Rambler's Top100

Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека

В. А. Оборин

Возникновение и ранняя история г. Чердыни (XV—XVII вв.)


OCR и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по
В. А. Оборин. Возникновение и ранняя история г. Чердыни (XV—XVII вв.) // Из прошлого Чердынского края. Пермское книжное издательство, 1974.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в сборнике)


Город Чердынь возник в районе, издревле заселенном предками коми-пермяков. На территории города найдены медные идолы и керамика ломоватовской культуры VIII—IX вв. (Вятское городище), украшения и оружие родановской культуры XIII—XIV вв. (Троицкое городище). В окрестностях Чердыни — Покче, Лобанихе и др. находились древние поселения коми-пермяков. Русский город возник на месте одного из таких поселений и унаследовал его название (Чердын на языке коми — 'устье притока').

Ранняя история Чердыни нашла отражение в русских летописях 1, а также в писцовых и переписных книгах. Первое упоминание о городе встречается в Вычегодско- Вымской летописи в 1451 г., когда великий московский князь Василий II направил в земли коми-пермяков своим представителем вереинского удельного князя Михаила Ермолича. Очевидно, обширная область верхнего Прикамья — Пермь Великая, центром которой была коми-пермяцкая Чердынь, — считалась областью, зависимой от Русского государства. В 1455 г. русский епископ Питирим предпринял первую попытку христианизации чердынцев завершенную в 1462 г. епископом Ионой. В это время возник и древнейший на Урале Чердынский Иоанно-Богословскии монастырь, ставший опорным пунктом укрепления феодальных отношений в крае.

Первые великопермские русские князья опирались на местную коми-пермяцкую племенную знать (сотников, воевод). Однако положение князей было непрочным:


1 Вологодско-Пермская летопись. Полн. собр. русских летописей. Т. 26. М.–Л., 1959; Вычегодско-Вымская летопись. Историко-филологический сборник. Вып. 4. Сыктывкар, 1958.


- 11 -



русское население в крае было невелико. С востока угрожало Сибирское, с юга — Казанское ханства. Бывшие удельные князья лавировали между Русским государством и Казанским ханством (как и правители Вятской земли) Это привело к походу 1472 г., во время которого «горотки пермские», в том числе и Чердынь, были заняты русскими войсками. Возник русский город Чердынь, датой основания которого условно считают 26 июня 1472 г. (в этот день весть) об успешном походе дошла до Москвы).

Чердынь стала военным, религиозным и административным центром Перми Великой. Здесь соорудили деревянный кремль, остатки которого обнаружены во время археологических разведок в 1972 г. Город начал играть важную роль на основном годном пути в Сибирь. Население Чердыни и ее пригородов быстро росло за счет притока русских. Крестьяне под защитой города осваивали новые земли. В 1491 г чердынцы приняли участие в разведках медных руд на Печоре.

Чердынь в XV —XVI в:. выдержала неоднократные набеги татар: в 1481, 1483, 1505, 1531, 1547,  1573, 1581 гг. — сибирских и в 1539, 1540 гг. — казанских. Врагам ни разу не удалось взять город. После падения Казанского и Сибирского ханств внешняя военная угроза для города миновала. Однако для правящей верхушки она возникала и позднее. В 1606, 1648 и 1671 гг. были классовые выступления городской бедноты, а в 1612 и 1663 г. — восстания местные народностей.

В 1535 г. вместо сгоревшего был построен на Троицкой горе новый деревянный кремль, сохранившийся до начала XVIII в. Стены его состояли из «городней». Кремль имел 5-6 башен, 4 ворот, вал, ров, подземный ход. Внутри находился пороховой погреб и амбар для припасов и вооружения, которое было в XVII в. довольно небольшим. В лучшие времена насчитывалось 5 пушек, 11 пищалей и 156 ружей. Постоянный гарнизон в крепость вводили лишь во время военной опасности. Известно, что в 1662 г. он состоял из 20 стрельцов. Кремль охраняли сторожа — «воротники». Вокруг городского посада была вторая линия укреплений — острог из вертикальных бревен. В нем имелось 6 башен, 7 ворот, выводы для пушек в стенах и бойницы для пищалей над воротами.


- 12 -



К концу XVII в. укрепления города обветшали и частично обвалились, подправляли лишь острог. В кремле располагались амбары, житницы посадских людей и Воскресенская церковь.

Посад Чердыни был застроен очень плотно, поэтому он не раз выгорал при пожарах. Здесь находились административные здания, жилые дворы, монастырские и церковные строения, лавки, амбары, кузницы, винокурни, пивоварня.

В XVI в. Чердынь была основным административным центром Перми Великой. Чердынскому наместнику (затем воеводе) подчинялись Соликамский и Кайгородский уезды, Зюздинский край, земли печорских и вишерских вогуличей, плативших ясак.

В XVII в. стал быстро развиваться другой северный город — Соликамск, стоявший на новом, самом коротком, пути в Сибирь. Чердынь осталась в стороне от него, и ее значение стало падать. Однако она продолжала быть центром самого большого уезда Перми Великой. Государственный административный аппарат в городе насчитывал 60 человек, что составляло около 2% населения.

Во второй половине XVI в. в Чердыни и уезде сложились органы земского выборного самоуправления. Старостами, головами, целовальниками выбирали, как правило, выходцев из зажиточных семей. В 1597 г. была учреждена Чердынская таможня.

В XVII в. начала возрастать роль Чердыни как религиозного центра. В ней было два монастыря и 14 церквей. Иоанно-Богословский Монастырь был типичным духовным феодалом, владевшим дворами и лавками в посаде, земельными угодьями, рыбными ловлями и мельницей в уезде. В его владениях работали вкладчики 2, крестьяне, половники 3 и работные люди по найму. С 1632 г. монастырь вошел в подчинение более крупному— Троице-Сергиевой лавре.

Некоторые чердынские церковнослужители активно занимались ростовщичеством, владели торговыми заве-


2 Люди, передавшие в собственность монастыря деньги или землю на «помин души».

3 Половники (испольщики) работали на монастырских землях за половину урожая.


- 13 -



дениями (в 1623 г. им принадлежало почти две трети городских лавок), землей, эксплуатировали труд половников. Церковники и зависимые от них люди составляли около 7% населения города.

В XVI в. в Чердыни проживало до 20% населения уезда. Седьмая часть посадских занималась сельским хозяйством — осваивала пригородные земли. Им принадлежало 7% пашни и более 6% сенокосов уезда. К середине XVII в. население города сократилось, но к концу столетия восстановилось, так как роль Чердыни на Камско-Печорском пути стала возрастать. По численности населения Чердынь занимала третье место на Урале (после Соликамска и Кунгура).

Русское население города составляли выходцы из посадов и уездов северного Поморья и отчасти из центра Руси. В городе жили также коми-пермяки, коми-зыряне, марийцы, манси, татары и карелы.

Большая часть горожан (в 1579 г. — 79%, в 1623 — 84%) была беспашенной. Посадские платили денежные оброки в зависимости от имущественного положения и отдельно с доходов от торговли, ремесла, рыбной ловли и мельниц. Среди посадских было достаточно четко выражено имущественное расслоение. Так в 1623 г. «лутшие» составляли 2,6%, «средние» и «молодшие» — 38%, «самые молодшие», нищие и бобыли — 59,4% (почти две трети). К концу XVII в. деля посадской бедноты возросла до 76,2%.

Среди «лутших» особо выделялась семья Могильниковых, владевших обширными земельными угодьями, варницами, мельницами, амбарами. На эту семью работали до 127 крестьян и половников — вдвое больше, чем на весь Иоанно-Богословскиий монастырь. Могильниковы для своего обогащения использовали земские выборные должности. Некоторые из них вышли в первые ряды русского купечества (гостиная и суконная сотни). В это же время начали выдвигаться другие известные чердынские купцы — Алины, Юргановы и другие.

В XVI в. Чердынь превратилась в крупный центр ремесла и торговли. В 1579 г, здесь работали 49 ремесленников 25 профессий, но преобладали кузнецы и плотники. Посадским принадлежало 5 кузниц в городе и 7 варниц в уезде. В городе было 67 лавок. Некоторые посадские владели 3-4 лавками. В XVII в. развитие ремесла и тор-


- 14 -



говли замедлилось. Большинство торговых заведений перешло в руки церковников и мелких владельцев — выходцев из среды низших слоев горожан и переселившихся в город крестьян. Оживление торговли в конце XVII в, было связано с освоением транзитного пути на Печору.

В XVI—XVII вв. Чердынь сыграла большую роль в освоении Сибири. Чердынские воеводы по царским наказам организовывали строительство сибирских городов, некоторые из них стали их первыми воеводами. В сибирские города направляли чердынских служилых людей, церковников, ремесленников, торговцев. С 1588 г. Чердынь стала одним из основных центров снабжения Сибири продовольствием, сохранив такое значение почти на целое столетие. Чердынские посадские люди и крестьяне осваивали сибирскую землю под пашню.

Чердынь оставила свой след и в военной истории Русского государства: в 1611 г. из города отправлен вооруженный отряд в ополчение Минина и Пожарского для защиты Москвы от польско-шведских интервентов.


- 15 -


С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru