Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека
По книге Древнерусский город
(Материалы Всесоюзной археологической конференции, посвященной
1500-летию города Киева). Киев, Наукова думка, 1984, стр.
110–114.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу
страницы. (Как и в книге.)
OCR и подготовку к html-публикации на сайте Русский город осуществил
Dvk.
Крепостные сооружения древнего Киева являются наиболее выдающимися памятниками эпохи Древнерусского государства. Наивысшего уровня фортификационное строительство достигло в первой половине XI в. при сооружении городских укреплений, так называемого города Ярослава. В системе линии валов, тянувшейся на расстоянии более 3,5 км, согласно данным летописи, существовало трое крепостных ворот. Главные — Золотые ворота — вели в город с юго-запада, Жидовские с запада и Лядские с юго-востока.
Первое упоминание о Лядских воротах относится к 1151 г. при описании обороны Киева от войск Юрия Долгорукого 1. Следующее сообщение помещено в рассказе о трагическом разгроме Киева полчищами Батыя в 1240 г.2 Последнее упоминание о воротах имеется в грамоте польского короля Сигизмунда I, датированной 1523 г.3
Лаконизм летописных данных, отсутствие в них точных топографических ориентиров, неоднократная модернизация и дополнительное строительство оборонительных сооружений в позднесредневековое время привели к тому, что вопрос о местонахождении Лядских ворот стал предметом острой научной дискуссии. Решение проблемы усложнялось главным образом тем, что еще совсем недавно юго-восточная часть «города Ярослава» оставалась археологически не исследованной. Обзор историографии этого вопроса, приведенный в работе П. П. Толочко4, показывает, что многочисленные реконструкции фортификаций этого района оставались в основном гипотетическими и не опирались на сколько-нибудь убедительные факты.
В начале 1981 г. отряд Киевской археологической экспедиции Института археологии АН УССР провел исследования в зоне работ по реконструкции второй очереди пл. Октябрьской революции, районе, где, по мнению исследователей исторической топографии города М. К. Каргера, А. М. Тихонович, М. М. Ткаченко, П. П. Толочко, могли размещаться юго-восточные ворота «города Ярослава» 5.
Тут были выявлены и исследованы остатки земляного вала длиной 70 м, который, «отрезая» часть площади, тянулся с юго-запада на северо-восток. Общая ширина насыпи составляла 33 м, в некоторых местах она сохранялась на высоту до 5 м от основания. Удалось получить несколько частичных и один полный разрез вала. Установлено, что по всему периметру насыпи стояли деревянные клети-срубы, подымавшиеся на ее полную высоту. Клети были заполнены плотно утрамбованным лесовым грунтом. Поперек вала возведено девять срубов размерами 3,1×3,1 м6.
Три клети со стороны поля составляли так называемый приставной сруб. Подобный конструктивный элемент впервые отмечен при исследовании вала в районе Золотых ворот 7.
Срубы сложены из дубовых бревен диаметром 0,15 м, кантованны на шесть — восемь граней. Ниже подошвы вала фрагментарно сохранился культурный слой, где выявлены несколько фрагментов гончарной посуды X—XI вв., изделия из металла и шифера. Со стороны города в «теле» насыпи обнаружена круглая глинобитная печь, вероятно, производственного назначения. По керамическому материалу она может быть датирована XII в. На незначительном расстоянии от вала зафиксированы остатки жилищ этого же времени, сильно пострадавших от огня.
В комплекс объектов, выявленных в непосредственной близости к валу со
- 110 -
Рис. 1. Остатки дубовых клетей-срубов древнерусского вала. Киев. Раскопки на пл. Октябрьской революции. |
стороны города, входила дренажная канава. Последняя могла функционировать, вероятно, одновременно с оборонительным сооружением. Ширина канавы 2, глубина 1,5—1,6 м.
В центральной части оборонительного вала на высоте 2,35 м от подошвы обнаружены остатки значительного по размерам каменного сооружения. Как выяснилось, это остатки Печерских ворот, сооруженных в 60-х годах XVIII в. и показанных на планах Киева 1768, 1787 и 1803 гг.8
Сложенный в системе порядовой кладки ряд «тычков» чередуется с рядом «ложков» из большеформатного кирпича размером 33×16×7 см. Фундамент и цокольная часть стены постройки сохранились на высоту 1,5 м. План постройки напоминает большую букву «Т», посредине которой проходил проезд шириной 3,2 м. Длина ворот по оси проезда составляла 19,64, по длине главного фасада 37,30 м. По обеим сторонам проезда размещались двухкамерные помещения (кордегардии), одинаковые по плану п размерам. Площадь большей камеры 36 м2, меньшей — около 24 м2.
В проезде ворот прослежена сохранившаяся деревянная мостовая, переходящая в настил городской улицы. Дубовые массивные бревна мостовой лежали на вертикально вкопанных по краям круглых стояках диаметром 0,5 м. Пространство между дубовыми
- 111 -
Рис. 2. Поперечный разрез вала. Киев. Раскопки на пл.
Октябрьской
революции: 1 — культурный слой; 2 — остатки деревянных конструкций; 3 — суглинок; 4 — земляная засыпка с находками; 5 — лёс. |
конструкциями заполнялось брусьями из сосны. Сверху мостовая была покрыта колотыми досками. Имеющиеся на концах брусьев вырубки свидетельствуют о том, что мостовая имела перила.
На расстоянии 1,75 м выше подошвы вала под проездом ворот XVIII в. открыт еще один проезд, что фиксировалось остатками обуглившихся, вертикально стоящих деревянных конструкций. Найденный здесь керамический материал позволяет отождествлять это сооружение с деревянными Печерскими воротами, показанными на плане Киева 1695 г.9
И наконец, почти на уровне подошвы земляной насыпи на глубине 4—4,2 м от дневной поверхности зафиксирован первоначальный уровень проезда. Ширина его 4,2 м, стены укреплены сравнительно толстыми, до 30 см, кантованными на шесть граней бревнами. Выявлены сильно истлевшие остатки продольных лаг деревянной мостовой, ведущей через воротный проезд. Боковые стены проезда, вертикально поднимающиеся к вершине вала, при функционировании, вероятно, удерживаемые деревянными конструкциями, завалены вовнутрь проезда под углом от 45° до 60°, что, по-нашему мнению, фиксирует факт единовременного уничтожения постройки. Земля, оползшая внутрь проезда, может свидетельствовать о том, что в более позднее время проезд функционировал без каких-либо деревянных конструкций.
Для датировки выявленных объектов, кроме вышеназванных
стратиграфических наблюдений, на участке раскопа были использованы
материалы археологических исследований оборонительного вала «города
Ярослава» по ул. Новопушкинская, осуществленных под руководством В. А.
Богусевича10 и П. А. Раппопорта 11 и в районе
Золотых ворот 12.
Сопоставление обмерных чертежей разрезов всех участков вала показало
полную идентичность не только в общих размерах насыпи, но и в таких
деталях, как расположение клетей, их размеры, наличие трех приставных
срубов со стороны поля, и, что важно,
- 112 -
Рис. 3. Деревянная мостовая проезда Печерских ворот XVIII в. Киев. Раскопки на пл. Октябрьской революции. |
- 113 -
Рис. 4. Лядские ворота XI в. Реконструкция М. А. Сагайдака. Рис. В. С. Шелягова. |
даже в способе обработки бревен, из которых сложены срубы, их диаметре и породе дерева.
Совокупность всех имеющихся данных позволяет говорить о том, что
первоначальный проезд, обнаруженный в «теле» крепостного вала,
сооруженного в 30-е годы XI в., вероятно, являлся
остатками летописных Лядских ворот древнего Киева.
1 ПСРЛ,— М.; Л., т. 2, стб. 427—428.
2 Там же, стб. 785.
3 Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей.— Киев, 1874, с. 22.
4 Толочко П. П. Історична топографія стародавнього Києва,— К., 1972, с. 83—85.
6 В работе отряда принимали участие архитекторы В. А. Харламов, В. А. Ленченко.
6 Сагайдак М. А. Великий город Ярослава.— Киев, 1982. с. 44—45.
7 Высоцкий С. А. Золотые ворота в Киеве.— Киев, 1982, с. 63.
8 Сагайдак М., Харламов В., Ленченко В. Південні ворота.— Знання та праця, 1982, № 2, с. 18—19.
9 Сагайдак М. А. Великий город Ярослава, с. 43.
10 Єфименко П. П., Богусевич Б. А. Кріпость Ярослава Мудрого в Києві— Вісн. АН УРСР № 12. с. 39—46.
11 Раппопорт П. А. Очерки по истории русского военного зодчества X—XIII вв.— МИА, 1956, № 52.
12 Высоцкий С. А. Золотые ворота в Киеве, с. 89.
- 114 -
С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!
|