Rambler's Top100

Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека

В. А. Кучкин

О дате основания московского Данилова монастыря


OCR и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по
В. А. Кучкин. О дате основания московского Данилова монастыря // Вопросы истории, 1990, № 7. Стр. 164-166.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы (как и в журнале).



В научно-справочной и специальной литературе время основания древнейшего московского монастыря — Данилова — определяется различно. В конце XVIII в. полагали, что первый московский князь Даниил основал монастырь «около 13 столетия». Эту же дату привел и Амвросий, но в другой части своего труда назвал еще одну: 1272 год. П. М. Строев полагал, что Данилов монастырь был основан в начале XIV в., а В. В. Зверинский — во второй половине XIII века. Дионисий в одном месте своей работы почему-то остановился на дате «не позднее 1282 г.», а в другом — «не ранее 1272 г., но и едва ли позднее 1282 г.»1. Уже само количество предложенных дат показывает, что все они лишены серьезного обоснования. Тем не менее многие из них фигурируют в путеводителях по Москве, в том числе и в новейших2, создавая изрядную путаницу в представлениях о времени строительства Данилова монастыря. Чтобы определить его, необходимо обратиться к первоисточникам.

В древних памятниках письменности московский Данилов монастырь упоминается довольно редко. Более или менее подробный рассказ о нем содержит Книга Степенная царского родословия, составленная в 60-е годы XVI в., из которой можно узнать, что в XIV—XV вв. монастырь оскудел, а затем и исчез, «яко ни следу монастыря познаватися», осталась только церковь Даниила Столпника да рядом с нею сельцо Даниловское. Лишь при Иване Грозном монастырь был возобновлен3. Начало же монастыря описано в Степенной книге по более ранним летописным сводам, о чем свидетельствует ссылка: «яко же пишеть въ лЪтописаниихъ»4.

Действительно, в ряде летописей XV — первой половины XVI в. под 1330 г. приводится рассказ, содержащий сведения об основании Данилова монастыря. Наиболее древней из них была сгоревшая в московском пожаре 1812 г. Троицкая летопись. Но еще до нашествия Наполеона Н. М. Карамзин успел сделать из статьи 1330 г. этой летописи три выписки5. Они весьма существенны для доказательства древности известий о Да-


1 Историческое и топографическое писание первопрестольного града Москвы. М. 1796, с. 64; Амвросий. История российской иерархии. Ч. IV. М. 1812, с. 5; ч. VI. М. 1815, с. 1104; Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб. 1877, стб. 198; Зверинский В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. II. СПб 1892, с. 122; Дионисий. Даниловский мужской монастырь... в Москве. М. 1898, с. 4, 132.

2 Например, в книге Ф. Л. Курлата и Ю. Е. Соколовского «Познакомьтесь — наша Москва» (М. 1968) временем основания Данилова монастыря назван 1282 г. (с. 367), а в книгах тех же авторов «С путеводителем по Москве» (М. 1980) — конец XIII в. (с. 357).

3 Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 21, ч. 1. СПб. 1908, с. 298, 300.

4 Там же, с. 319. Эта прямая ссылка показывает, что Степенная книга не может считаться наиболее достоверным источником по истории московского Данилова монастыря, как в свое время полагал Амфилохий (Амфилохий. Летописные и другие сказания о св. благоверном князе Даниле Александровиче. М. 1873, с. 7).

5 Приселков М. Д. Троицкая летопись. Реконструкция текста. М.-Л. 1950, с. 360. прим. 2.


- 164 -



ниловом монастыре, но полностью содержания статьи 1330 г. не передают. Поэтому приходится обращаться к статье 1330 г. Рогожского летописца, дошедшего также в весьма древнем списке — 40-х годов XV века.

В этом летописце сообщается, что 10 мая 1330 г. Иван Калита в московском Кремле близ своего двора заложил каменную церковь Спаса Преображения. Далее рассказывается, что он учредил здесь монастырь и «приведе ту пръваго архимандрита Иоана», который «послЪди поставленъ бысть епископомъ Ростову» и «въ старости глубоцЪ къ господу отиде»6. Летописец не только отметил факт учреждения архимандритии в кремлевском Спасо-Преображенском монастыре, но и прокомментировал его. В этом комментарии и содержатся сведения о Даниловом монастыре. «Глаголють же нЪции отъ древнихъ отарець, — записал летописец, — яко пръвин бЪ князь Данило Александровичь сиа архимандритию имЪяше у святаго Данила за рЪкою, яко в свое ему имя церкви той поставленЪи сущи, послЪди же нЪ по колицЪхъ лЪтехъ сынъ его князь великий Иоанъ боголюбивъ сыи, паче же реши, мнихолюбивъ и страннолюбивъ и топлЪе сын вЪрою, и прведе отътуду архимандритию ту и близь себе оучини ю, хотя всегда въ дозорЪ видЪти ю...».

Таков древнейший рассказ о московском Даниловом монастыре. Поскольку он читался в Троицкой летописи, его можно по меньшей мере возвести к ее источнику — своду 1408 г. митрополита Киприана. Сама запись 1330 г. об основании Спасо-Преображенского монастыря и переводе туда архимандритии из Данилова монастыря сделана не ранее 1356 г., так как содержит сведения о поставлении в ростовские епископы Спасского архимандрита Иоанна и его кончине, а умер Иоанн в 1356 году7. Составитель записи трудился в Московском Кремле, поэтому Данилов монастырь, расположенный на правом берегу р. Москвы, и был для него «за рЪкою».

Из летописного рассказа следует, что каких-либо письменных источников, отдельных заметок, записей, документов о Даниловом монастыре у летописца не было, хотя он и стремился узнать подробности о первой московской обители. Летописец вынужден был ограничиться расспросами знающих людей («глаголють же нЪции древнихъ старець...»), возможно, живших в Кремле своих соседей. Если информаторы летописца были свидетелями того, как князь Даниил возводил монастырь на берегу Москвы, то они действительно должны были быть древними старцами. Ведь летописец писал после 1356 г., а Даниил Московский умер 5 марта 1303 года. Очевидцам построения Данилова монастыря должно было быть в конце 50-х годов XIV в. по 70-80 лет. Степень достоверности их припоминаний установить трудно. Но если они правдивы, то даже из сверхсжатого изложения этих воспоминаний летописцем можно извлечь определенные данные относительно древнейшей истории Данилова монастыря.

Прежде всего выясняется, что монастырь был построен первым московским князем Даниилом, а не кем-нибудь из его сыновей в память отца, что в средневековой Руси было делом нередким. Поэтому основание монастыря можно датировать годами жизни Даниила (1261—1303 гг.). Затем определяется место построения монастыря — на правом берегу р. Москвы, что соответствует положению позднейшего Данилова монастыря и села Даниловского. И наконец, весьма важен факт учреждения в Даниловом монастыре архимандритии. Это знак особого внимания к монастырю его ктитора — князя Даниила, не только основавшего монастырь, но и сделавшего его главным монастырем своего княжества. Не будет, видимо, большой натяжкой утверждать, что в ранний период существования Московского княжества настоятель Данилова монастыря был самым высоким духовным лицом в княжестве.

Если попытаться уточнить время постройки Данилова монастыря, следует принять во внимание три момента. Даниил Александрович ставил монастырь скорее не в расцвете своей деятельности, а к концу жизни, когда надо было думать о собственном пострижении. Он и умер, по выражению летописи, «в черньцЪх и в скимЪ»8. Санкцию на возведение настоятеля монастыря в ранг архимандрита Даниил мог получить от главы русской церкви в период определенного сближения с митрополитом и при отсутствии давления на последнего политических противников Москвы, в частности великого


6 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Пг. 1922, стб. 46.

7 Там же, стб. 64.

8 ПСРЛ. Т. 1. Л. 1926—1928, стб. 486.


- 165 -



князя Владимирского. Наконец, само местоположение Данилова монастыря по пути на юг от Кремля через Нижние Котлы, Коломенское и далее к Коломне указывает, что ему отводилась роль военного форпоста при нападениях на Москву монголо-татар. Поэтому возведение такого оборонительного заслона по времени должно координироваться с реальными угрозами Москве со стороны Орды.

Какой же период правления Даниила более всего отвечал этим условиям? Фактически московским князем Даниил стал не ранее 1270 г. (до того Москвой управляли наместники великого князя Владимирского), а активное политическое и военное соперничество с другими князьями Северо-Восточной Руси он начал с 1282 года. В первой половине 80-х годов XIII в. Даниил выступал в союзе с князем тверским против великого князя владимирского Дмитрия Александровича, но в 1287 г. — в союзе с последним против Твери. В 1293 г. Даниил вместе с Дмитрием Александровичем и Михаилом Тверским противостоял фактическому великому князю владимирскому Андрею Александровичу, пришедшему на Русь из Орды с ратью Дюденя.

Тогда ордынцы (впервые после Батыева погрома) сумели захватить среди других русских городов и Москву. В летописном известии об этом отмечается, что ордынцы «взяша Москву всю и волости и села». Но там ничего не сказано о монастырях, которых, возможно, в 1293 г. еще не было. После смерти в 1294 г. Дмитрия Александровича Даниил возглавил коалицию Московского, Тверского, Переяславского княжеств и Новгорода Великого против Андрея Александровича. Примирение между противниками произошло в 1297 году. Осенью 1300 г. Даниил рассорился с князем Тверским, ходил походом на Рязань, в конце 1302 г. захватил Переяславское княжество, которое должно было отойти Андрею Александровичу9.

Из этого обзора событий видно, что наиболее подходящим временем для строительства Данилова монастыря были 1297-1300 гг. — период, когда в этом регионе на время прекратились междоусобицы и после нападения в 1293 г. Дюденя Даниилу стала ясна необходимость защиты Москвы от вторжений с юга. Летом 1299 г. глава русской церкви митрополит Максим перенес свою резиденцию из Киева во Владимир-на-Клязьме и потому должен был охотнее откликаться на просьбы северо-восточных князей о церковном устройстве их княжеств, в частности об учреждении архимандритий. Даниилу было уже под 40 — возраст, солидный для человека Средневековья. Принимая во внимание, что в Древней Руси строительные сезоны начинались, как правило, летом, в рамках отмеченного периода наиболее вероятным временем основания первого в Москве Даниилова монастыря надо признать 1298—1299 годы. Археологическое обследование современной территории монастыря помогло бы полнее и хронологически точнее представить его раннюю историю.


9 Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.-Л. 1950, с. 325; ПСРЛ. Т. 18. СПб. 1913, с. 82; Биографию Даниила Александровича см.: Экземлярский А. В. Великие и удельнце князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. Т. II. СПб. 1891, с. 273-275; см. также: Новое о прошлом нашей страны. М. 1967, с. 58-63.


С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг
Mail.ru Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru