Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека
Г. К. Вагнер НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ВОРОНИН
OCR и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по
Г. К. Вагнер. НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ВОРОНИН // Советская археология, 1976, № 4, с. 254-256.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в журнале)
4 апреля 1976 г. на 72 году жизни скончался выдающийся советский ученый, доктор исторических наук, лауреат Государственной и Ленинской премий Николай Николаевич Воронин.
С именем Н. Н. Воронина связан важный этап советской науки — освоение великого культурного наследия русского народа. Своеобразный талант ученого проявился здесь во всей его широте и разносторонности. Н. Н. Воронин известен ярежде всего как исследователь древнерусской архитектуры, но для раскрытия этой ведущей отрасли русского искусства он глубоко проникал в изучение исторической эпохи, профессионально изучал и другие виды искусства и материальной культуры. Он был крупнейшим знатоком и древнерусской живописи, и прикладного искусства, и быта Древней Руси. За памятниками культуры Н. Н. Воронин всегда видел живых людей с их мировоззрением, творческими поисками, борьбой за справедливость и независимость. Изучая памятники культуры, Н. Н. Воронин стремился проникнуть как можно глубже в духовный мир человека Древней Руси. Н в этом он проявил себя талантливым историком в самом высоком смысле этого слова. Именно Н. Н. Воронину с его многосторонними знаниями было поручено ответственное задание — редактирование двухтомной «Истории культуры Древней Руси», в которой он выступил и как автор ряда глав. Коллективный труд, блестяще подготовленный во многом благодаря организаторской и редакторской работе Н. Н. Воронина, впоследствии был удостоен Государственной премии.
Н. Н. Воронин, историк и археолог, сделал значительный вклад в изучение летописания и литературы Древней Руси. Он по-своему старался осмыслить летопись Нестора, глубоко изучал литературное наследие Серапиона владимирского, дал остроумный комментарий к «Анонимному» сказанию о Борисе и Глебе.
В научной деятельности П. Н. Воронина проявился не только его талант историка, археолога и источниковеда, но и писателя. Литературное дарование Н. Н. Воронина было велико. Все его книги и статьи написаны интересно и на том блестящем русском языке, который он унаследовал от культуры предков исконной владимиро-суздальской земли.
Н. Н. Воронин родился в 1904 г. в старинном русском городе Владимире на Клязьме. Учился и получил среднее образование в своем родном городе. Древняя архитектура города, а также его пригорода Боголюбова, во многом способствовали пробуждению исторических интересов молодого Н. Н. Воронина. В 1926 г. он окончил Ленинградский университет, а в 1931 г. — аспирантуру при Государственной Академии истории материальной культуры (ГАИМК), где и остался работать, выбрав своей специальностью историю древнерусской архитектуры. Кандидатская диссертация на тему «Очерки по истории русского зодчества XVI в.» была защищена им в 1934 г. Государственная Академия истории материальной культуры, в стенах которой развивался талант Н. Н. Воронина, находилась в то время на передовых рубежах исторической мысли. Здесь сложился и закрепился тот историзм в научных воззрениях ученого, которым проникнуты все его исследования. Это качество стало давать замечательные результаты, когда Н. Н. Воронин посвятил себя исследованию древнерусской архитектуры. Открытые во время проводимых им археологических раскопок фундаменты древних сооружений (подчас только их скудные остатки) превращались после творческого осмысления Н. Н. Воронина в полно-
- 254 -
кровный архитектурный организм, от которого протягивались нити к его создателям — заказчикам и мастерам, к их воззрениям, вкусам, замыслам, а следовательно и ко всей культуре эпохи. Многолетние раскопки и исследования Н. Н. Воронина — археолога, историка и источниковеда, увенчались фундаментальным двухтомным трудом «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков» (т. I, М.; 1961; т. II, М., 1962), в котором развивается целая философская концепция автора по истории культуры Древней Руси того периода, когда формировались основы единого Русского государства. В 1944 г. эта работа была защищена Н. Н. Ворониным в качестве докторской диссертации, но ученый продолжал совершенствовать свой труд и в 1965 г. был удостоен за него Ленинской премии. Труд Н. Н. Воронина стал основополагающим в изучении древнерусского зодчества, так как в основу его была положена безусловно правильная концепция о национальных истоках древнерусского зодчества, корни которого уходили в культуру Киевской Руси. Для обоснования своих положений Н. Н. Воронин тщательно изучал зодчество не только русского Северо-Востока, но и Черниговщины, Новгородчины, Галицко-Волынской земли.
Предметом особого интереса Н. Н. Воронина за последнее десятилетие была архитектура древнего Смоленска. Ее изучение началось в 1962 г. в связи с необходимостью спасти от уничтожения руины древнего храма. Затем работы стали систематическими и продолжались в течение десятилетия. Уже за первые пять лет в Смоленске было раскопано семь монументальных зданий XII — начала XIII вв. В дальнейшем число их возросло.
Эти памятники открыли не только новую страницу, но и целую главу в истории древнерусского зодчества.
Расскопки Н. Н. Воронина в Смоленске обогатили и историю древнерусской живописи. Еще до недавнего времени ее смоленская «глава» представляла собой полную лакуну, и казалось, что невозможно ее восполнить. В итоге десятилетних работ экспедиции Н. Н. Воронина, при самоотверженной помощи опытных ленинградских реставраторов, удалось собрать значительное количество больших и малых фрагментов фресок, которые некогда украшали стены смоленских храмов. На этом материале Н. Н. Ворониным была написана книга «Смоленская живопись», находящаяся в печати.
Параллельно с книгой о смоленской живописи Н. Н. Воронин выступает как один из основных авторов подготовленного к печати фундаментального труда о смоленской архитектуре. И опять, как и при изучении владимиро-суздальского зодчества, перед читателем раскрывается картина не только архитектуры, но, в сущности, всей древней культуры Смоленска, с ее летописанием, пробуждающимся свободомыслием (Авраамий Смоленский), изобразительным и прикладным искусством.
Н. П. Воронин обладал титанической работоспособностью. Его перу принадлежит 350 работ, среди которых немало книг. Он был не только глубоким историком-исследователем, но и талантливым популяризатором. В 1958 г. им была написана небольшая книга «Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской», имеющая подзаголовок: «Спутник по древним городам Владимирской земли». Проникновенно щписанная и прекрасно изданная (издательство «Искусство»), она очень полюбилась читателю и выдержала семь изданий на европейских языках. «Спутник», написанный П. Н. Ворониным, лег в основу целой серии подобных книг других авторов.
Трудно назвать область древнерусской культуры, в которой Н. Н. Воронин не сказал бы своего веского слова. Его авторитет безусловно признавался всеми работающими в этой сфере.
Особенно много сил Н. П. Воронин отдавал благородному делу охраны памятников архитектуры. Многие уникальные сооружения древних мастеров обязаны сохранностью и научной реставрацией хлопотам и трудам П. Н. Воронина. Восстановленные в своем первоначальном облике, памятники древнего зодчества стали объектом музейного показа и массового туризма. Особое внимание уделял Н. Н. Воронин памятникам зодчества, вошедшим в так называемое «Золотое кольцо», в котором его родной город Владимир занял центральное место. Не случайно в дни
- 255 -
70-летия Н. Н. Воронина ему было присвоено звание «Почетного гражданина города Владимира». По собственному признанию юбиляра, эта награда была особенно дорога его сердцу.
Мало кто знал, что Н. Н. Воронин, казалось бы целиком поглощенный наукой, писал стихи. И это была вовсе не шалость пера, а глубокая внутренняя потребность самовыражения. Стихи Н. Н. Воронина — это особая философская лирика, достигающая высот большого драматизма. Его поэтический талант способствовал совершенствованию литературного языка научных работ. Хотелось бы видеть по крайней мере часть этого литературного наследия опубликованным.
Полвека отдано Н. Н. Ворониным изучению и популяризации великого наследия русских мастеров. Все, кто знал Н. Н. Воронина лично или по его книгам, всегда будут помнить его как певца этих народных талантов.
С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!