Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека
М. Ю. Брайчевский, В. И. Довженок Древнеславянское святилище в с. Иванковцы на Поднестровье
OCR и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по
М. Ю. Брайчевский, В. И. Довженок. Древнеславянское святилище в с. Иванковцы на Поднестровье // Краткие сообщения института археологии Украины. Вып. 2. Киев, 1953, с. 23-24.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в сборнике)
1. В с. Иванковцы, Ново-Ушицкого р-на, Каменец-Подольской области, обнаружены три каменных изваяния, изображающие древние божества. Первое из них представляет собою четырехгранный каменный столб с изображениями человеческих лиц на всех четырех сторонах. Второе представляет собою очень схематическую каменную фигуру бородатого мужчины с едва намеченными изображениями обеих рук и меча. Третье, разбитое сравнительно недавно и закопанное в землю, представляет собою также очень схематическое скульптурное изображение человека.
2. Все три изваяния расположены на территории поселения культуры полей погребений Черняховского типа, что имеет очень важное значение для решения вопроса об их датировке и этнической принадлежности.
3. Осенью 1951 г. в с. Иванковцы экспедицией Института археологии АН УССР были произведены небольшие разведочные раскопки в непосредственной близости от нынешнего местонахождения идолов. При этом четыре разведочные траншеи показали полное отсутствие каких-либо монументальных памятников. Таковые были обнаружены только в одной траншее (раскоп I), проведенной по линии к северу от подножия первого изваяния.
4. Здесь были раскопаны четыре ямы, расположенные по одной линии, протянутой от подножия изваяния в направлении на север, в заполнении которых встречались только обломки посуды, типичной для культуры полей погребений Черняховского типа, и кости животных. У наиболее отдаленной от изваяния ямы раскопаны остатки сооружения площадью 1,7*0,75 м. Это сооружение, опиравшееся на четыре угловых столба, имело, однако, довольно высокие стены, от которых сохранился сплошной развал печины, покрывавшей двумя слоями пространство вокруг ямы.
Тут же, в непосредственной близости от ямы, была расчищена правильной формы каменная вымостка, выложенная из больших плоских известковых камней. Размеры вымостки — 1,4*0.6 м.
5. В траншее V, проведенной близ второго изваяния, под мощным слоем золы был обнаружен край большой глиняной вымазки, очень хорошо обожженной, уходившей под межу и лежавшую фигуру. Ввиду того, что полное исследование этого интересного памятника невозможно до снятия изваяния и выкорчевки растущих здесь фруктовых деревьев, этот раскоп был законсервирован.
6. Раскопанные объекты ни в коем случае не могут быть объяснены как жилые или хозяйственные сооружения. Против этого говорит их характер, размеры и отсутствие бытового инвентаря. Большой интерес
- 23 -
представляют некоторые обломки керамики, — как например, обломок донышка миски, орнаментированной внутри, или обломок посудины, предназначавшейся для подвешивания, найденный в упомянутой выше постройке под завалом печины от стен.
7. На основании данных разведочных раскопок можно предполагать, что пространство близ местонахождения каменных изваяний было свободно от застройки; жилые кварталы поселения, повидимому, располагались восточнее, на мысу соединения двух речных долин. Там же обнаружены, как будто, и следы железоделательного производства в виде большого количества железных шлаков.
8. Учитывая характер раскопанных объектов, а также и общий характер культурного слоя на всей площади близ изваяний, следует рассматривать эти объекты в связи с каменными фигурами, на что указывает и определенная увязка их топографического размещения с первым из изваяний. Надо думать, что раскопанные в 1951 г. объекты имеют культовый характер и являются частью расположенного здесь святилища.
Культовые ямы типа раскопанных в Иванковцах известны на территории Восточной Европы с глубокой древности. Каменная вымостка. сложенная из крупных плоских камней, может быть объяснена в качестве жертвенника. Небольшое сооружение с высокими стенами и подвешенной внутри курильницей или лампадой также может найти свое объяснение в области культовых отправлений.
Кости, обнаруженные в ямах, должны быть истолкованы как кости жертвенных животных, а посуда — в качестве культовой посуды, служившей вместилищем для приношений.
9. Найденные на поселении две римские монеты конца II в. н. э. определяют нижнюю хронологическую границу существования поселения и святилища, но общий характер вещественного материала (керамики) говорит о более позднем времени; среди керамического материала встречены значительно более поздние вещи, дата которых может быть определена временем не ранее VI—VII вв. н. э. Поэтому датировка памятника должна быть распространена и на середину I тысячелетия н. э., а учитывая тот факт, что римские монеты I—II вв. н. э. обращались в среде восточных славян по крайней мере еще в IV—V вв., возможно допущение, что поселение и святилище следует датировать временем IV—VI вв. н. э
10. Увязка каменных изваяний с культурным слоем позволяет определить их как божества восточных славян первой половины и середины I тысячелетия н. э. Изучать их приходится с учетом письменных сведений о религиозных воззрениях антов (Прокопий), а также в сравнении с другими археологическими памятниками, отражающими древнеславянскую идеологию, известными на других славянских землях. Особый же интерес представляют аналогичные каменные изваяния Поднестровья, одним из которых является знаменитый Збручский идол или Святовит, изображающий, очевидно, то же самое божество, что и иванковецкое четырехликое изваяние.
- 24 -
С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!