Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека
Данилевский В. В. Алтайская экспедиция ВИА РККА 1938 г.
(Предварительный отчет начальника экспедиции)
OCR и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по
Алтайская экспедиция ВИА РККА 1938 г. (Предварительный отчет начальника экспедиции) // Вестник Военно-инженерной академии РККА им. В.В. Куйбышева. Вып. 25. Фортификационный сборник. М., 1939.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в сборнике)
Военно-инженерная академия РККА имени В. В. Куйбышева на протяжении нескольких лет проводит работу по выявлению, сбору и критическому изучению материалов по истории инженерной подготовки нашей родины.
Непременным условием данной работы является охват в процессе изучения по возможности всех видов источников. Соответственно такому положению работа проводилась по литературным, архивным и музейным материалам и особенно важным вещественным памятникам путем полевого изучения остатков военно-инженерных сооружений.
В 1938 г. проводилось изучение инженерной обороны алтайских и сибирских рудников и заводов в XVIII в.
Первые демидовские заводы и рудники (1726—1747 гг.), алтайские рудники и заводы Кабинета 1 (1747—1800 гг.), казенные и частные заводы Урала и Приуралья (1701—1800 гг.) — представляли основные конкретные объекты исследования.
Основной практической задачей экспедиции 1938 г. было выявление и сбор материалов, с последующим их изучением. Работы в отчетном году распределились на три основных этапа.
1. Работа в архивах и книгохранилищах.
2. Работы Алтайской экспедиции на местах.
3. Камеральная обработка материалов полевых и архивных исследований.
До 1 июля 1938 г. производилась предварительная работа в архивах и книгохранилищах, что было выполнено начальником экспедиции.
1 «Кабинет его величества» — орган, ведавший личным имуществом русских императоров. С 1747 по 1917 г. весь Алтайский горный округ принадлежал кабинету, т. е. представлял личную собственность царя.
- 133 -
В Архиве Академии Наук СССР изучался фонд академика И. Ф. Германа (фонд № 27), автора классических работ XVIII в. по истории сибирских и уральских заводов. Там же начато изучение фонда академика Г. Ф. Миллера (фонд № 27), автора классических работ XVIII в. по истории Сибири. В фонде И. Ф. Германа изучены материалы по самым заводам и рудникам, освещающие горно-заводское дело и почти не затрагивающее военно-инженерного дела (опись № 1 — текстовые документы, опись № 2 — графические документы). По фонду Г. Ф. Миллера удалось начать изучение чрезвычайно ценных документов как графических, так и текстовых, по истории сибирских укрепленных пунктов и линий.
Кроме того, продолжалась работа по фонду бывш. Кабинета в Центральном государственном архиве народного хозяйства в Ленинграде (ЦГАНХ), где хранятся основные текстовые и графические документы XVIII в. по алтайским рудникам и заводам, которыми монопольно владел Кабинет с 1747 г.
Исключительно ценные материалы удалось выявить и начать изучать в Центральном государственном военном архиве (ЦГВА), где сосредоточены важнейшие материалы по военно-инженерным сооружениям, входившим в непосредственное ведение военного ведомства.
Одновременно работы велись и по другим фондам. В результате удалось найти графические материалы по большинству из укрепленных пунктов, входивших в состав уральских и сибирских линий XVIII в. Некоторые из наиболее важных чертежей удалось выко-пировать, изготовив одновременно и некоторое количество фоторепродукций. Так же как и по ЦГАНХ, работы по ЦГВА продолжались во второй половине 1938 г.
На основании работы, проведенной в архивах и книгохранилищах, 3 июля 1938 г. был сделан командованию ВИА РККА отчетный доклад, а также доклад о задачах и плане работ специальной экспедиции, после чего началась работа Алтайской экспедиции ВИА РККА под моим руководством. Моим заместителем (как начальника экспедиции) был назначен военинженер 2 ранга В. Н. Ястребов.
Работа Алтайской экспедиции на местах продолжалась с 4 июля по 7 августа 1938 г. по маршруту: Новосибирск — Барнаул — Семипалатинск — Рубцовск — Змеиногорск — Верх-Алейск — Петропавловское — Ключи — Белорецкая — Андреевка — Белое озеро — Горная Колывань — Змеиногорйк — Барнаул — Бийск — Барнаул — Ново-Сибирск (рис. 1). В работе экспедиции принимали активное участие местные работники 1.
22 мая 1714 г. Петр I, находясь на галере Святой Натальи, подписал указ подполковнику Бухгольцу: «взять в Тобольске 1500 че-
1 В последующем изложении мы не придерживаемся нашего маршрута, останавливаясь в исторической последовательности только на более важны материалах, собранных экспедицией.
- 134 -
ловек воинских людей и с ними иттить на Ямыш-озеро, где велено лежать город» 1. После зимовки во вновь построенной Ямышевской крепости Бухгольцу предписывалось: «на будущую весну паки, возможно было скоряя, с теми людьми собравшись, иттить далеко к городку Еркету». Основной задачей было покорение тех мест «на Дарье-реке, где промышляют песошное золото». По дороге «от
Рис. 1. Маршрут экспедиции
1 Новосибирское областное архивное управление, фонд № 495, дело № 2.
- 135 -
Ямыша к Еркетю» предписали «в некоторых удобных местах, а имянно при реках и при лесах делать редуты для складки провианту и для камуникации, и чтоб редут от редута расстоянием больше не был как дней по шести, или по неделе времени от одного к другому было на проход, и в тех редутах оставливать по нескольку человек людей, по своему рассмотрению». В 1715 г. Бухгольц построил Ямышевскую крепость, а в 1716 г. — Омскую. В 1716 г. Ямышенская крепость была разрушена, но в 1717 г. она снова отстраивается Ступиным.
В 1717 г. он заложил Железенскую крепость, а в 1718 г. построил «на подобие четвертоугольной фигуры с деревянными стенами» Семиполатную крепость, получившую впоследствии название город Семипалатинск. В 1720 г. бригадир Лихарев построил Усть-Каменогорскую крепость.
Так началась история крепостей, построенных при Петре I на Иртыше, представлявшем в то время один из важнейших естественных рубежей империи. В 40-е годы XVIII в. перечисленные пять крепостей были включены в так называемую Иртышскую линию, в состав которой входило 39 укрепленных пунктов на протяжении 885 верст. В начале второй половины XVIII в. крепости перестроили «по всем правилам фортификации».
В июле 1938 г. мы обследовали местность, где была расположена Семипалатинская крепость (рис. 2) 1. От крепостных сооружений сохранились здесь, собственно, только ворота (рис. 3), да несколько построек, находившихся на территории крепости (гауптвахта и др.). Ворота сложены из камня на известковом растворе, оштукатурены. В нижней части, у подошвы камни заметно выломаны. У входного и выходного проемов были двухполотенные ворота, ныне отсутствующие. Одновременно с обследованием, произведенным на месте, работники Алтайской экспедиции ознакомились в Семипалатинске с материалами Восточно-казахстанского областного краеведческого музея, в котором хранятся замок и ключи крепости, а также планы: Семипалатинской крепости (1800, 1803, 1812, 1829, 1831, 1865 гг.), Омской крепости (1851 г.), Усть-Каменогорской крепости (1813, 1854, 1857, 1863 гг.) и некоторые другие старые планы укрепленных пунктов, существовавших в прошлом на территории Восточного Казахстана. Все материалы по истории военно-инженерных сооружений, находящиеся в Семипалатинске, взяты экспедицией на учет.
В 1723 г. русские «рудознатцы» «достигли до горы Синюхи, находившейся тогда на границе владения одного зюнгорского (т. е. джунгарского. В. Д.) князька, неподалеку от озера Колывани, и в юго-западной оконечности ее нашли «чудские копи, а в них рудные признаки, состоящие из землистой медной лазури» 2. В 1726 г.
1 Центральный государственный военный архив, фонд № 3, дело 188.
2 Горный журнал, ч. 1, кн. 2, стр. 328, 1836.
- 136 -
Рис. 2. План крепости Семипалатной
- 137 -
берг-коллегия выдала Демидову разрешение на постройку здесь медеплавильного завода, построенного в 1727 г. у р. Локтевки и перенесенного в 1729 г. на новое место, где он и находился впоследствии. Экспедиция ВИА ознакомилась с районом горы Синюхи и расположенного у ее подножья Белого озера (на пути из Багрушихи в Колывань). В нашем распоряжении теперь имеются планы и другие материалы, по «Первоначальному» руднику — первенцу русского гор. нозаводского дела на Алтае — и по первому алтайскому заводу — Колыванскому, т. е. по первым промышленным объектам Алтая, потребовавшим специальных мероприятий по инженерной обороне последних в данном районе.
Рис. 3. Остатки ворот Семипалатной крепости
Ценные материалы дало ознакомление работников экспедиции с месторасположением Колыванского завода, у существующей до сего времени плотины которого ныне расположен, на месте старого завода, Колыванский шлифовальный завод, знаменитый своими великолепными изделиями из ревневских яшм, белоречитов и других чудесных алтайских камней. Именно здесь была создана первая на Алтае крепость-завод (рис. 4), детальные планы которой удалось разыскать. Колыванскую крепость в 50-х годах XVIII в. перестроили, о чем свидетельствуют документы и планы XVIII в., разысканные в архивах. Как и в большинстве населенных пунктов, возникших на месте, где были расположены в старину укрепления, остатки таковых в Горной Колывани почти полностью исчезли.
Барнаульская крепость-завод существовала с 1739 г. Со времени перехода алтайских рудников и заводов в собственность Кабинета (1747 г.) Барнаул стал главным администратором и
- 138 -
Рис. 4. План Колыванского завода
- 139 -
производственным центром Алтая и остается таким и в настоящее время. Остатки фортификационных сооружений, существовавших здесь в XVIII в., полностью исчезли в связи с городским строительством. Заводская же плотина, построенная в XVIII в. и подвергавшаяся впоследствии значительным переделкам, сохранилась (заводской пруд спущен). Сохранились также многие из старых заводских зданий, использованные для лесопильного завода, занявшего теперь площадку старого сереброплавильного завода.
Экспедиция детально ознакомилась с материалами Музея Алтайского края, находящегося в Барнауле. По истории инженерной обороны края материалов в музее нет. К военной технике из экспонатов имеют отношение только интересные образцы оружия алтайских партизан времен гражданской войны, в числе которых особенно ценна казнозарядная пушка кустарной работы, сооруженная в поселении бывш. Павловского завода, что на р. Касмале.
Значительный интерес представляют некоторые материалы Музея по истории горнозаводской техники; в общем Музей не слишком богат.
Чрезвычайно ценные материалы удалось разыскать в Алтайском краевом архивном управлении, где нами изучены описи архивных фондов и изучались многие из дел, содержащие документы XVIII в. по истории инженерной обороны и горнозаводского дела на Алтае. В числе изучавшихся дел многие относятся непосредственно к военным вопросам: дела о постройке на заводах крепостей, дела об артиллерии, артиллерийских служителях, артиллерийских пальбах и т. д.
Также учтены нами и частично собраны богатые материала по истории классовой борьбы на Алтае в XVIII в. Помимо учета дел из фондов № 1 и 2, нами учтены дела по Барнаульской и Локтевской горной конторам, а также и другие. Сделаны выписки и выкопировки из многих дел.
В середине 30-х годов XVIII в., по следам древних «чудских» разработок было открыто ставшее впоследствии столь знаменитым Змеиногорское месторождение. К 1735 г. относятся пробные плавки на медь Змеиногорских руд, оказавшихся недостаточно богатыми для выплавки данного металла. После перехода алтайских рудников и заводов в собственность Кабинета в 1747 г., «Главный Змеиногорский серебро- и золотодержащий рудник» становится важнейшим из всех рудников Алтая на всем протяжении XVIII в. В 50-е годы XVIII в. здесь была построена одна из наиболее мош-ных алтайских крепостей, предназначенная для защиты важнейшего производственного объекта того времени (ранее существовали здесь небольшие деревянная и мазанковая крепостцы).
При обследовании территории Змеиногорска нам не удалось установить наличия явных остатков фортификационных сооружений
- 140 -
XVIII в., исчезнувших в результате городского строительства, а также и поверхностных работ на территории рудника. Наличие в нашем распоряжении многих планов Змеиногорска XVIII в., выкопированных в Ленинграде в ЦГАНХ, позволило восстановить на местности расположение Змеиногорской крепости, а также и производственных сооружений XVIII в., вплоть до отдельных шахт, похверковь1. Великолепно сохранилась здесь плотина на р. Змеевке (в XVIII в. — плотина второго похверка), значительно усиленная впоследствии. Сохранилось здесь много остатков знаменитой гидросиловой установки К. Д. Фролова, не имевшей равных себе в XVIII в. Сохранились водоотливные штольни и кунсштаты 1 (на глубине около 50 м), в которых были установлены циклопические водяные колеса.
Обследовали мы также всю трассу чугунной дороги П. К. Фролова 1806—1809 гг., первой в России чугунной дороги, вышедшей за пределы заводского двора, и первой чугунной дороги, сооруженной вообще за пределами Англии. Насыпь и остатки сооружений (сваи) сохранились на всем протяжении трассы дороги, за исключением места пересечения ее современной дорогой, а также виадука через р. Корбалиху 2. Как и в прочих случаях здесь была произведена соответствующая фиксация изучавшихся памятников.
Крепость Колыванского завода и крепость Змеиногорского рудника, как известно, входили в состав укрепленной линии, проходившей от Шульбинского завода через Змеиногорск, Колывань, Чагирский рудник и далее, через ряд укрепленных пунктов к Ануйской. Катунской и Бийской крепостям, замыкавшим проходы из горных районов в долину р. Оби. Линия продолжалась далее от Бийска через Новиковский форпост и другие укрепленные пункты, до Кузнецка. В 60-е годы XVIII в. приняли решение построить новую укрепленную линию к юго-востоку от упомянутой с тем, чтобы она не проходила по территории рудников и заводов, а прикрывала таковую от возможных нападений со стороны пограничных народов. В результате такого решения была построена вторая Колыванская линия, начинавшаяся от Усть-Каменогорской крепости и примыкавшая к первой линии у Чарышской. Как основные пункты, в состав новой линии включили: Бобровский редут, Секисовскую, Верхубинскую и Плоскую защиты, Верх-Алейский форпост, Ключевский
1 Установки для измельчения руды (толчеи с приводом от водяных колес) и последующей промывки ее с целью обогащения. Не удалось разыскать и изучить чертежи и детальные описания XVIII в. всех Змеиногорских похверков, начиная с похверка 1748 г. и включая похверки К. Д. Фролова.
2 Кунстштаты — подземные выработки, в которых были установлены гидравлические колеса рудоподъемных и водоотливных машин. Высота таких подземных выработок кунстштатов К. Д. Фролова составляет до 20 м.
3 Данилевский В., Первая чугунная дорога, построенная на Алтае в 1806—1809 гг. «Труды Ленинградского индустриального института», 1939.
- 141 -
Рис. 5. Верх-Алейский форпост
- 142 -
редут, Белорецкий и Андреевский маяки, Тигирецкии форпост, Юровской и Тулатенский редуты.
На протяжении данной линии мы детально обследовали остатки укрепленных пунктов: Верх-Алейского, Ключевского, Белорецкого, Андреевского.
Из Змеиногорска до Петровской удалось проехать на автомобиле. Остальной путь от Петровской до Багрушихи проходил почти по бездорожью, по горно-таежному району, по долинам рек Глубокой, Алея, Белой, Большой Амелихи и других. Зачастую проезд оказывался возможным только по самому руслу горных протоков. Путь сильно затрудняли непрерывные дожди. Но все трудности полностью окупились достигнутыми результатами.
В современных поселениях только в лучших случаях сохранились ничтожные остатки инженерных сооружений (Семипалатинск), а по большей частти остатки старых крепостей исчезли без следа 1. Здесь же, в отдаленных мало населенных уголках Алтая великолепно сохранились остатки старинных сибирских укрепленных пунктов (рис. 5-7).
Наиболее значительное из обследованных в данном районе укреплений — Верхне-Алейский форпост, расположенный на площадке на склоне горы, над левым берегом р. Алея, невдалеке от впадения в него р. Глубокой. Форпост был расположен невдалеке от Алейского завода (построенного в 1774 г.). Месторасположение выбрано чрезвычайно удачно, так как форпост не только защищал завод, но и замыкал проход по долине р. Алея, командуя над всей прилетающей поймой. Хорошо сохранились рвы и валы. Во время обследования можно было видеть во всех деталях очертания четырехугольного форпоста бастионного типа, полностью соответствующие плану, составленному в 1803 г. 1 (см. рис. 4).
Ограду форпоста составляли земляной вал с бермой и ров с гласисом. С внутренней стороны к валу примыкал деревянный заплот. На территории укрепления находились солдатские казармы А, пороховой погреб В, цейхгауз для пушек С, провиантские магазины D. В укреплении имелось двое ворот: в юго-западном и северо-восточном фасах. Со стороны юго-западного фаса к форпосту примыкал «казакский форштат», огражденный надолбами. На территории форштата в 1803 г. находилось 23 жилых строения E и провиантский
1 Помимо указанных выше пунктов, с таким же положением пришлось столкнуться в г. Бийске, где по существу полностью исчезли остатки крепости — одной из наиболее мощных для Алтая в XVIII в. Из-за разлива р. Катуни и крайне неблагоприятной погоды нам не удалось обследовать остатки Катунской и Ануйской крепостей. В Бийске мы посетили музей и архив, не давшие нам ничего нового и располагающие несравненно более бедными материалами, чем имеющиеся у нас в результате работы в архивных фондах ВИА и Центральных государственных архивов.
2 Центральный государственный военный архив. Ленинград, фонд № 3, Дело № 611. Генеральный чертеж 1803 г., на котором даны планы 11 укрепленных пунктов от Усть-Каменогорска до Тулатинского редута.
- 143 -
Рис. 6. Ключевский редут
- 144 -
магазин. К тому времени строения в укреплении значились уже как «впусте стоящие и ветхие».
Прилегающее к форпосту поселение впоследствии было перенесено и в настоящее время вблизи остатков форпоста жилья нет, что благоприятствовало сохранности земляных сооружений данного укрепленного пункта, утратившего свое значение к началу XIX в.1 Помимо общего осмотра местности и фиксации остатков форпоста, необходимых для уточнения архивных материалов, нами собраны фольклорные материалы, связанные с данной местностью и Алейским заводом.
От форпоста Верх-Алейского, через станицу того же названия, с. Петровское и с. Ключи мы проехали к редуту Ключевскому (рис. 6), расположенному примерно в 8 км от с. Ключи. Место для постройки редута и здесь было выбрано весьма удачно. Редут расположен на небольшой площадке, на склоне горы у левого берега р. Глубокой, невдалеке от водораздела р. Глубокой и Белой. Проход здесь возможен только через ущелья, над которыми полностью командует редут. Обход через высокие горные хребты практически невозможен (наиболее высокая из вершин у редута носит название горы Маячной, видимо, от «маяка», т. е. от данного редута).
Строители редута Ключи применили формы, типичные для многих сибирских укреплений XVIII в. Внутри укрепления (рис. 5) находились: офицерский дом A, пороховой погреб В и цейхгауз С, окруженные деревянным заплотом. Земляная ограда была образована валом с небольшой бермой и рвом. За гласисом, по всему полигону, проходили надолбы. Надолбами же было окружено прилегающее к редуту поселение — «казакский форштат» D 2.
По своему очертанию земляная ограда редута вписывается в квадрат, углы срезаны и отдельные фазы образованы входящими углами. Орудия располагались на деревянных помостах в углах редута. Ворота у редута были одни — со стороны форштата. Ров и вал сохранились лучше всего по северному и западному фасам. Южный и восточный фасы трудно проследить, так как они теперь сильно заросли лесом.
Значительный интерес представляют остатки Белорецкого маяка, расположенного на левом берегу р. Белой, почти напротив современного поселения — Белорецкой (рис. 7). В отличие от Верх-Алейского и Ключевского, данный укрепленный пункт расположили непосредственно в пойме реки, примерно в 40-50 м от ее берега. Расположенный в сравнительно узкой долине (350-400 м), ограниченной весьма крупными горными склонами, Белорецкий маяк удачно замыкал проход по долине р. Белой, а также прикрывал удобный для переправы брод. Маяк — квадратного начертания. Ограду укрепления образовывали вал с небольшой бермой, ров, гласис и надолбы (надолбами был огражден прилегающий форштат О). Внутри
1 Станица Верх-Алейская уже давно перенесена в долину р. Алея, на несколько километров выше по течению реки.
2 Теперь никакого поселения у редута нет, и его остатки обильно покрыты растительностью.
- 145 -
Рис. 7. Белорецкий маяк
- 146 -
укрепления находились офицерский дом А, пороховой погреб В, цейхгауз D.
Вал и ров Белорецкого маяка хорошо сохранились, особенно в западном и южном фасах. К началу XIX в. Белорецкий маяк, как и другие укрепленные пункты этой линии, уже утратил значение. Казенное строение в нем значилось в 1803 г. «ветхим и впусте стоящим».
Из-за недостатка места мы не останавливаемся на многочисленных прочих материалах по данной линии, собранных нами, а также и на других материалах по сибирским крепостям 1.
Работы Алтайской экспедиции 1938 г., частично освещенные выше, закончились выявлением и изучением документов, хранящихся в Новосибирском областном архивном управлении, где проведены работы главным образом по так называемому фонду Пограничного комитета (фонд № 1020). Фонд содержит оригинальные документы от начала 40-х годов до конца XVIII в. Всего по данному фонду удалось взять на учет и просмотреть свыше 12 тыс. листов оригиналов XVIII в. По своему содержанию документы фонда № 1020 чрезвычайно разнообразны. Они охватывают все стороны, относящиеся к военной деятельности в Сибири того времени: от секретной переписки, указов, всевозможных мнений, проектов и вплоть до детальнейших рапортов о работах, производившихся по отдельным крепостям, о ремонте их, о расходе и составе рабочей силы, об условиях труда, о технике работ и о многом другом. С некоторых наиболее ценных документов из фонда № 1020 сняты копии, равно сделаны выкопировки многих чертежей, связанных с производством работ в укрепленных пунктах. Кроме того, в Новосибирске проводились работы по изучению фондов № 495, 827, а также по фондам планов и чертежей, и по некоторым другим. Изучение обширных фондов Новосибирского архива, как и Барнаульского, только началось и обязательно должно быть продолжено.
Работая по нашей тематике в советских архивах, изучая на месте остатки военно-инженерных и горно-заводских сооружений XVIII в., приходилось все время испытывать чувство гордости за русский народ, за его великие творческие силы. Все время приходилось сталкиваться с оригинальными и глубокими решениями весьма сложных проблем.
Строители военно-инженерных сооружений Западной Сибири в XVIII в., как свидетельствуют документы, создали много оригинальных и в то же время рациональных, очень выгодно примененных к
1 Ограничимся справкой, что в нашем распоряжении теперь имеются планы XVIII и начала XIX вв. для всех укрепленных пунктов Алтая, а также и прилегающей к нему части Западной Сибири.
- 147 -
местности сооружений 1. В условиях далекой Сибири в XVIII в. была проведена огромная напряженная работа как по обороне алтайских рудников и заводов, так и по инженерной обороне границ государства. К сожалению, эта работа не получала до сего времени должного освещения в печати. Полностью отсутствуют специальные исследования, посвященные военно-инженерному делу рассматриваемой эпохи и территории. Только некоторые исследователи, прежде всего Ласковский, затрагивали попутно данные вопросы, требующие детального и тщательного критического исследования.
Нет, конечно, ничего удивительного в том, что обитатели горно-таежных районов, посещенных нами, ничего не знают об интереснейшей инженерной работе, проведенной в данном крае в XVIII в. Но никак непростительно, что об этом по существу не знают местные городские работники, чрезвычайно интересующиеся историей своего края.
Во время работ экспедиции пришлось убеждаться, что исторические памятники, которыми мы обязаны гордиться, полностью беспризорны и почти совсем забыты. Абсолютно никакой работы по охране исторических памятников в обследованных районах нам не пришлось ни разу наблюдать.
Печальный, но характерный факт: в Змеиногорске в беседах со всеми руководящими работниками выяснилось, что ни один из них даже не подозревал, что именно здесь, в Змеиногорске, была построена первая русская чугунная дорога, о существовании следов которой они даже и не знали. Только одно имя И. И. Ползунова 2, хотя и совсем в недостаточной мере, пользуется популярностью на Алтае.
Что же касается, например, таких деятелей, как Плаутин, Плутов, Лихарев, Ступин, и многих других сибирских фортофикаторов XVIII в., то о них полностью забыли.
Наш долг всемерно продолжать разработку истории нашей родины в пределах нашей темы, не только представляющей значительный теоретический и практический интерес, но имеющей и немалое политическое значение. В этой работе нам уже оказали большую моральную поддержку и практическую помощь местные работники, всегда с исключительным интересом относившиеся к нашей теме и стремившиеся предоставить нам все требующиеся материалы.
Работники краевых организаций Алтая, представители местных органов власти, местная интеллигенция, рабочие и колхозники везде окружали экспедицию вниманием и оказывали посильную помощь. За сотни километров от железной дороги, в глубинах рудного Алтая, у подножья великолепной Синюхи и Тигирецких белков, на берегах стремительных горных протоков Алтая и великих сибирских рек — везде мы были в своем родном доме.
1 На этих материалах мы лишены возможности остановиться из-за ограниченности места.
2 Ползунов И. И. первый построил на Алтае паровую машину для фабричных целей в середине XVIII в.
- 148 -
После окончания полевых работ Алтайской экспедиции, осенью 1938 г. мы немедленно приступили к камеральной обработке собранных материалов. Одновременно продолжались работы по выявлению, учету, сбору и изучению материалов в архивах и книгохранилищах Ленинграда.
За сентябрь-декабрь 1938 г. значительная работа проведена в Центральном государственном военном архиве и Центральном государственном архиве народного хозяйства. Тематику нашей работы мы расширили, проведя розыск неопубликованных материалов по некоторым восточно-сибирским 1 и уральским крепостям 2, а также по восточно-сибирским 3, уральским 4 и оренбургским 5 заводам-крепостям.
Материалы по таковым выявлены, изучались и частично выкопированы в ЦГАНХ, ЦГВА, а также по фондам Государственной публичной библиотеки, Академии Наук и Русского географического общества 6.
Одновременно проводилось изучение опубликованных материалов по укрепленным пунктам как Западной, так и Восточной Сибири XVII—XVIII в.
В результате наши исследования охватили в целом всю территорию Западной Сибири, а также Восточного Казахстана в прииртышской его части. Попутно, для полноты исследования, частично изучались вопросы истории инженерного дела в XVII—XVIII вв. на сопредельных территориях (Урал, Оренбургские степи, Восточная Сибирь).
Результаты работ будут освещены в одном из сборников Академии в виде статьи или отдельной брошюры.
1 Кяхта, Чикой, Селенгинск.
2 Горный щит, Кичуйская крепость.
3 Нерчинский и Уровский заводы.
4 Заводы: Екатеринбургский, Егошихивский, Каменской, Полевской, Сысертский, Уктуский.
5 Заводы: Архангельский, Богословский, Богоявленский, Верхнетроиакий, Воскресенский, Каноникольский, Катав-Ивановский, Преображенский.
6 Значительную помощь в данной работе по двум последним учреждениям оказал нам кандидат исторических наук В. А. Каменский.
- 149 -
С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!