Rambler's Top100

Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека

С. В. Копылова

К датировке каменного строительства в Тюменском Троицком монастыре


OCR - OlIva, сканирование и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по
С. В. Копылова. К датировке каменного строительства в Тюменском Троицком монастыре // Материалы научной конференции, посвященной 100-летию Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. Свердловск, 1975.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в сборнике)


К числу уникальных памятников истории Сибири относится архитектурный ансамбль Тюменского Троицкого монастыря — творение умелых рук сибирских архитекторов, строителей, художников, резчиков XVIII века. Монастырь расположен на крутом берегу Туры, в северо-восточной части города Тюмени. Основные его сооружения — Троицкий собор, Петропавловская церковь, колокольня и монастырская стена — сохранились до наших дней.

Центральное место на монастырской территории древнерусские строители отвели Троицкому собору. Пятиглавый кубический храм высотой 43,2 метра, длиной 28,08 метра и шириной 27 метров со сложным силуэтом куполов и оригинальной трактовкой стен представляет собой сочетание древнерусской и древнеукраинской архитектуры1). Такое сочетание типично для культовой и гражданской архитектуры Сибири первой половины XVIII века2).

Не менее интересна Петропавловская церковь, расположенная у южной монастырской стены. Она, как и Троицкий собор, пятиглавая, высотой 34,56 метра, длиной и шириной по 21,6 метра. По форме Петропавловская церковь напоминает равноконечный крест, почему ее иногда называли крестообразной.

Третий памятник архитектуры XVIII века в монастыре — восьмиугольная колокольня с шатром, примыкающая к алтарю Петропавловской церкви, ее высота с крестом — 33,88 метра, ширина — 8,64 метра. В свое время колокольня имела 7 колоколов, главный из которых весил 116 пудов, и звон его считался лучшим в Тюмени3).

Территорию монастыря обрамляет кирпичная стена XVIII века, с южной стороны которой находятся проезжие ворота.

История создания и художественные особенности ансамбля Троицкого монастыря издавна привлекали внимание ученых. Более других ими интересовались до революции историки церкви, особенно Н.А. Абрамов и неизвестный автор под инициалами «П. Г-н». В советское время Тюменским Троицким монастырем занимались историки архитектуры В.И. Кочедамов и А.М. Прибыткова4). Они раскрыли художественные достоинства и историко-культурную ценность комплекса сооружений Троицкого монастыря. Однако история создания ансамбля монастыря изучена слабо, и датировка его построек, основанная главным образом на сообщениях церковных историков XIX века, дается в имеющейся литературе противоречиво.

В. И. Кочедамов предполагает, что Троицкий собор, Петро-


- 101 -



павловская и Мученическая церкви, колокольня и ограда построены при митрополите Филофее Лещинском в 1708—1715 годах5). А.М. Прибыткова считает, что Троицкий собор построен в 1709—1717 годах, Петропавловская церковь основана в 1733 году и вместе с колокольней и кельями была закончена в 1755 году, а каменная ограда — в 1739 году6).

Изучение новых архивных данных позволяет уточнить историю создания каменного ансамбля Тюменского Троицкого монастыря.

Через некоторое время после основания в 1586 году города Тюмени в нем появляется ряд культовых сооружений. Среди них построенный в первой четверти XVII века мужской Спасо-Преображенский монастырь, позднее переименованный в Троицкий7). Первоначальные постройки монастыря, как и все городские строения, были деревянными. Но когда на рубеже XVII—XVIII века в Сибири началось «каменное строение», оно затронуло и Тюмень, в том числе и Спасо-Преображенский монастырь *.

Инициатором и активным организатором каменного строительства в монастыре выступил митрополит тобольский и сибирский Филофей Лещинский, видный деятель церкви и культуры России петровского времени. В 1706 году он обратился к Петру I с просьбой разрешить «на Тюмени в Спасском монастыре построить небольшую каменную подаянием мирских людей церковь, а кирпич бы делать ссыльным людям»8). Петр I, рассматривая лично «доносительные статьи» Филофея, вынес по ним положительное решение, и 14 декабря 1706 года в Тобольск была послана царская грамота с разрешением «на Тюмени в Спасском монастыре построить церковь каменную». Строительство близ монастыря специальных кирпичных сараев, обжиг кирпича и возведение церкви указывалось производить силами ссыльных людей, а рубка и доставка в монастырь строительного леса «на подвязи» и дров «на обжигание кирпичю» возлагались на подгородных крестьян Тюменского уезда. Кроме того, пашенным и оброчным крестьянам Верхотурского уезда для «церковного строения» в Тюменском Спасском монастыре указано было привезти из Верхотурья 4 струга «белого камени»9).

Позднее Филофей добился от Петра I указа об отпуске из тобольской казны на церковное строение в Тюменском Троицком монастыре 1000 рублей (Указ 12 июня 1709 года)10).

С 1707 года началась активная подготовка к каменному строительству в монастыре. В течение этого года между Тобольской приказной палатой и тюменским воеводой Д.С. Копьевым шла интенсивная переписка о поставках в монастырь тю-


* Первыми каменными зданиями в Тюмени были государственные денежные амбары, на верху которых возвели Благовещенскую церковь [1700—1704 годы]. Затем последовало сооружение каменных зданий Троицкого монастыря.


- 102 -



менскими подгородными пашенными и оброчными крестьянами леса на строительство церкви и кирпичных сараев (заводов) и дров для обжига кирпича. Помимо этого крестьяне должны были доставить на кровлю для кирпичных сараев 2000 возов соломы11). Для ускорения работ по изготовлению кирпича из Тобольска был прислан наделенный большими полномочиями приказной человек А.И. Иконников. Его распоряжения по нарядам крестьян на монастырские работы были обязательны для тюменского воеводы12). В результате принятых мер в 1707 году в монастырских сараях было изготовлено 82 тысячи кирпичей, а в 1708 году к 3 ноября «в деле» находилось 114 200 кирпичей13).

В 1706 году, как видно из просьбы Филофея и указа Петра I, предполагалось обжигать кирпич и вести все строительные работы по возведению церкви силами ссыльных людей. Но вскоре из-за малочисленности ссыльных в Тюмени, особенно ссыльных каменщиков, пришлось привлекать к строительству церкви местных жителей.

10 мая 1708 года Тобольская приказная палата указывала Д.С. Копьеву, что «основание под церковь велено выбутить тюменским каменщикам», поэтому «к строению тоя каменные церкви нынешнего 708 году дать каменщиков на Тюмени сколько человек понадобитца и впредь потому ж давать тех каменщиков по вся годы до совершения церкви»14).

Но копка рвов в 1708 году продвигалась медленно, и Тобольская приказная палата вынуждена была направить тюменскому воеводе указ «дать для работы рвы копать тюменских казачьих детей, а под церковь основание выбутить каменщиков сколько человек пристойно»15). Во исполнение этого указа Д.С. Копьев 18 мая 1709 года отправил посыльных по всему Тюменскому уезду, чтобы они высылали казачьих детей «для копания рвов в Спасо-Преображенский монастырь под церковь каменную да каменщиков для клажи и бутки в том же монастыре церкви каменной тотчас бессрочно»16).

По замыслу Филофея церковь в Спасо-Преображенском монастыре должна была иметь пять престолов: главный и самый большой в честь Троицы, второй, в нижнем приделе, — Успенский (богородицы Печерской, в память того, что сам Филофей был воспитанником Печерской лавры и оттуда получил назначение в Тобольск), третий, наверху — «Преображения господня» (в честь старого названия монастыря), четвертый и пятый, на хорах — в память великомучеников Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского (покровителя сибирского).

В записи 21 апреля 1708 года, где Филофей изложил указанный план строительства собора, он отмечал: «к сим престолам иконостасов пять изрядным художеством делается (подчеркнуто мною — С. К.) и трудником скицаром и иконником все заплачено, и каменному мастеру Матвею Максимову за всю его


- 103 -



работу заплачено ж, а он имат совершити совсем как годно и глав четыри построить своими помощниками и на то бо ему дано деньги уже сполна...»17).

В процессе строительства собора названия престолов, их расположение, архитектура храма в целом претерпели некоторые изменения, но центральная часть его (Троицкая церковь) осталась такой, какой ее предполагал Филофей. Она дала название собору и всему монастырю.

Из описи церковных строений, посланной в 1760 году Тюменской воеводской канцелярией в Академию наук для составления Российского атласа, видно, что освящена Троицкая церковь была 3 июня 1715 года18). Другие престолы (в северном приделе — Успения и Преображения; на хорах — Антония и Феодосия Печерских), стоящие на одном фундаменте с Троицкой церковью, были достроены несколько позднее, в 1717 году, «и более к ним никаких пристроек не было»19). Кстати говоря, в 1712 году, когда строился Троицкий собор, старая деревянная Преображенская церковь еще существовала20). Поэтому имеющееся в литературе мнение о том, что Троицкий собор построен на месте бывшей Преображенской церкви, ошибочно21).

Как уже отмечалось выше, в Троицком соборе предполагались престолы во имя великомучеников Георгия Победоносца и Дмитрия Солунского. Но затем они были заменены на престолы Антония и Феодосия Печерских, а в честь указанных святых в 16 саженях (34,88 метра) на север от Троицкого собора была построена одноэтажная двуглавая каменная церковь с теплой и холодной трапезными, хлебней и келарской с сенями. Монастырские власти в 1763 году сообщали, что «все сие строено с единово на едином фундаменте» в 1717 году22). Вероятно, церковь эта действительно была построена за один год, так как к этому времени сооружение большого собора было уже закончено. Во всяком случае Мученическая или, как ее еще называли, церковь Сорока мучеников по переписным книгам 1719 года числилась в составе действующих23). К Мученической церкви примыкали тогда же построенные монашеские кельи; «тот корпус с церковью в длину 24 сажени, поперек 7 сажен»24).

В 1741 году Тобольская архиерейская канцелярия дала Г. Ф. Миллеру следующие сведения о Тюменском Троицком монастыре. В монастыре имеется каменная Троицкая соборная церковь, к северу от нее — церковь великомучеников Дмитрия и Георгия с теплой трапезной и с монашескими кельями. В южной стене каменная крестообразная Петропавловская церковь «не достроена и не освященная. Под нею святые ворота, между воротами по обе стороны две кельи братские...». Рядом с Петропавловской церковью каменная колокольня, под нею две кельи. «С полуденную сторону ворота проезжие, над ними щит каменный, внутри монастыря над теми воротами шатер деревянный, крыт тесом... На северной стороне подле ворот гостиная келья,


- 104 -



при ней гошпиталь, в нем три человека...» Далее отмечается, что монастырь обнесен каменной стеной, перечисляются монашеские кельи и различные хозяйственные строения, примыкающие изнутри к монастырской стене25).

Как видно, к 1741 году в монастыре из крупных каменных сооружений были Троицкий собор, Мученическая церковь, колокольня, ограда и недостроенная Петропавловская церковь. Любопытно указание документа на наличие госпиталя. Это было первое лечебное учреждение в Тюмени.

Позднее, в 1761 году, здесь же была открыта и первая в Тюмени начальная школа для обучения детей священнослужителей, так называемая латинская школа26). Во второй половине XIX века она располагалась в двух каменных кельях при главных монастырских воротах27).

Строить несколько церковных зданий одновременно монастырь был не в состоянии. Поэтому после окончания Троицкого собора за один 1717 год была построена небольшая Мученическая церковь. Только после этого приступили к сооружению Петропавловской церкви с колокольней. Как доносил в 1788 году в консисторию игумен Троицкого монастыря Никодим, Петропавловская церковь основана «с каменного колокольнею во одной связи до состояния штатов 1726 году»28). Примерно в это же время, а возможно и раньше, было начато строительство каменной стены. Из обращения властей Тюменского монастыря к населению, которое удается датировать примерно между 1728—1736 годами, видно, что строительство церкви, колокольни и каменной ограды было начато при Филофее (а он умер в 1726 году), но «не скончавшиеся за оскудением»29). В своем обращении монастырь призывал население жертвовать на достройку Петропавловской церкви, колокольни и ограды. Между прочим отмечалось, что монастырская ограда к этому времени уже возведена была наполовину. Первый взнос в сборную книгу, приложенную к обращению, на сумму 28 руб. 72 коп. записан рукой эконома монастыря И. Климонтова от имени митрополита сибирского Антония Стаховского. Далее следует список других жертвователей: купцов, канцеляристов, посадских, служилых, крестьян, дворян, церковнослужителей. Документ конца не имеет, но сохранившийся список содержит 66 фамилий лиц, пожертвовавших в общей сложности 138 руб. 12 коп.30)

Строительство, как видно из указанного документа, было возобновлено в конце 20 — начале 30-х годов XVIII века и осуществлялось на средства, собранные с местного населения. К 1741 году, как отмечалось выше, постройка ограды и колокольни была закончена. Петропавловская же церковь была достроена только к 1755 году и 30 августа этого года освящена по грамоте митрополита Сильвестра31).

25 апреля 1763 года архимандрит Тюменского Троицкого монастыря в доношении митрополиту Павлу так описывает


- 105 -



Петропавловскую церковь: «...наподобие четвероконечного креста устроена, прямо сей церкви на восток споряду ризница и при ней колокольня, вокруг все строение обведено перилами деревянными». Под церковью устроены кельи, между ними ворота32).

Первые участки сохранившейся до наших дней каменной ограды монастыря были построены еще при Филофее, а весь комплекс ее окончен в 1739 году33). Тогда же в 36,7 метра от Петропавловской церкви и в 77 метрах от Троицкого собора у западной стены монастыря были возведены двухэтажные каменные настоятельские покои «в одной с оградою связи, с кладовыми под ними двумя палатами»34). Ограда каменной была только с трех сторон, с четвертой, восточной, «над самым яром к реке, от наводнений осыпающемся», в 32,4 метра от него был поставлен деревянный забор35). Длина каменной ограды равнялась 391,9 метра, деревянной — 125,3 метра36).

В дальнейшем в монастыре большого строительства не было. Осуществлялся лишь ремонт и подновление существующих зданий, приходивших в ветхость или страдающих от частых в Тюмени пожаров.

Таким образом, датировка каменного строительства в Тюменском Троицком монастыре выглядит следующим образом. Заготовка леса, глины, сооружение кирпичных сараев, изготовление кирпича начались в 1707 году. В это же время Филофей подрядил для строительства Троицкого собора мастера Матвея Максимова, а также иконописцев и «сницарей» для письма икон и резки иконостасов.

В 1708—1709 годах заложили фундамент Троицкого собора и к 1716 году закончили полностью сооружение его центральной части. Достройка северного придела и отделка Троицкого собора были закончены к 1717 году.

В 1717 году сооружена одноэтажная Мученическая церковь с монастырским корпусом и хозяйственными помещениями при ней.

Между 1717—1726 годами приступили к возведению комплекса Петропавловской церкви с колокольней. В это же время или несколько раньше начали строительство монастырской стены и настоятельских покоев. Вскоре после смерти Филофея (1726 год) строительство стены, колокольни и Петропавловской церкви было приостановлено из-за недостатка средств. Около 1733 года оно было возобновлено, и к 1739 году стена была возведена полностью. Не позднее 1741 года было закончено и сооружение колокольни, а Петропавловская церковь была построена в 1755 году.

Таким образом, все строительство каменного ансамбля Тюменского Троицкого монастыря осуществлялось в течение полувека с 1707 по 1755 год с небольшим перерывом в конце 20 — начале 30-х годов.

Памятников XVIII века такой художественно-архитектурной


- 106 -



значимости, как ансамбль Тюменского Троицкого монастыря» в Сибири мало, поэтому его необходимо реставрировать и сделать общедоступным для осмотра.


1) Кочедамов В. И. Строительство Тюмени в XVI—XVIII вв. — «Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея», вып. III. Тюмень, 1963, стр. 96.

2) Ащепков Е. А. Русское народное зодчество в Западной Сибири. М., 1950, стр. 11-18.

3) Государственный архив Тюменской области (ГАТО), ф. 85, д. 192, л. 80.

4) Абрамов Н. А. Тюменский Троицкий монастырь. — «Тобольские губернские ведомости», 1865, № 50-51; П. Г-н. Тюменский Троицкий монастырь (историч. очерк). — «Тобольские епархиальные ведомости», 1890, № 7-8, апрель; Кочедамов В. И. Указ. соч.; Прибыткова А. М. Заметки о памятниках архитектуры Тюмени. — «Архитектурное наследство», 14. М., 1962.

5) Кочедамов В. И. Указ. соч., стр. 96-103.

6) Прибыткова А. М. Указ. соч., стр. 198-201.

7) Точная дата основания монастыря не установлена, так как документов XVII в. обнаружить не удалось, а источники XVII—XIX вв. и имеющаяся литература сообщают разные даты: 1610 год (ГАТО, ф. 85, д. 5, л. 337); 1616 год (там же, д. 8, л. 1; там же, д. 11; П. Г-н. Указ. соч., стр. 150; Кочедамов В. И. Указ. соч., стр. 85-86); 1621 год (ГАТО, ф. 47, д. 4764, л. 3).

8) Тобольский филиал государственного архива Тюменской области (ТФ ГАТО), ф. 156, 1760 г., д. 23, л. 30.

9) Там же.

10) ГАТО, ф. 85, л. 2.

11) ГАТО, ф. 47, д. 4778, лл. 16, 18; д. 4779, л. 1-2.

12) Там же, д. 4778, л. 18об.

13) Там же.

14) ГАТО, ф. 47, д. 4778, л. 17.

15) Там же, л. 15.

16) Там же, д. 4789, л. 1.

17) ТФ ГАТО, ф. 156, 1760 г., д. 23, л. 31. Имя М. Максимова, как строителя Троицкого собора, упоминается также В. И. Кочедамовым (указ. соч., стр. 96).

18) ГАТО, ф. 47, д. 5209, л. 112.

19) ГАТО, ф. 85, д. 8, л. 1.

20) ГАТО, ф. 47, д. 4675, л. 4об.

21) Прибыткова А. М. Указ. соч., стр. 198-199.

22) ГАТО, ф. 85, д. 5, ведомость о церковных строениях от 25 апреля 1763 г., л. 200; д. 8; ведомость о церковных строениях от 20 октября 1763 г., лл. 6-6об.; ведомость о церковных строениях от 14 декабря 1788 г., л. 7об.; д. 17, план.

23) ГАТО, ф. 47, д. 4764, лл. 3-3об; ф. 85, д. 8, ведомость о церковных строениях от 20 октября 1768 г., л. 6об; ведомость о церковных строениях от 14 декабря 1788 г., л. 7об.

24) ГАТО, ф. 85, д. 8, ведомость о церковных строениях от 14 декабря 1788 г., л. 8об.

25) ЦГАДА, ф. 199, портф. 481, ч. 1, лл. 18-19об.

26) ТФ ГАТО, ф. 156, 1760 г., д. 201, лл. 1-1, 137. {так в книге. OCR}

27) П. Г-н. Указ. соч., стр. 154.

28) ГАТО, ф. 85, д. 8, ведомость о церковных строениях от 14 декабря 1788 г., л. 7об.

29) ГАТО, ф. 85, д. 193, л. 1. События, о которых идет речь в данном обращении, в более поздних документах датируются 1733 г. (ф. 85, д. 8, ведо-


- 107 -



мость о церковных строениях 1768 г., л. 6об; там же, ведомость о церковных строениях 1804 г., л. 1об.

30) ГАТО, ф. 85, д. 193, лл. 1-6об.

31) ТФ ГАТО, ф. 156, д. 1755 г., д. 20.

32) ГАТО, ф. 85, д. 5, л. 187.

33) Там же, д. 8, л. 1об.; Прибыткова А. М. Указ. соч., стр. 201.

34) ГАТО, ф. 85, д. 8, ведомость о церковных строениях 1788 г., л. 8об.

35) Там же, лл. 7об.-8.

36) Там же, д. 5, лл. 200об-201; д. 8, ведомость о церковных строениях 1768 г., л. 7об.


С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг
Mail.ru Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru