Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека
И.О.Тюменцев
Страницы истории Троице-Сергиевой лавры: осадное сидение 1608-1610 годов
OCR и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по И.О.Тюменцев. Страницы истории Троице-Сергиевой лавры: осадное сидение 1608-1610 годов // Историко-археологический альманах. Вып. 2. стр. 217-218. Армавир, 1996 г.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены вверу страницы. (Как и в сборнике)
В начале XVII столетия Россия пережила первую в своей истории Смуту. Многолетняя братоубийственная война, вспыхнувшая вследствие глубокого кризиса, подорвала государственный порядок и поставила русский народ на грань национальной катастрофы. Понадобились неисчислимые жертвы, огромное перенапряжение земских сил, прежде чем удалось найти выход из тупика и вывести страну из "всеконечной беды". Весомый вклад в дело спасения Отчизны внесли защитники Троице-Сергиевого монастыря в 1608-1610 гг.
Историки, изучая оборону Троицы, широко использовали в качестве основного источника "Сказание" келаря Авраамия Палицына. Обнаруженные в архивах подлинные документы 1608-1609 гг. как защитников монастыря, так и тушинцев исследователи обычно использовали как важные дополнения и иллюстрации к рассказам Авраамия Палицына. Между тем, сопоставление этих документов разной политической ориентации позволяет с большой точностью восстановить подлинную картину Троицкой осады и критически осмыслить повествование Авраамия Палицына. Такой подход позволяет внести значительные уточнения в сложившиеся представления об этом ярком эпизоде Смуты.
Источники дают возможность выделить четыре основных периода в истории обороны Троицы. На первом этапе тушинцы имели значительное преимущество в людях (10 000 воинов самозванца против 2 500 троицких и примерно 1 000 мирных жителей). Однако, в войске Яна Сапеги - гетмана Лжедмитрия II — преобладала конница, а имевшиеся полевые орудия (не более двух десятков) были бессильны против мощных стен и 110 орудий Троицкой крепости. Очевидно, приверженцы Лжедмитрия II надеялись, что троицкие монахи, подобно другим русским людям, напуганы победами самозванца и сдадут крепость без боя. Но их ждало разочарование. Троицкие старцы составляли цвет русского монашества. Они прекрасно понимали, что вслед за присягой самозванцу грядет поругание веры, разграбление богатств монастыря и разорение его хозяйства, которые в годину испытаний давали помощь, приют и работу многим людям. Архимандрит и братия призвали осажденных на двухдневный пост и молитву. А в день памяти преп. Сергия Радонежского, использовав весь свой авторитет, убедили гарнизон крепости и мирян "верно служить царю, который в Москве будет", т.е. служить не конкретному лицу, а государю, признанному страной.
После безуспешных попыток убедить осажденных, сапежинцы попытались силой заставить их сдаться. Авраамий Палицын пишет, что осенью 1608 г. они якобы 6 недель бомбардировали крепость и предприняли 4 неудачных штурма. Проверка показала, что в действительности шестинедельного артобстрела не было, а штурм был только один. Рассказы о них келарь заимствовал из литературных источников. На самом деле тушинцы, не имея осадной артиллерии, были вынуждены вести подкоп под одну из башен крепости. Из-за морозов работы затянулись. Попытка сапежинцев, изрядно подогретых вином, неожиданным ночным штурмом 1 ноября 1608 г. захватить крепость была отбита. Неделю спустя, 9 и 11 ноября 1608 г., осажденные нанесли удачные контрудары по противнику: уничтожили подкоп, отбили часть сапежинской артиллерии и нанесли врагу значительный урон в живой силе. Документальные источники позволили установить, что весть о победах защитников Троицы дала толчок давно назревавшему восстанию против тушинцев в Замосковье и в Поморье. Авраамий Палицын рассказывает о многих явлениях в то время преп. Сергия Радонежского и его учеников, постоянно укреплявших боевой дух осажденных.
Второй период обороны Троицы — конец 1608 - лето 1609 гг. — явился временем тяжелых испытаний. Потерпев поражение в боях, сапежинцы попытались взять крепость измором, полностью блокировав ее. Вскоре в Троице подошли к концу запасы пороха, закончились дрова. Чтобы раздобыть топливо, защитники монастыря вынуждены били почти ежедневно делать вылазки в близлежащие рощи. Сапежинцы быстро об этом узнали и начали устраивать засады. Вылазные отряды понесли значительные потери. Осажденные страдали от стужи и однообразной пищи. В январе участились заболевания цингой. В феврале 1609 г. в Троице ежедневно умирало 20-30 чел., в апреле свыше
- 218 -
50 чел. Гарнизон крепости был обескровлен и запросил помощи у Василия Шуйского.
Авраамий Палицын повествует, что царь якобы долгое время оставался глух к просьбам о помощи. Документальные источники говорят об обратном: уже в январе 1609 г. Василий Шуйский безуспешно пытался помочь людьми и порохом. Месяц спустя ратникам из Москвы после кровопролитного ночного боя удалось пробиться в Троицкую крепость.
Келарь пишет в "Сказании", что лишения будто бы сломили дух казначея Иосифа Девочкина-Кочергина, некоторых монахов и мирян. Они якобы задумали сдать монастырь сапежинцам. Критический анализ троицких и сапежинских документов 1609 г. обнаружил, что это ложь заинтересованного лица. Действительно, лишения вызвали конфликт между властями монастыря и служилыми людьми. Дворяне, стрельцы и казаки полагали, что монахи должны щедро оплачивать их службу; иноки же утверждали, что нужно экономить. Камнем преткновения стал вопрос о выдаче спиртного после боя. Посыпались взаимные обвинения. Вскоре дело дошло до открытого столкновения между воеводой Григорием Долгоруким и властями монастыря. Стремясь любой ценой расправиться с противниками, Г.Долгорукий и его приверженцы обвинили казначея, а также поддержавших его А.И. Голохвастова и королеву-монахиню Марфу Старицкую в изменнических связях с Яном Сапегой. Подлинный дневник и тайные записи Я. Сапеги свидетельствуют, что за всю осаду ни один монах не изменил земскому делу. Не было тайных связей с гетманом у А.И. Голохвастова и М.В. Старицкой. Казначей пострадал безвинно. В конечном счете, архимандриту Иоасафу и соборным старцам удалось погасить конфликт и преодолеть разброд и шатания среди осажденных. Своим "крепкостоятельством" защитники Троицы сковали значительную группировку тушинцев и помогли земскому движению в Замосковье и Поморье набрать силу.
Поражения в ходе вылазом, лишения и раздоры дорого стоили защитникам Троицы: к лету 1609 г. из 300 монахов Троицкого и Подольного монастырей в живых осталось только 40; из 2,5 тыс. воинов в строю находилось только 200 человек. Сапежинцы пришли к выводу, что настал момент для решающего удара, так как уцелевшие защитники физически не могли удержать крепость. Они предприняли 2 штурма крепости — 28 июня и 28 июля 1609 г., но, несмотря на подавляющее превосходство, вновь потерпели поражение. Во время третьего приступа произошло настоящее чудо. В ночь приступа, сообщает Авраамий Палицын, защитникам Троицы, отчаявшимся дожить до рассвета, явился преп. Сергий Радонежский и укрепил их дух, обещая победу. Ночью во время приступа произошло непредвиденное: во тьме штурмовые колонны сапежинцев напали друг на друга. Бой шел всю ночь, а наутро сапеженцы пришли в ужас. Троицкие осадные сидельцы, наоборот, уверовали в свои силы. Летние бои у Троицы позволили правительственным войскам Михаила Скопина-Шуйского и Федора Шереметьева перегруппироваться и, опираясь на помощь земского ополчения, перейти, в наступление против тушинцев.
В ходе заключительного этапа обороны Троицы (конец 1609 — начало 1610 гг.) правительственные войска смогли оказать помощь осажденным в Троице. Накопив силы, гарнизон крепости возобновил вылазки, сила которых росла день ото дня. Одновременно Михаил Скопин-Шуйский, неожиданным ударом захватив Переяславль Залесский и Александров) Слободу, рассек тушинскую группировку в Замосковье надвое. Пользуясь тем, что сапежинцы увязли в боях у Троицы, воевода начал готовить удар на Дмитров, который должен был отрезать противника от основных сил в Тушине. Ян Сапега, почувствовав неладное, приказал снять осаду и начал отступление к Дмитрову. Но ему не удалось уйти от поражения: в Дмитрове его настиг и разгромил авангард правительственной армии. Героическая оборона Троице-Сергиевого монастыря окончилась полным поражением мятежников.
Проведенный критический анализ документальных источников позволил по-новому взглянуть на роль обороны Троице-Сергиевого монастыря в истории Смуты. В кромешной тьме братоубийства защитники крепости смогли сохранить единство, выработали принципы земского дела и тем самым указали русским людям путь к спасению.
С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!