ южной части — «храмъ Бориса и Глѣба древянъ клѣцки съ трапезою» При немъ была колокольня. Храмъ Николы чудотворца стараго съ придѣлы, съ трапезою, да теплый храмъ Симеона Столнника древянные клѣцкіе.»
Въ сѣверной части — храмъ каменной Здвиженія честнаго креста пустъ. Храмъ Троицы Живоначальныя да храмъ теплой преподобнаго Сергія древянные клѣцкіе.»
- 185 -
Всѣ приходскія церкви въ 1626 году были деревянныя, кромѣ одной Воздвиженской, давно уже не существующей.
Существуетъ преданіе, будтобы храмъ св. Николая Чудотворца въ городѣ устроенъ вмѣсто упраздненнаго за Лыбедью храма во имя того же святаго, но теперь это оказывается невѣрнымъ, храмъ существовалъ въ началѣ XVII вѣка, да и назывался еще старымъ; церковь же будтобы перенесенная упразднена лишь въ 1639 году. (*)
Троицкая церковь до 1744 года была уже каменная, а въ этомъ году къ ней пристроенъ каменный придѣл, вмѣсто теплой ветхой деревянной церкви преподобнаго Сергія. (13) О храмѣ Воздвиженія сказано, что онъ каменный и пустъ, т. е. упраздненъ, вѣроятно по ветхости.
Въ писцовой книгѣ улица Здвиженская упоминается вслѣдъ за описаніемъ церкви слѣдовательно церковь стояла въ самомъ началѣ улицы. По плану улица эта выходитъ на площадку, окруженную четырьмя стрѣлками или углами кварталовъ; такимъ образомъ церковь была на углу того квартала, гдѣ начиналась Здвиженская улица, а именно втораго со стороны торговыхъ воротъ, что приходится на мѣстѣ позади дома нынѣшняго дворянскаго собранія. Въ 1626 году въ городѣ каменныя были два собора, да церкви въ монастырѣ и Вздвиженская; послѣдняя была пуста не иначе какъ по ея древности. Извѣстно, что всѣ древнія каменныя церкви во Владимірѣ построены ве-
(*) Не упразднена, а въ этомъ голу ея уже не было; церковь эта была „Николы чудотворца Воинсково съ кладбищемъ, въ Стрѣлецкой Гатиловѣ слободѣ, на рѣкѣ Лыбеди и запусиѣла въ Литовское разореніе,“ какъ значится во Владимірскихъ писцовыхъ книгахъ 1639 и 1640 г. письма и мѣры Михаила Бороздина да подъячего Якова Звягина и въ нихъ отмѣчено, что въ Гатиловѣ слободѣ есть только мѣсто церковное. По этому очень естественно, что „предъ Литовскимъ раззореніемъ образа изъ нея и вся утварь перенесены въ кремль, въ церковь Николы чудотворца старова.“
К. Тихонравовъ.
(13) Дѣло въ архивѣ дух. консисторіи, 1744 г. № 23.
- 186 -
ликими князьями въ XII и въ началѣ XIII вѣка. Въ татарскій періодъ Владиміръ пришелъ въ упадокъ, даже не былъ укрѣпленъ; едва ли въ такое время могли строиться каменныя церкви, да и строить ихъ было некому, потому что съ начала XIV вѣка великіе князья жили въ Москвѣ. Въ концѣ XV вѣка начался новый періодъ построекъ въ Россіи, освобожденной великимъ княземъ Іоанномъ III.
Въ 1481 году Іоаннъ III посѣтилъ Владиміръ, и не онъ ли былъ строителемъ каменной Воздвиженской церкви? Но едва ли церковь въ это время построенная, могла во 140 лѣтъ къ 1626 году такъ обветшать, чтобы пришлось бы ее упразднить. По этому съ увѣренностію можно сказать, что упоминаемая въ описи Воздвиженская церковь была та самая, которою построилъ великій князь Константинъ Всеволодовичъ въ 1218 году. «Заложи — говоритъ про него лѣтопись — церковь камену на торговищи въ Володимери Воздвиженіе креста честнаго того же лѣта и свершена бысть и священа сентября въ 14 день.» (14) Мѣсто основанія церкви «торговище» вполнѣ соотвѣтствуетъ тому, на которое указываютъ обозрѣваемыя и планъ и опись. Церковь стояла на площади, назначеніе которой, можетъ быть и было поводомъ къ названію ближайшихъ къ ней воротъ торговыми. (Вѣроятно на торговищѣ находились лобное и вѣчевое мѣста, для которыхъ дѣлались помосты или мостовая. Въ одной лѣтописи подъ 1397 годомъ упоминается: «тогда же и торговище помостиша.» (15) До сихъ поръ мѣсто этой церкви было совершенно неизвѣстно.
Въ кремлѣ была еще одна церковь Рождества Христова, о которой писцовая книга 1626 года никакихъ всѣдѣній не даетъ, но планъ указыаетъ на мѣсто этой церкви
(14) Лавр. лѣт. изд. 2-е стр. 419.
(15) Псков. лѣт. изд. М. П. Погодина, стр. 37.
- 187 -
названіемъ одной изъ бывшихъ улицъ — Рождественскою. Отсюда можно заключить, что церковь была построена послѣ 1626 года и находилась на Рождественоской улицѣ, которая начинаясь отъ площадки близь торговаго моста, шла позади большой улицы и оканчивалась въ переулкѣ, что противъ Николы въ городѣ. Кварталъ между Рождественскою и Большою улицами былъ довольно широкъ; при введеніи новаго плана, дома большой улицы для выровненія ея были отодвинуты назадъ, что объясняется существованіемъ полисадниковъ, оставшихся во владѣніи домохозяевъ.
Рождественская церковь бывшая уже въ 1711 году (16) упоминается въ 1765 (17) и 1771. Въ 1787 году церковь разобрана, а на мѣстѣ ея устроено народное училище, обратившееся потомъ въ уѣздное: послѣднее было выведено по случаю постройки тутъ директорскаго при гимназіи дома. Слѣдовательно, церковь находясь на стрѣлкѣ между Большой и Рождественской улицами, занимала то мѣсто, гдѣ теперь полисадникъ передъ директорскимъ домомъ, такъ какъ строенія прежней большой улицы находились на линіи нынѣшнихъ полисадниковъ.
О бывшихъ въ XVII вѣкѣ присутствкнныхъ мѣстахъ: съѣзжей и губной избыхъ (при послѣдней была и тюрьма) можно предполагать, что они были тамъ же гдѣ и нынѣшнія: по плану видны на этомъ мѣстѣ строенія, но не объяснено что онѣ казенныя, потому что въ 1769 году присутственныя мѣста изъ кремля были выведены и находились въ Богородицкомъ монастырѣ, въ земляномъ городѣ, какъ видно изъ того же плана.
Въ 1626 году въ кремлѣ было до 50 дворянскихъ осадныхъ дворовъ, разныя монастырскія подворья и дворъ Суздальскаго архі-
(16) Влад. губ. вѣд. ч. неоф. 1876 г. № 12 ст. К. Тихонравова.
(17) Упоминается въ архивномъ дѣлѣ Влад. дух. кон. 1765 г. № 3327.
- 188 -
епископа. Перечислимъ нѣкоторыхъ болѣе замѣчательныхъ владѣльцевъ и монастырскія подворья на каждой половинѣ кремля.
Въ южной половинѣ были дворы: боярина Никиты Рохманова, князя Ивана Давидова Гундорова, стольника Ивана Михаиловича Борятинскаго.
Подворья: Волосова монастыря (близь церкви св. Николая чудотворца въ городѣ); Московскихъ: Вознесенскаго монастыря, Чудова и дворъ Спасо-Златовратскаго монастыря.
Въ сѣверной половинѣ: подворье Киржачскаго монастыря (первый дворъ отъ торговыхъ воротъ) Іосифова Волоколамскаго монастыря, четыре двора Владимірскаго дѣвичьяго монастыря, подворье Московскаго Новодѣвичьяго монастыря. Дворъ князя Ивана Васильевича Голицына (второй отъ торговыхъ воротъ), дворъ архіепископа Суздальскаго, два двора князя Ивана Михаиловича Воротынскаго, дворъ князя Ивана Ивановича Шуйскаго (бывшаго въ плѣну вмѣстѣ съ патріархомъ Филаретомъ), дворъ боярина князя Владиміра Тимофѣевича Долгорукова (на дочери котораго женился въ 1624 году царь Михаилъ Ѳедоровичъ) и дворъ боярина князя Дмитрія Михайловича Пожарскаго, находившійся въ Троицкой улицѣ противъ алтаря церкви.
Вообще въ обѣихъ половинахъ кремля упоминаются слѣдующія существующія въ городѣ и въ губерніи и теперь фамиліи: Рагозиныхъ, Плещеевыхъ, Хоненевыхъ, Купреяновыхъ, Дубенскихъ, Всеволожскихъ, Шестаковыхъ, Кайсаровыхъ, Безобразовыхъ, Пестровыхъ, Олябьевыхъ, Акинѳовыхъ, Стромиловыхъ, Танѣевыхъ и посадскаго человѣка Сомова.
Служащихъ чиновъ: городовый приказчикъ, діакъ 1, подъячихъ 4, разсыльщиковъ 1, площадныхъ подъячихъ 3. Губная изба почти въ полномъ составѣ; губныхъ старостъ 2, губной діакъ 1, недѣльщикъ (сыщикъ), сто-
- 189 -
рожъ и палачь. Сотникъ 1, стрѣльцовъ 9, ярыжекъ 5, пушкарь 1. Таможенный дьякъ и таможенный сторожъ. Избы земская и таможенная были должно быть въ другой части города.
Соборный причтъ: протопопъ Ѳедоръ, два ключаря, два священника, протодіаконъ, пономарь, проскурница. Кромѣ того еще приходскихъ священниковъ 5, діаконъ 1. Дома соборянъ были въ Стрѣлецкой слободкѣ и описаны рядомъ съ домами стрѣльцовъ.
Посадских людей упомянуто 4.
Изъ мастеровыхъ: плотниковъ 4, маслениковъ 4, серебряниковъ 3, судоплатовъ 2, портныхъ 2, сапожниковъ 2, калачниковъ 2, оружникъ 1 и прочихъ разнаго мастерства по одному. Извозчиковъ 4, дворниковъ 56 и 2 скомороха.
Большинство владѣльцевъ составляли дворяне, служилые люди, духовенство и монастыри. Дворовъ посадскихъ людей только четыре, да и то объ одномъ изъ этихъ владѣльцевъ сказано «живетъ на посадѣ». Число всѣхъ дворовыхъ участковъ до 170 (нынѣ 91), но число это не полное, такъ какъ недостаетъ описанія дворовъ сѣверо-восточной части кремля.
По другимъ свѣдѣніямъ въ 1626 году, во всемъ Владимірѣ было: людей способныхъ къ военному дѣлу 370, посадскихъ 128, дворниковъ 62, крестьянъ 50. Въ 1635 году было: посадскихъ 184, дворниковъ 100 (18).
Въ заключеніе нужно замѣтить, что старый планъ Владиміра, составленный въ 1769 году, можетъ служить хорошимъ пособіемъ для объясненія историческихъ матеріаловъ, касающихся и другихъ частей города.
Н. Артлебенъ.
(18) Ист. Рос. Соловьева. Т. VII, стр. 322.
С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!
|