Rambler's Top100

Русский город | Музеи мира

Москва

Тургенев. Время московское
Выставка в Государственном историческом музее

17.05.2018 — 30.09.2018
Выставочный комплекс Исторического музея (в помещении Музея Отечественной войны 1812 года)

200–летний юбилей со дня рождения И. С. Тургенева в 2018 году — событие международного масштаба, способствующее межнациональному культурному взаимодействию и продвижению российского культурного наследия. 5 марта 2014 года в России Президентом РФ был издан указ о праздновании в 2018 году 200–летия со дня рождения И. С. Тургенева.

Выставочный проект "Тургенев. Время московское" открывает празднование 200–летнего юбилея И. С. Тургенева в залах Государственного исторического музея. Юбилейный проект покажет значимость Москвы и москвичей в жизни и творчестве И. С. Тургенева. Прекрасный знаток Москвы, Тургенев выбирал для обитания своих героев ее площади, улицы, переулки, четко представляя, кто и где "приживется".

Московское время И. С. Тургенева — это приезд семьи в 1824 г. в столицу, учеба в частных пансионах и Московском университете, первая любовь, первые публикации и театральные постановки, незабываемые встречи с Н. В. Гоголем, М. С. Щепкиным, И. Е. Забелиным, П. М. Третьяковым, И. Е. Репиным, Н. Г. Рубинштейном, Аксаковыми, Боткиными, Бакуниными.

Среди экспонатов выставки — редчайшие дагерротипы, автографы, предметы интерьеров домов, в которых бывал писатель, личные вещи хозяев. Изобразительные и вещевые комплексы создадут своеобразную атмосферу города 1820–1880–х гг., познакомят с литературными пристрастиями в московских салонах и кружках, которые посещал Тургенев.

1. Залы выставки

Фото 29 июля 2018 года

А)




Б)




В)




2. Константин Егорович Маковский. Портрет И.С. Тургенева. 1871

Холст, масло
Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева
Годы жизни художника: 1839 – 1915
«Я дожил до 52 лет, а с меня ни разу не писали портрет маслом, и вот теперь их сделали целых два», – писал И.С. Тургенев П. Виардо в 1871 г. Одновременно писатель позировал Н.Н. Ге и К.Е. Маковскому. Маковский вспоминал, что Тургенев пришел к нему в студию в превосходном расположении духа, охотно согласился позировать, уютно расположился в кожаном кресле, и портрет был исполнен всего за три часа (кисти рук остались недописанными). Критика единодушно отметила, что художнику удалось отобразить в облике И.С. Тургенева какое-то особое добродушие, что-то сразу располагающее к себе. Да и сам Иван Сергеевич утверждал, что «получилось нечто необычное в смысле живописи».
В 1909 г. к портрету, экспонировавшемуся на Тургеневской выставке в Санкт-Петербурге, актриса М.Г. Савина каждый день приносила свежие розы.
Фото 29 июля 2018 года

А)




Б) Фрагмент




3. Василий Григорьевич Перов. Портрет И.С. Тургенева. 1874

Холст, масло
Государственный Русский музей
Годы жизни художника: 1834 – 1882
В 1872 г. И.С. Тургенев позировал в мастерской Василия Григорьевича Перова (1834 – 1882) на Тверской улице. Портрет писателя был заказан П.М. Третьяковым для своей галереи. Ни художнику, ни заказчику работа не нравилась (возможно, потому что Перов, как считала дочь Третьякова, очень мало знал писателя).
Фото 29 июля 2018 года

А)




Б) Фрагмент




4. Илья Ефимович Репин. Портрет И.С. Тургенева. 1874

Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея
Годы жизни художника: 1844 – 1930
В 1874 г. И.Е. Репину из Москвы поступил заказ от П.М. Третьякова на исполнение портрета И.С. Тургенева для задуманной коллекционером портретной галереи «лиц, дорогих нации». Длительная работа Репина и терпеливое позирование Тургенева не увенчались успехом – П. Виардо изображение раскритиковала: «… Ей особенно не нравилось выражение лица! что особенно восхищало нас! После долгого уговора я с отчаянием повернул свой холст…» Портрет разочаровал и Третьякова. Художник писал коллекционеру: «Остаюсь с глубоким к Вам уважением и в то же время с некоторым грехом на совести за портрет Тургенева, который и мне нисколько не нравится». Картину приобрел С.И. Мамонтов на московской выставке работ И.Е. Репина и подарил ее Румянцевскому музею.
Фото 29 июля 2018 года

А)




Б) Фрагмент




5. Петр Михайлович Боклевский. Дворник Герасим. Последняя четверть XIX в.

Иллюстрация к рассказу И.С. Тургенева «Муму»
Бумага, акварель
Государственный исторический музей
Годы жизни художника: 1816 – 1897
Фото 29 июля 2018 года




6. Петр Михайлович Боклевский. Лиза Калитина. Последняя четверть XIX в.

Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо»
Бумага, акварель
Государственный исторический музей
Годы жизни художника: 1816 – 1897
Фото 29 июля 2018 года




7. Петр Михайлович Боклевский. Евгений Васильевич Базаров. Последняя четверть XIX в.

Иллюстрация к роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Бумага, акварель
Государственный исторический музей
Годы жизни художника: 1816 – 1897
Фото 29 июля 2018 года




8. Николай Андрианович Заваруев. Портрет В.А. Морозовой. 1865

Холст, масло
Государственный исторический музей
Годы жизни художника: ? – 1869
Морозова Варвара Алексеевна (1848 – 1917; урожд. Хлудова), дочь промышленника, коллекционера А.И. Хлудова. Потомственный почетный гражданин Москвы (с 1871 г.). С 1882 г. управляла Тверской мануфактурой. В своем доме на Воздвиженке открыла литературный салон, где проходили и политические собрания. Здесь бывали А.А. Блок, В.Я. Брюсов, А. Белый, В.С. Соловьев. Хозяйка симпатизировала радикальной лево интеллигенции, вносила за многих арестованных революционеров денежный залог. Ее благотворительная деятельность распространялась на Московский университет, Московское ремесленное училище. На ее средства были созданы Пречистенские вечерние и воскресные классы для рабочих, в 1883 г. по проекту Д.Н. Чичагова построено здание общедоступной бесплатной Тургеневской библиотеки у Мясницких ворот. «Там открывался для пытливого юношеского ума и чувств свободный выход в необъятный простор мировой мысли и литературы» (из воспоминаний посетителя библиотеки С.Н. Дурылина).
Фото 29 июля 2018 года

А)




Б) Фрагмент




В) Фрагмент




9. Афиша спектаклей по пьесам «Ребенок», «Капризница» Ф. Флотова, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Месяц в деревне» И.С. Тургенева. Москва. 15 – 17 ноября 1880 г.

Бумага, печать
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
Фото 29 июля 2018 года




10. Афиша литературно-музыкального вечера с участием И.С. Тургенева в Большом зале Благородного собрания. 4 марта 1879 г.

Бумага, печать
Государственный исторический музей
«Вечер в пользу больных студентов все же вчера состоялся… Но, боже, что там творилось! Вообразите себе более тысячи студентов в грандиозном зале Дворянского собрания; вхожу; шум, способный обрушить дом; ура, шапки летят к потолку; затем два громадных венка, затем речь, выкрикиваемая мне в ухо юным делегатом от учащихся… затем, после чтения; вся эта толпа, движущаяся за мною по соседним залам, вызывающая меня с неистовством 20 раз подряд; девушки, хватающие мои руки <…> То было подлинное безумие! <…> Я прекрасно понимаю причину всего этого; накануне реформ, вечно обещаемых и вечно откладываемых, накануне приобщения к политической жизни, вся эта молодежь заряжена электричеством, словно лейденская банка; я же при этом как бы представляю собой машину, содействующую разрядке. Мои либеральные воззрения – первопричина всего этого, по крайней мере столько же, сколько мои литературные заслуги. Если бы эта бедная молодежь не участвовала в манифестациях, она взорвалась бы! Это не мешает мне чувствовать себя крайне растроганным тем, что со мной так нежданно-негаданно произошло <…> Нынче вечером я должен еще читать в Большом театре, но там обойдется без всяких происшествий, а завтра светила всех здешних партий дают мне обед-монстр (80 гостей), а перед ним будут спичи! Так-то занимаются здесь политической деятельностью, не располагая для этого иными возможностями» (из письма И.С. Тургенева П. Виардо)
Фото 29 июля 2018 года




11. Афиша устроенного композитором В.Н. Кашперовым вокального и инструментального концерта с участием И.С. Тургенева в Императорском Большом театре. Москва. 5 марта 1879 г.

Бумага; типографская печать
Государственный исторический музей
Кашперов Владимир Никитич (1827 – 1894), композитор, преподаватель Московской консерватории. Тургенев познакомился с Кашперовым в 1856 г. в Париже по рекомендации А.И. Герцена. Тургенев считал Кашперова последователем М.И. Глинки и в письмах давал советы «молодому маэстро»: «… Без сосредоточенности можно сильно чувствовать, понимать, но творить – трудно. Дерево сосредоточивается в течение целой зимы, чтобы весной покрыться листьями и цветами. Совет Пушкина “Поэту” в его “Сонете” – применяется к каждому художнику… Не дайте своему таланту ни заснуть, ни рассыпаться на мелочи, ни, говоря орловским словом, зачичкаться – т. е. до времени высохнуть…» (И.С. Тургенев – В.Н. Кашперову. 1857г.). Тургенев бывал у Кашперова в квартире в Спасопесковском переулке.
Фото 29 июля 2018 года




12. И.С. Тургенев. Сочинения (1844 – 1868). В 8 частях. – Часть 8

Издание братьев Салаевых
Москва. 1869 – 1874 гг.
Государственный исторический музей
Фото 29 июля 2018 года




13. И.С. Тургенев. Сочинения (1844 – 1864). В 5 томах

Издание братьев Салаевых. Карлсруэ: В придворной типографии В. Гаспера. 1865. – Том 1
Российская государственная библиотека
Издательство, основанное в Москве в 1828 г. книгопродавцами братьями И.Г. и А.Г. Салаевыми, просуществовало до 1924 г.; в середине XIX в. располагалось на Мясницкой улице; специализировалось преимущественно на учебной литературе. В 1868 – 1874 гг. вышло в свет собрание сочинений И.С. Тургенева; в 1868 г. – отдельной книгой роман «Дым» И.С. Тургенева; в 1877 г. – роман «Новь». Обсуждение романа «Новь» «поссорило», как казалось Тургеневу, его со всем русским обществом: одни предъявляли обвинения в оскорблении молодежи и заявляли что с хохотом жгли его фотокарточки; другие упрекали в низкопоклонстве перед молодым поколением.
Фото 29 июля 2018 года




14. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

Москва, 1862 г.
Государственный исторический музей
Фото 29 июля 2018 года




15. И.С. Тургенев. «Записки охотника»

Москва, 1852 г.
Российский национальный музей музыки
В первые же дни появления книги чиновник Главного управления цензуры Е.Е. Волков направил рапорт министру народного просвещения, в котором заявлял: в опубликованных рассказах больше зла, чем пользы, а следовательно, вредно показывать читающему народу. По заключению цензора, «однодворцы и крестьяне наши, которых автор до того опоэтизировал, что видит в них администраторов, рационалистов, романтиков, идеалистов, людей восторженных и мечтательных (бог знает, где он нашел таких!), что крестьяне эти находятся в угнетении, что помещики, над которыми так издевается автор, выставляя их дикарями и пошлыми сумасбродами, ведут себя неприлично и противозаконно, что сельское духовенство раболепствует перед помещиками, что исправники и другие власти берут взятки или, наконец, что крестьянину жить на свободе привольнее, лучше».
Самое известное в мире произведение И.С. Тургенева «Записки охотника» переведено более чем на 120 языков. Профессор Московского университета М.М. Ковалевский приводил в пример мнение многих англичан и французов, согласно которому крестьян в России освободили от крепостной зависимости благодаря И.С. Тургеневу, сочинившему «Записки охотника».
«Будь я человеком тщеславным, я попросил бы, чтобы на моей могиле написали лишь одно: что моя книга содействовала освобождению крепостных. Да, я не стал бы просить ни о чем другом… Император Александр велел передать мне, что чтение моей книги было одной из главных причин, побудивших его принять решение» (1872).
Фото 29 июля 2018 года




С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru