Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека
М. И. Васильев Декоративное убранство крестьянского жилища
на северо-западе европейской части России
(по материалам Волотовского района Новгородской области)
OCR Осуществил Сергей Трофимов, сканирование и подготовку текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по
М. И. Васильев. Декоративное убранство крестьянского жилища на северо-западе европейской части России (по материалам Волотовского района Новгородской области) // Новгородский историчекий сборник, вып. 6 (16). СПб., 1997, стр. 222-238
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в сборнике)
Декоративное убранство жилища, являясь неотъемлемой частью крестьянской архитектуры, составляет один из элементов такой сложной системы, как культура. Архитектурный декор выполняет определенные функции, сила и значимость которых на разных этапах развития этноса меняется, находясь в самом тесном взаимодействии с другими частями культуры. Возникнув на определенной фазе исторического развития, внешний декор жилища опосредованно отражает особенности развития народа, складывающиеся под влиянием экономических, природных, исторических и социальных факторов. Поэтому использование этого элемента в качестве исторического источника представляет значительный интерес.
Данная тема, применительно к Северо-Западу европейской части России, изучена слабо. Здесь можно отметить работы Е. Э. Бломквист, Л. Н. Чижиковой, С. Б. Рождественской,1) которые рассматривают декор жилища в целом для русских или в контексте общего исследования архитектуры. Целью нашей статьи является исследование способов внешней декорировки народного жилища и эволюции техники изготовления украшений на примере Волотовского района Новгородской области.
Основным источником послужили полевые материалы, собранные автором в 1980—1981 гг.2) В результате исследований, проведенных методом анкетирования, были получены данные о декоративном убранстве крестьянских жилищ десяти деревень, что составляет более 10% всех населенных пунктов района. В трех из них (д. Березовка, Верехново и Горицы) было проведено сплошное анкетирование для получения статистических данных по различным элементам декора. Временные рамки исследования охватывают период с конца XIX в. по 1980—1981 гг. Весь собранный материал разбит на три хронологических периода: I — конец XIX в. — 1933 г.; II — 1934—1950-е гг.; III — 1960-е — 1980-1981 гг.3) Думается, подобное деление достаточно обосновано, поскольку границы периодов связаны с большими переменами в жизни крестьянства: 1933-й — в основном год завершения коллективизации, начало 1960-х гг. — мероприятия по новому развитию советской деревни.
1) Бломквист Е. Э. Крестьянские постройки русских, украинцев и белорусов: (Поселения, жилища и хозяйственные постройки) // ТИЭ. 1956. Т. 31; Чижикова Л. Н. Архитектурные украшения русского народного жилища // Русские: Историко-этнографический атлас. М., 1970; Рождественская С. Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М., 1981.
2) Архив автора.
3) За основу принята периодизация Л. С. Токсубаевой, кроме даты первого периода — у нее 1930-й год (см.: Токсубаева Л. С. Декоративное оформление русского сельского жилища на территории автономных республик Среднего Поволжья: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. М, 1980. С. 14).
- 222 -
Автором предложена следующая систематизация данных о декоративном убранстве крестьянских жилищ.
1. Материал, идущий на изготовление украшения (дерево, железо, краска и др.).
2. Форма украшения:4)
2.1. Скульптурные украшения:
а) круглая скульптура;
б) рельеф
— с фоном или «глухой» (барельеф, горельеф);
— без фона («ажурный рельеф»);
2.2. Плоскорельефные украшения:
— с фоном (контурные с выбранным фоном или с выбранным рисунком, завальные украшения с выбранным фоном или рисунком);
— без фона (сквозные, сквозные ажурные);
— комбинированные.
3. Техника изготовления украшения (выпиливание, резьба, сверление, рубка, долбление, выжигание и др.).
4. Мотивы орнамента (геометрические: городковые, трехгранно-выемчатые, ногтевидные и др.; зооморфные; растительные; тералогические; антропоморфные и смешанные),5) элементы орнамента.
5. Цветовая гамма.
Для русских Северо-Запада европейской части России, в том числе и для Волотовского района, основным материалом для украшения жилища является дерево. В настоящее время наряду с деревянными иногда встречаются украшения, выполненные из просечного железа. Кроме того, широкое распространение получает раскраска домов.
Рассмотрим первую, самую большую группу украшений — деревянные.
Наиболее украшенными деталями жилища Волотовского района являются причелины, наличники окон и подзоры. В среднем здесь более половины домов несут на себе декоративное убранство. Сводка сведений о распространенности украшений этих деталей жилища (исключая несложную обработку нижних концов причелин и нижней доски наличников, которые имеются почти во всех домах) по всем рассматриваемым периодам приведена в табл. 1.
Эти данные свидетельствуют, что степень распространения украшений в первом и третьем периодах была более значительна, чем во втором. Это можно объяснить уроном, нанесенным району в Великую Отечественную войну. Некоторое завышение процентного количества украшений в первом периоде обусловлено малой их выборкой (в д. Верехново сохранилось только 2 дома конца XIX — первой трети XX в.).
Следует отметить, что, несмотря на высокую степень распространения украшений этой группы, сама площадь украшаемой поверхности, особенно в первом периоде, была очень незначительной. Это и могло послужить причиной того, что корреспондент Русского географического общества, писавший о Старорусском уезде Новгородской губернии (ку-
4) За основу принята работа: Яковлев И. И., Орлова Ю. Д. Резьба по дереву. М, 1974. С. 17-19.
5) По: Токсубаева Л. С. Декоративное оформление... С. 12.
- 223 -
Таблица 1
Распространение деревянных украшений домов
Периоды |
Д. Березовка |
Д. Верехново |
Д. Горицы |
Среднее количество украшенных домов (в %) |
||||||
общее количество домов |
количество украшенных домов |
количество украшенных домов (в %) |
общее количество домов |
количество украшенных домов |
количество украшенных домов (в %) |
общее количество домов |
количество украшенных домов |
количество украшенных домов (в %) |
||
I |
7 |
7 |
100 |
2 |
2 |
100 |
10 |
5 |
50 |
83,3 |
II |
23 |
15 |
66 |
11 |
7 |
64 |
50 |
16 |
32 |
54,0 |
III |
4 |
3 |
75 |
22 |
13 |
59 |
7 |
6 |
86 |
70,0 |
да в прошлом входил Волотовский район) в 1916 г. сообщил, что там «наружных украшений нет».6)
Археологические исследования выявили декоративные особенности архитектурных украшений древнего Новгорода, заключавшиеся в преобладании украшений с выемкой внутрь материала (плоскорельефных) и в очень малом количестве скульптурных украшений.7) Эта традиция продолжает существовать в исследуемом районе и в более позднее время. Так, практически все материалы по декоративному убранству крестьянских жилищ в конце XIX в. — 1980-1981 гг. дают нам преобладание плоскорельефных украшений.
Соотношение той или иной формы этих украшений и техники их изготовления можно видеть на примере подзоров, которые сохраняются лучше, чем другие украшаемые детали жилища. К тому же декор подзоров очень сходен с декором причелин домов, а нередко и полностью идентичен ему. (Это относится как к подзорам, состоящим из одной, так и подзорам из двух досок, расположенных уступом. В последнем случае с декором причелин схожи украшения верхней доски или же сразу обеих досок подзора).
В первом периоде около половины украшений подзоров составляли плоскорельефные украшения с фоном и комбинированные (состоящие из плоскорельефных украшений двух видов: с фоном и без фона), выполненные техникой сверления, резьбы, долбления и выпиливания. Имеются, но в небольшом количестве и накладные сквозные украшения, имитирующие плоский рельеф с фоном (рис. 1). Они изготавливались в основном буравом и долотом (стамеской). Остальная часть приходится на плоскорельефные украшения без фона. Помимо выпи-
6) АГО, ф. 24, оп. 1, д. 105, л. X.
7) Колчин Б. А. Новгородские древности: Резное дерево // САИ. М., 1971. Вып. Е1-55. С. 9.
- 224 -
Рис. 1. Украшения подзоров.
1-7 — конец XIX — начало 1930-х гг.; 8, 11-12 — конец XIX — 1980-е гг.; 9-10 — 1930-е — 1980-е гг.
- 225 -
Рис. 2. Украшения наличников окон.
а-в —д. Горицы Горицкого с/с (а — 1910-е гг.; б — 1920-е гг.; в — конец 1920-х — начало 1930-х гг.);
г — д. Городцы Городецкого с/с, 1950—1960-е гг.
- 226-
Рис. 2 (продолжение),
д — д. Березовка Волотовского с/с, 1970-е гг.; е — д. Верехново Старского с/с, 1970-е гг.
ливания в значительной степени они выполнены сверлением и техникой долбления. Во втором периоде доля плоскорельефных украшений с фоном несколько уменьшилась. Затем они исчезают совсем, уступая место сквозным украшениям. Иногда, впрочем, встречаются и исключения. Украшения причелин одного дома в д. Городцы, построенного в конце 1970-х гг., выполнены наиболее древней — рубленой техникой.
Замену плоскорельефных украшений с фоном на накладные сквозные и сквозив можно проследить и на других архитектурных деталях жилища, например, наличниках окон. Если говорить о технике их изготовления, то в первых двух периодах они выполнялись техникой долбления, резьбе и выпиливания, в третьем периоде — почти исключительно выпиливания (с фоном и без фона), хотя орнамент остался прежним (рис 2).
Таким образом, из приведенного материала следует, что происходит постепенная замена более трудоемких техник — долбления и резьбы на выпиливание. Изготовление украшений сверлением сохраняет примерно одинаковое положение во всех трех периодах, его применение довольно значительно.
В исследуемый период изменениям подвергаются не только форма и техника исполнения декоративных украшений. Меняться могла и форма отдельных деталей крестьянского жилища. Такой процесс хорошо прослеживается на примере слуховых окон. В домах первого, реже второго периодов многие из них имеют циркульные или полуциркульные контуры — несомненный признак пригородной архитектуры. В третьем периоде форма окон значительно упрощается: остаются только прямоугольные окна, и очень редко — с полуциркульным завершением. Претерпевает изменения и конструкция рам слуховых окон, однако здесь процесс идет в сторону усложнения: с конца XIX в. до 1960-х гг.
- 227-
Рис. 3. Основные варианты фигурных стесов на нижних концах причелин (А-Г).
их конструкция аналогична конструкции рам окон жилых помещений дома, причем вплоть до 1930-х гг. рамы изготавливаются вообще эпизодически. С 1960-х гг. происходит распространение более сложных конструктивных форм оконных рам, которые зачастую можно рассматривать как своеобразное украшение крестьянского жилища. Таким же образом, в сторону усложнения, меняется и конструкция рам окон в пристройках дома (крыльцах, коридорах, верандах).
Значительный интерес представляет фигурная обработка нижних концов причелин, перенесенная затем и на концы нижних досок наличников окон (рис. 3). Подобный способ обработки, вероятно, подражает оформлению нижних концов стропил, эволюционируя в сторону большей художественной выразительности формы. Появление такого способа обработки причелин можно связать с распространением стропильной конструкции крыши.
Далее, рассматривая мотивы орнаментов, нужно отметить, что в исследуемом районе встречаются геометрический, зооморфный, растительный, эмблемный и смешанный мотивы.
Обратимся к мотивам орнамента украшений причелин и подзоров. Причелины — более ранняя по сравнению с подзорами архитектурная и художественная деталь жилища. С появлением последних украшения причелин перешли и на них. В дальнейшем происходит взаимообогащение декора этих деталей, и новые элементы орнамента могли
- 228-
переходить не только на подзоры, но и на свои «материнские» детали избы — на причелины. Наиболее распространенным мотивом орнамента украшений причелин и подзоров во всех исследуемых периодах является геометрический орнамент. Правда, наиболее часто он встречается во втором периоде. Уменьшение количества украшенных геометрическим орнаментом причелин и подзоров до 1930-х гг. связано с бытованием в этом периоде украшений и с растительным орнаментом, перешедшим на эти детали жилища с наличников окон. Эпизодически встречается в это время и сердечковый орнамент. В третьем периоде большое количество причелин и подзоров наряду с геометрическим орнаментом украшено только декоративными продольными канавками (так называемый продороженный тес).
Художественное оформление наличников во многом сходно с украшением причелин и подзоров и нередко завершает композицию всего декоративного убранства жилища, подчеркивая нарядность объемов всей постройки. Однако в отличие от декора причелин и подзоров в украшении наличников в первом периоде по сравнению с последующими большую роль играют растительные мотивы, а в третьем хронологическом периоде такое же значение приобретает сердечковый орнамент, получивший, правда, широкое распространение только в южной и центральной частях района (рис. 2).
Очень интересной и, возможно, перенесенной из других видов народного искусства является резьба на верхних досках наличников некоторых домов в д. Верехново. Узор состоит из чередующихся «дерев» (как указал мастер): елочек и лиственничных деревьев. В центре ее расположена фигура, могущая быть интерпретирована как сильно стилизованная «богиня плодородия» (рис. 2, е). Эти наличники были сделаны в 1970-х гг. (по словам мастера, «узор взят из головы»). Более ранних подобных изображений не зафиксировано, поэтому вопрос о их происхождении остается открытым.
В целом, наблюдая большое разнообразие элементов декорировки жилища в рассматриваемом районе, можно отметить преобладание геометрических мотивов в орнаментике дома. Они представлены здесь зубчиками различных форм, кругами и полукругами, зигзагообразными линиями, розетками, крестами и крестами в круге, прямоугольниками и ромбами и др. Самыми распространенными среди них являются зубчики различных форм, полукруги и зигзагообразные линии.
Зигзаги и зубчики различных форм имели очень широкое распространение и в древнем Новгороде.8) При этом характер зигзагообразных линий на бытовых предметах древнего Новгорода и архитектурных деталях исследуемого периода совершенно одинаков. Несомненное сходство наблюдается и при сравнении многих разновидностей городкового орнамента (зубчиков различных форм) на археологических и этнографических архитектурных деталях. Очень незначительные изменения орнамента заключаются в возрастании угловатости форм его элементов к концу XIX — XX в. по сравнению с археологическими материалами, что связано с большим применением пилы-ножовки. К этому следует добавить одинаковую технику изготовления кругов и крестов на гребнях древнего Новгорода, выполненных циркульным резцом, и таких же фи-
8) Колчин Б. А. Новгородские древности... Табл. 1-3, 5-8, 13, 14, 17, 23, 25, 43-45 и др.; рис. 13.
- 229 -
гур на архитектурных деталях современных жилищ, выполненных уже буравом (рис. 1).
Многочисленные примеры сходства геометрических орнаментов декора жилищ и бытовых предметов средневекового Новгорода и крестьянских домов западной части Новгородской губернии конца XIX — XX в. объясняются многими причинами. Важнейшей из них, по-видимому, является сходство применяемого инструментария, в котором главную роль играли топор, циркуль и бурав. Культурная преемственность, которая часто ставится во главу угла, зависит непосредственно от степени развития средств производства. Выведение же некоторыми исследователями геометризма северных орнаментов из недостаточной освещенности в условиях Севера, на мой взгляд, не является обоснованным.9)
Большое влияние на крестьянскую домовую резьбу оказал стиль классицизма. В результате этого декор изб дополнился многими новыми элементами и, что самое главное, уменьшились размеры самих орнаментальных узоров. Городские архитектурные приемы были приняты благодаря наметившемуся в это время изменению набора плотничьих инструментов, когда топор потеснила пила-ножовка, о чем говорили еще Н. Султанов и А. Бобринский.10) Кроме того, большое воздействие на сложение геометрических мотивов северной домовой резьбы оказали различные виды народного искусства.11)
Происхождение элементов декорировки жилища могло быть самым различным. Их история, несомненно, связана с историей самих архитектурных деталей. Например, причиной, вызвавшей появление полукружий на причелинах (рис. 1, 8), могло стать подражание самцово-слеговой конструкции крыши дома, точнее контурам торцов слег. Городковые орнаменты могли появиться под влиянием оформления нижних кромок крыш или «перенесены» с лемехов хором и культовых сооружений.
Продолжая исследование орнамента Волотовского р-на, нужно отметить, что очень незначительную группу составляют украшения с растительным орнаментом. Основными элементами этого орнамента являются изгибающаяся ветвь, завитки — образные фигуры, цветы (рис. 2, а). Большая часть их имеет несомненно городское, притом очень позднее происхождение. Это относится к украшениям первого хронологического периода (а большую часть украшений с растительным орнаментом составляют именно они), когда выпиловка была особенно сложной и выполнялась по трафарету.
Зооморфный мотив, к тому же позднего происхождения, встречен только на одном доме в д. Березовка. Он помещен на верхней доске наличника слухового окна и представляет двух дельфинов, обращенных головами друг к другу и образующих вместе с тем аркообразное завершение наличника с двумя перекрещивающимися кольцами под ним.
Эмблемные мотивы также редки. Мною зафиксирован только один мотив — серп и молот — на наличниках дома в д. Чураково Волотовского сельсовета.
9) Орфинский В. П. Деревянное зодчество Карелии. М., 1967. С. 41, 43.
10) По: Скворцов А. И. Русская народная пропильная резьба. Л., 1984. С. 29-31.
11) Там же.
- 230 -
Особую группу украшений составляет декоративная обшивка тесом жилища и его частей. В суждениях исследователей о функциях обшивки можно выделить два подхода. К. К. Романов и его последователи считают, что она играет почти исключительно декоративную роль.12) По мнению С. Б. Рождественской, тесовая обшивка вначале имела утилитарную, а позднее наряду с утилитарной и декоративную функцию.13) На мой взгляд, первая группа авторов сделала принципиальную ошибку. Она заключается в самом подходе к вопросу: понимании под обшивкой чего-то постоянного, застывшего, вечного, в то время как ее функции постепенно изменялись на протяжении всего периода ее существования. Мнение же С. Б. Рождественской не подтверждается материалами.
Дело в том, что обшивка крестьянских домов встречалась вначале только в образцовых помещичьих имениях, как например в с. Грузино Новгородской губернии,14) или в богатых промысловых селах (например, с. Палех Владимирской губернии).15) Безусловно, прав К. К. Романов, объясняя это явление культуры подражанием городской каменной архитектуре.16) Это воздействие наблюдалось и в деревянном культовом зодчестве, что подтверждается даже покраской обшивки церквей «под кирпич» — в желтый цвет.
По моему мнению, первоначально обшивка имела социальную функцию (прежде всего престижность), декоративная же обшивка играла незначительную роль,17) а утилитарная не принималась во внимание. Аргументом в пользу высказанной точки зрения могут служить материалы о том, что обшивались только дома богатых крестьян, не требующие ремонта и утепления. Кроме того, часто обшивали только фасадную, парадную стену,18) оставляя другие на произвол природной стихии.
Безусловно, объективно обшивка обладала не только социальной, но и утилитарной функцией, и многие шедевры народной архитектуры сохранились только благодаря наличию у них спасительной «тесовой рубашки» (конечно, если она была выполнена качественно и за ней был постоянный уход; в противном случае попадание влаги за обшивку способствовало еще более быстрому гниению сруба). Поэтому в дальнейшем понятие о роли обшивки изменилось, и она была
12) Романов К. К. Жилой дом в Заонежье // Крестьянское искусство СССР. Л., 1927. Т. 1: Заонежье. С. 43-44; Красноречьев Л. Е., Тынтарева Л. Я. «...Как мера и красота скажут» : Памятники древнего деревянного зодчества Новгородской области. Л., 1971. С. 18-19.
13) Рождественская С. Б. Русская народная художественная традиция... С 45.
14) По: Введенская А. Г. Из истории планировки русской деревни XVIII и первой половины XIX в. // Тр. ГИМ. М., 1941. Вып. 15. С. 84.
15) Шелехов Д. П. Путешествие по русским проселочным дорогам : 1-е дополнение к первому выпуску «Курса опытного русского сельского хозяйства». СПб., 1842. С. 59-60.
16) Романов К. К. Жилой дом в Заонежье. С. 43-44.
17) Это верно по отношению к первоначально наиболее распространенному способу обшивки — с горизонтально расположенными досками (нередко отождествляемому с представлением об обшивке вообще). Второй способ обшивки, вероятно, более древний и не получивший широкого распространения, — с вертикально расположенными досками — имел чисто практическое назначение.
18) Рождественская С. Б. Русская народная художественная традиция... С. 45.
- 231 -
принята крестьянством потому, что оказалась и хорошим средством защиты против разрушения сруба, и неплохим утеплителем. Особо это проявляется в районах с вырубленными хвойными лесами, где остро чувствуется недостаток строевой древесины. Но утилитарная функция не стала при этом самодовлеющей. Большое место в современном понятии роли обшивки продолжает занимать декоративность и в какой-то мере показатель материального благосостояния крестьянской семьи.
Однако этот вид крестьянского творчества незаслуженно выпал из поля зрения исследователей народной культуры. Из числа работ, затрагивающих его, можно назвать лишь указанную монографию С. Б. Рождественской.19) Такая ситуация возникла по одной только причине: из-за отрицательного отношения к нему искусствоведов и архитекторов.20) Не является обшивка видом народного искусства и у С. Б. Рождественской, хотя она, по ее мнению, и вбирает «в себя из окружающей внетрадиционной архитектурной среды то, что созвучно народной традиции».21)
Негативный подход исследователей к рассматриваемому вопросу можно принять только отчасти, а именно, по отношению к временному периоду XIX — начала XX в., когда обшивка только начинала свои робкие, зачастую неудачные попытки внедрения в крестьянскую среду. Впоследствии ситуация резко изменилась. Именно с 30-х, а особенно с 60-х гг. XX в. тесовая обшивка прочно вошла в крестьянский быт. Такое положение, на мой взгляд, сохранится до тех пор, пока будет вестись деревянное строительство. Дело в том, что народные мастера не просто заимствовали эту архитектурную деталь, а переработали ее, оставив только то, что выдержало проверку временем. Это и придает тесовой обшивке истинно народный облик. Думается, высказывание Г. К. Вагнера в защиту народности пропильной резьбы о том, что «следует преодолеть голос чисто личного вкуса»,22) вполне уместно употребить и в данном случае.
В настоящее время тесовая обшивка плоскостей стен, углов жилища, фронтонов, крылец, коридоров и веранд распространена на огромной территории.23) Зашивка тесом фронтонов (как и крылец, коридоров и веранд) не совсем соответствует понятию «обшивка дома», однако именно она послужила прототипом собственно обшивки. Массовое внедрение тесовой зашивки фронтонов произошло из-за нехватки строевого материала. Особенно остро ощущалась она вокруг Москвы и Петербурга, доказательством чему служат правительственные указы 1749 и 1758 гг., в которых предписывается заготавливать пиленый, а не топорный тес.24) Эти обстоятельства позволяют предполагать значительное
19) Рождественская С. Б. Русская народная художественная традиция...
20) Ополовников А. В. Русский Север. М., 1977. С. 22; Красноречьев Л. Е., Тынтарева Л. Я. «...Как мера и красота скажут». С. 19.
21) Рождественская С. Б. Русская народная художественная традиция... С. 45.
22) Вагнер Г. К. В. М. Василенко — исследователь народного творчества // Василенко В. М. Народное искусство: Избранные труды о народном творчестве X-XX веков. М., 1974. С. 14.
23) Рождественская С. Б. Русская народная художественная традиция... С. 45-46.
24) Скворцов А. И. Русская народная пропильная резьба. С. 15.
- 232 -
распространение дощатых фронтонов в средней и северо-западной частях Европейской России уже во второй половине XVIII в. Наличие же больших запасов леса на русском Севере и в Сибири способствовало сохранению там самцово-слеговой конструкции крыш до самого недавнего времени. Другой, также очень важной причиной распространения тесовых фронтонов стало строительство лесопильных заводов и появление продольной пилы в деревне.
Кроме употребления теса при зашивке фронтонов первоначально чаще обшивались только торцы бревен, стены же — значительно реже.25) С. Б. Рождественская считает, что обшивка стен в крестьянском хозяйстве появилась только во второй половине XIX в.26) Эту дату можно удревнить по крайней мере на половину столетия. Имеются данные о том, что, например, в с. Грузино Новгородской губ. крестьянские дома уже в 1804 г. были обиты тесом.27) Сведения об обивке тесом домов в 40-х гг. XIX в. даются и по с. Палех Владимирской губ.28) А в более позднее время корреспонденты сообщают об обычности этого явления.29)
Рассмотрим материалы по тесовой обшивке крестьянских жилищ Волотовского района. Прежде всего, они свидетельствуют о том, что количество обшитых домов по трем периодам крайне неравномерно. В первом периоде их единицы, во втором количество несколько увеличивается, а на третий приходится большинство. Наряду с увеличением количества обшитых домов происходят изменения и в способах самой обшивки. Статистические данные об этом процессе получены на примере зашивки фронтонов, являющихся самой массовой (100%) зашитой тесом частью дома (табл. 2), сопоставимой по тенденции изменения с обшивкой стен дома.
Таблица 2
Типы зашивки фронтонов (в % от общего количества обшитых домов)
Периоды |
Д. Березовка |
Д. Верехново |
Д. Горицы |
|||
Тип А |
Тип Б |
Тип А |
Тип Б |
Тип А |
Тип Б |
|
I |
57 |
43 |
100 |
0 |
80 |
20 |
II |
54 |
46 |
27 |
73 |
44 |
56 |
III |
50 |
50 |
27,6 |
72,4 |
28 |
72 |
Примечание: тип А — доски обшивки расположены горизонтально, тип Б — «елочкой».
25) См., например: Званцев М. П. Народная резьба. Горький, 1957. Иллюстрации; Скворцов А. И. Русская народная пропильная резьба. Иллюстрация.
26) Рождественская С. Б. Русская народная художественная традиция... С. 45.
27) По: Введенская А. Г. Из истории планировки... С. 84.
28) Шелехов Д. П. Путешествие... С. 59-60.
29) Например, в Крестецкому. Новгородской губ. (см.: АГО, р. 24, оп. 1, д. 105, с. X).
- 233 -
Табл. 2 наглядно показывает постепенное уменьшение процента домов, содержащих обшивку типа А, — один из признаков того, что она является более архаичной по сравнению с обшивкой типа Б. Об этом свидетельствуют и материалы по обшивке фронтонов второй половины XIX — начала XX в. из различных регионов европейской части России.30) Тип Б состоит из двух основных подтипов обшивки: в первом «ветви» расходятся вниз, во втором, наоборот, — вверх. Материалы исследования свидетельствуют о том, что первый подтип был распространен меньше, чем второй, и, вероятно, более характерен для первых двух рассматриваемых периодов. Второй подтип обшивки «елочкой» получил наибольшее развитие в третьем хронологическом периоде, в первом он отмечен лишь в некоторых домах д. Горицы (однако здесь, возможно, допущена поспешность в исследовании: при отсутствии первоначальных хозяев этих домов датировка фронтонов была произведена визуально и, несмотря на «старый» вид досок фронтонов, они могли быть сделаны и в более позднее время, чем сами дома).
Подобная картина отмечается и при рассмотрении обшивки стен жилища, крылец и веранд. Горизонтальная обшивка встречается только в домах, обшитых в первом периоде (рис. 4, а). Несколько дольше сохраняется горизонтальная обшивка крылец, но и здесь происходит снижение их количества, а в третьем периоде они являются редкостью. Зато увеличивается количество домов (особенно в третьем периоде) с обшивкой типа Б (рис. 4, в, г). Обшивка некоторых домов может относиться к переходному типу А-Б (рис. 4, б).
По обшивке фронтона можно проследить и эволюцию его архитектурной детали — балкона. В средней полосе России балконы были распространены реже, чем на Севере,31) являясь в основном декоративными.32) Собранные материалы позволяют говорить об очень малом их распространении и на территории Волотовского района. Однако вместо них здесь были широко распространены «накладные балконы» (или имитация балконов) (рис. 4, в, г). Количество их постоянно возрастает от первого к третьему периоду и достигает в настоящее время в среднем около 50%. Тенденцию резкого увеличения числа накладных балконов по сравнению с обычными балконами можно объяснить следующим образом.
Балкон не выдержал хозяйской проверки крестьянина, так как он, во-первых, очень мало использовался для практических нужд, а во-вторых, будучи открытым, быстро гнил и способствовал загниванию самого дома. Эти недостатки старались преодолеть путем закрывания специальным навесом или имитацией балкона. Последний способ и стал преобладающим. Вначале балкон сделали накладным. Затем пошли еще дальше: накладные доски исчезли (экономия материала) и балкон слился с плоскостью фронтона, выделяясь на общем фоне только вертикальным положением досок.
То же самое произошло и с декоративными балконами в обшивке стен. Народные мастера и здесь творчески переработали стиль казенных
30) Например: Званцев М. П. Народная резьба. Иллюстрации; ОПИ НГМ, № 1466, 1851/1-3, 1854, 2015, 2017, 2020 и др. (альбомы иллюстраций).
31) Такое положение сложилось, по моему мнению, из-за быстрого исчезновения в средней полосе России самцово-слеговой конструкции крыш.
32) См., например: Чижикова Л. Н. Архитектурные украшения... С. 14; Архив НФИ СПр, Р-900, л. 10, 11 и др.
- 234 -
построек (обшивка горизонтально лежащими досками). Основой для появления накладных балконов в обшивке стен, вероятно, стали декоративные балконы каменных зданий (связь их с севернорусскими террасами — «выходами» не подтверждается материалами). Однако эти элементы были переработаны затем в соответствии с иным материалом, объединившим в единый композиционный ряд декоративные балконы всей плоскости стены.
Похожий путь развития прошли и открытые мезонины. Не имея большого практического значения, они тоже превратились в чисто декоративный элемент — сердцевидную нишу, утратив при этом двери и балясины (рис. 4, г).
Очень популярным способом украшения досок (наличников окон и дверей, досок обшивки) является продороживание их особым инструментом — калёвкой. Первоначально этот инструмент использовался, вероятно, в столярном деле, затем стал применяться и в архитектуре (сначала им дорожили тес, шедший на покрытия крыш, а впоследствии — и для украшения архитектурных деталей).33) Степень применения этого вида украшений в Волотовском районе постепенно возрастает от первого к третьему периоду. В настоящее время он встречается практически на всех домах, в которых использованы для украшения доски.
Широкое использование мозаичной обшивки повлекло за собой изменение характера размещения украшений на жилище: в украшениях фронтона снизилась роль карниза, из него исчезли вторые доски подзоров, перешедшие частично в обшивку домов и редуцированные здесь в ряд вертикальных досок над окнами.
Большое распространение в настоящее время получила и раскраска домов. В Волотовском районе применяется только сплошная покраска в один, реже в два цвета. Более устойчивой является окраска окон — в белый цвет. В окраске дома предпочтение отдается голубым и зеленым цветам. Этот признак, как и обшивка тесом, является свидетельством роста материального благосостояния деревни в 1960—1980-е гг.
Очень малочисленную группу составляют изделия из просечного железа. Она представлена украшениями с зооморфными мотивами городского происхождения: в д. Горицы на крыше одного дома находится петух, в д. Раглицы (Волотовского с/с) — кот над трубой.
Подавляющее большинство домов Волотовского р-на украшалось мастерами своей или соседних деревень. Небольшое исключение составляла часть украшений первого хронологического периода, требующих высокой квалификации. Одни из них — пропильные украшения с растительным орнаментом — выполнялись уездными мастерами (Старорусского уезда). Другие — украшения с фоном, выполненные сверлением, рубкой и долблением, с геометрическим орнаментом — изготавливались мастерами из Псковской губ.
Суммируя сказанное, следует отметить, что в конце XIX — XX в. более половины жилищ Волотовского р-на Новгородской обл. имели декоративное убранство. Особенностью архитектурного декора рассматриваемого района являлась незначительная площадка украшаемой поверхности, а наиболее украшаемыми деталями жилища были приче-
33) Упоминание об использовании этого инструмента в архитектуре под названием «дорожников» встречается уже в документах XVI в. (см.: Соболева Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М.; Л., 1934. С. 89).
- 235 -
Рис. 4. Способы обшивки домов тесом.
а — тип А;
б — тип А-Б.
- 236 -
Рис. 4 (продолжение).
в, г — тип Б.
- 237 -
лины, наличники окон и подзоры. Массовое применение тесовой обшивки и раскраски домов во второй половине XX в. привело к резкому увеличению украшаемой поверхности.
Исследование показало, что наиболее быстрыми темпами в рассматриваемый период изменялась техника украшений: долбление и резьба заменялись выпиливанием. В то же время сверление сохранило свои позиции. Другие стороны декоративного убранства жилища являлись устойчивыми и имели глубокие исторические корни. Сопоставление этнографических и археологических новгородских материалов выявило наличие несомненного сходства в форме украшений (преобладание плоского рельефа) и мотивах орнамента (главным образом геометрического). Такая преемственность обусловлена несколькими причинами. Важнейшей из них, по моему мнению, является сходство применяемого инструментария. Появление тесовой обшивки домов связано главным образом с подражанием городской каменной архитектуре. Ее прообразом является зашивка фронтонов домов досками, которая возникает после замены самцово-слеговой конструкции крыши на стропильную. С течением времени сельские мастера творчески переработали «казенный» стиль обшивки горизонтально расположенными досками, создав принципиально иную, народную трактовку этого элемента декора. В целом материалы исследования позволяют присоединиться к выводу о том, что народное декоративное убранство жилища, впитывая в себя все полюбившиеся элементы и отсеивая вместе с тем все чуждое ему, теснейшим образом связано с другими видами народного искусства. Оно является неразрывной частью этого искусства и всей культуры народа в целом.
- 238 -
С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!