Rambler's Top100

Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ВОРОНИН

ЗОДЧЕСТВО СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ
XII - XV ВЕКОВ

Том I (XII столетие)

СОДЕРЖАНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

Примечания к стр. 9—11

ВВОДНЫЕ И ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

I. Основная литература

1 С. Строганов. Дмитриевский собор во Владимире на Клязьме. М., 1849.

2 О полемике в связи с книгой С. Строганова см. Н. Барсуков. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1888—1910, т. XI, гл. VII; рецензия М. П. Погодина («Москвитянин», 1850, ч. III, № 9) и ответ на нее Ф. Вельтмана (там же, стр. 144—150); «Отечественные записки», 1850, т. 72. Несколько раньше книги С. Строганова появился любопытный опыт обобщения «истории изящных искусств в России», некоего В. Плаксина (ЖМНП, 1845, февраль), в котором автор, говоря о работе пришлых мастеров во Владимире, отметил их зависимость от условий княжеского заказа — «чужой ум действовал по воле и по мысли русского властителя». Менее интересны замечания о владимиро-суздальском зодчестве в книге V. Кiрrianоff. Histoire pittoresque de l’architecture en Russie. SPb., 1864, стр. 15—17.

9

Памятники древности во Владимире Кляземском. М.. 1849. 

В. Доброхотов. Древний Боголюбов город и монастырь. М., 1852.

TAC-I, т. I, стр. 44.

Там же, стр. 252.

Там же, протоколы, стр. XCVI.

«Зодчий», 1872, № 2, стр. 9—11; 1875, № 11—12, стр. 132, 133.

10

На близких позициях стоял В. Бутовский (История русского орнамента. М., 1870, т. I, стр. 4—6). Эти положения Л. В. Даля были развиты А. М. Павлиновым (Доисторическая пора искусства на почве России. «Вестник изящных искусств», 1887, V; История русской архитектуры. М., 1894, стр. 75, 76).

10 Прохоров. Здесь были изданы сделанные по фотографиям Настюкова рисунки церкви в Кидекше, построек Боголюбова, Покрова на Нерли и других памятников.

11 Е. Viоllеt le Duс. L’art russe. Paris, 1877 (русский перевод Н. Султанова — М., 1879).

12 В. И. Бутовский. Русское искусство и мнения о нем Е. Виолле ле Дюка, французского ученого и архитектора, и Ф. И. Буслаева, русского ученого и археолога. М., 1879, стр. 9.

13 Оценка владимиро-суздальского зодчества как «восточного», «азиатского» была раньше сделана С. Schnaase (Geschichte der bildenden Kunst im Mittelalter. Düsseldorf, 1869, Bd. III, стр. 340 и сл.).

11

-497-


Примечания к стр. 11—14

14 Е. Viоllеt lе Duc. Ук. соч., стр. 84.

11 

15 О роли в замысле книги В. И. Бутовского капиталиста Наталиса Рондо см. В. И. Бутовский. Русское искусство..., стр. 82.

16 Ф. И. Буслаев. Русское искусство в оценке французского ученого. «Критическое обозрение», 1879, № 2 и 5 (переиздано в «Исторических очерках Ф. И. Буслаева по русскому орнаменту в рукописях», Птг., 1917).

17 Н. В. Султанов. Русское зодчество в западной оценке. «Зодчий», 1880, № 1—2, стр. 8—12; см. также В. В. Стасов. Французская книга о русском искусстве. Сочинения, т. I, СПб., 1894, стр. 389.

18 В. И. Бутовский. Русское искусство...

19 [С. Г. Строганов]. «Русское искусство» Е. Виолле ле Дюка и архитектура в России от X по XVIII в. СПб., 1878, стр. 15. Защиту западного происхождения владимирских зодчих вел также аббат И. Мартынов (L’art russe. «Revue de l’art chrétien», série II, t. IX, 1878, и отдельно — Arras, 1878); A. Dаrсel. L’art russe. «Gazette des beaux arts», 1878, III.

20 Издана в ЕВГСК, т. III, 1880 и отдельно (Владимир, 1880); Н. А. Артлебену принадлежит общий обзор памятников Суздальской области, К. Н. Тихонравову — два очерка построек Юрия — церкви в Кидекше и Переславского собора.

21 Краткую биографию Н. А. Артлебена см. А. В. Смирнов. Портретная галерея уроженцев и деятелей Владимирской губернии, вып. 3, Владимир, 1904, стр. 29—31.

12 

 22 Рецензия Н. В. Султанова. ИРАО, т. X, СПб., 1884, стр. 383. Одновременно с книгой Н. А. Артлебена вышли «Очерки русской истории в памятниках быта» П. Полевого (вып. II, СПб., 1880), в которых были освещены и архитектурные памятники северо-востока XII—XIII вв.

23 В. К. Трутовский. Краткий отчет о реставрации владимирского Успенского собора. «Древности» МАО, т. XVI; Карабутов.

24 Вып. VI, СПб., 1890.

25 РД, VI, стр. 38, 39.

26 Там же, стр. 49.

27 Там же, стр. 1, 2.

28 Там же, стр. 37, 96.

29 Там же, стр. 8—10, 37, 38.

30 Там же, стр. 65—95.

13

31 Н. П. Кондаков. О научных задачах истории древнерусского искусства. Изд. ОЛДП, вып. CXXXII, СПб., 1899, стр. 4.

32 Опубликована в ТВУАК, т. V, 1903, и отдельной книгой (Владимир, 1903).

33 J. Peleński. Halizc w dziejach sztuki sredniowiecznej... Kraków, 1914.

34 Общий очерк владимиро-суздальского зодчества в «Истории русского искусства» (под ред. И. Э. Грабаря), написанный Павлуцким, является очень слабой компиляцией. Частный вопрос об особенностях плана владимиро-суздальских храмов рассмотрен в книге М. В. Красовского «Планы древнерусских храмов», Птг., 1915.

35 М. 1916. См. рецензию Д. В. Айналова — «Библиографическая летопись», СПб., 1917, вып. III, стр. 30.

36 Георгиевский собор в г. Юрьеве-Польском. ИАК, вып. 36; «Святославов крест» в г. Юрьеве-Польском. Сборник в честь А. А. Бобринского. СПб., 1911; К вопросу о технике выполнения рельефов собора Георгия в г. Юрьеве-Польском. «Seminarium Kondakowianum», т. II, Прага, 1928; Вновь открытые рельефы Суздальского собора. «Сообщения ГАИМК», 1931, № 3; La colonnade du pourtour de la cathédrale de St. Georges á Jur’ev-Polsky. «L’art byzantine chez les slaves», t. II, Paris, 1932.

14

-498-


Примечания к стр. 14—23

37 Л. А. Мацулевич. Хронология рельефов Дмитриевского собора во Владимире-Залесском. «Ежегодник Российского института истории искусств», т. I, Птг., 1922; Н. В. Малицкий. Поздние рельефы Дмитриевского собора в г. Владимире. «Труды Владимирского научного общества по изучению местного края», вып. V, 1923; см. также А. И. Некрасов. Очерки декоративного искусства древней Руси. М., 1924.

38 «Среди коллекционеров», 1924, № 3—4, 5—6; см. также А. И. Некрасов. Византийское и русское искусство. М., 1924, стр. 63—72; его же. Очерки по истории древнерусского зодчества XI—XVII вв. М., 1936, стр. 99—140; его же. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937, стр. 110—121.

14

39 Halle; рецензии: Н. В. Малицкого («Сообщения ГАИМК», 1931, № 2, стр. 32); И. Стжиговского («Panteon», 1932, № 2, стр. VI); Л. Рео («Gazette des beaux arts», 1930, IV, стр. 271).

40 Halle, стр. 21—38.

41 Halle, стр. 9—19.

42 Geschichte der russischen Monumentalkunst der vormoskowititischen Zeit. Berlin und Leipzig, 1932.

43 Geschichte der altrussischen Kunst, Bd. I, II. Augsburg, 1932.

15

II. Задачи исследования

1 Пресняков. Образование..., стр. 35.   

2 Некрасов. Возникновение..., стр. 11—104.

3 Н. Н. Воронин. Памятники владимиро-суздальского зодчества XI—XIII веков. М.— Л., 1945; здесь дана и библиография отдельных публикаций до этого года; Н. Н. Воронин и М. К. Каргер. Архитектура. ИКДР, т. П.

4 Н. Н. Воронин и В. Н. Лазарев. Искусство владимиро-суздальской Руси. ИРИ, т. I; М. В. Алпатов. Всеобщая история искусств, т. III. M., 1955, стр. 65—91; Н. Н. Воронин. Владимир, Боголюбове, Суздаль, Юрьев-Польской. М., 1958.

17

СТРОИТЕЛЬСТВО ВРЕМЕНИ МОНОМАХА

III. Ростово-Суздальская земля

1 А. Марков. Топография кладов восточных монет. СПб., 1910; Насонов.  Русская земля..., стр. 169, 173, 174.

2 М. И. Смирнов. По забытым путям Залесья. «Доклады Переславль-Залесского научно-просветительного общества», вып. 15, 1926.

21

3 М. Н. Мартынов. Разложение родового строя на территории Верхнего Поволжья. ИООН, 1938, № 1—2.

4 П. Н. Третьяков. Расселение древнерусских племен по археологическим данным. СА, IV, 1937, стр. 44. Ростовский епископ Леонтий (60-е годы XI в.) «русский и мерьскнй язык добре умеяше» — А. А. Титов. Житие св. Леонтия, епископа ростовского. М., 1893, стр. 11.

5 Е. И. Горюнова. К истории городов Северо-Восточной Руси. КСИИМК, вып. 59, 1955.

6 Д. Н. Эдинг. Сарское городище. Ростов, 1928; П. Н. Третьяков. К истории племен Верхнего Поволжья в I тысячелетии н. э. МИА СССР, № 5, 1941, стр. 91.

22

7 Л. А. Голубева. Древнее Белоозеро. КСИИМК, вып. XLI, 1951, стр. 37.

8 Н. Н. Воронин. Муромская экспедиция. КСИИМК, вып. XXI, 1948; Е. И. Горюнова. Муромская экспедиция. КСИИМК, вып. XXVII, 1949; ее же. Итоги работ Муромской экспедиции. КСИИМК, вып. XXXIII, 1950.

23

-499-


Примечания к стр. 23-26

9 A. Д. Варганов. Из ранней истории Суздаля IX—XIII вв. КСИИМК, вып. XII, 1946, стр. 127—134; Д. Корсаков. Меря и Ростовское княжество. Казань, 1872, стр. 63; Пресняков. Образование..., стр. 31, 32.

10 ПСРЛит, вып. I, СПб., 1860, стр. 229. В конце XI в. (до 1096 г.) здесь уже существовала, видимо, деревянная церковь Спаса, построенная, скорее всего, на княжеском дворе, в которой был первоначально погребен убитый в бою с Олегом в 1096 г. князь Изяслав Владимирович: «Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святого Спаса, и оттуду перенесоша и Новугороду» (ПСРЛ, I, 237). См. Владимирский сборник, стр. 82; Мисаил. Муромский Спасский монастырь. ВЕВ, 1887, № 7.

11 Б. Д. Греков. Волжские болгары в IX—X вв. ИЗ, вып. 14, 1945, стр. 12, 13; А. П. Смирнов. Волжские булгары. М., 1951, стр. 42.

12 ПСРЛ, V, 134.

13 Н. Н. Воронин. Восстания смердов в XI в. ИЖ, 1940, № 2, стр. 54—57; М. Н. Мартынов. Восстание смердов на Волге и Шексне во второй половине XI в. «Ученые записки Вологодского педагогического института», т. IV, Вологда, 1948, В. В. Мавродин. Очерки по истории феодальной Руси. Л., 1949, стр. 143.

23

14 Б. Д. Греков. Крестьяне на Руси. М., 1946, стр. 512, 513.

15 Н. Н. Воронин. Медвежий культ в Верхнем Поволжье в XI в. МИА СССР, № 6, 1941; его же. Раскопки в Ярославле. МИА СССР, № 11, 1949, стр. 177.

16 Н. Н. Воронин. Медвежий культ..., стр. 176; Э. А. Рикман. Обследование городов Тверского княжества. КСИИМК, вып. XLI, 1951, стр. 82.

17 Валы крепости Клещина сохранились до наших дней. См. П. Н. Третьяков. Древнейшее прошлое Верхнего Поволжья. Ярославль, 1939, стр. 68; М. И. Смирнов. Залесский город Клещин. «Доклады Переславль-Залесского научно-просветительного общества», вып. 4, 1919.

18 Пресняков. Образование..., стр. 31, 32; Насонов. Русская земля..., стр. 176, 177.

19 ПСРЛ, XV, 338; Д. С. Лихачев. Летописные известия об Александре Поповиче. ТОДРЛ, т. VII, 1949, стр. 17.

20 Дмитриевский, стр. 22, 23; TAC-I, т. I, стр. 64; ПСРЛ, I, 374.

24

21 Насонов. Русская земля..., стр. 179, 180.

22 Голубинский, т. I, ч. 1, стр. 199 и сл.; И. Каманин. Зверинецкие пещеры. Киев, 1914, стр. 39—42; А. А. Титов. Житие св. Леонтия...; Ключевский. Жития..., стр. 15 и сл. См. интересное сопоставление восстания смердов и деятельности Леонтия с историей Стефана Пермского и его миссионерской деятельностью — Насонов. Русская земля..., стр. 178; П. Истомин. Данные житий для истории водворения христианства в областях Ростовской и Муромской. «Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца», т. II, Киев, 1888, стр. 202, 203.

23 Ключевский. Жития..., стр. 35, 36; ПСРЛит., вып. I, стр. 222 и сл.; А. Кадлубовский. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902, стр. 1—43; Тихомиров, стр. 394.

24 Голубинский, т. I, ч. 1, стр. 204, прим. 1; Тихомиров, стр. 181.

25 ПСРЛ, I, 238; Приселков. Очерки..., стр. 292. При церкви Дмитрия вскоре возник монастырь, откуда вышел ростовский епископ Кирилл. При постройке здесь в 1773 г. каменной церкви якобы была найдена гробница Кирилла («Душеполезное чтение», 1869, VI, стр. 33). Еще в грамоте митрополита Макария 1551 г. Дмитриевский монастырь назван «извечным» (В. Доброхотов. Дмитриевская церковь в г. Суздале. ВГВ, 1850, № 28).

26 ПСРЛ, IX, 115.

25

27 ПСРЛ, 1, 247.

26

-500-


Примечания к стр. 26—32

28 В. Л. Янин. Между княжеские отношения в эпоху Мономаха и «Хождение игумена Даниила». ТОДРЛ, т. XVI, стр. 119.

29 Патерик, стр. 5; М. П. Алексеев. Англо-саксонская параллель к «Поучению Владимира Мономаха». ТОДРЛ, т. II, 1935, стр. 50—53; И. М. Ивакин. Князь Владимир Мономах и его «Поучение». М., 1901, стр. 210—257.

30 ПСРЛ, I 257.

26

IV. Строительство времени Мономаха в Суздале

1 Патерик, стр. 9; Д. И. Абрамович. Исследование о Киево-Печерском патерике. ИОРЯС, VI, стр. 229—233; Голубинский, т. I, ч. 1, стр. 759. В явно ошибочных вариантах текста вместо «вся та распадошася» (т. е. одна церковь): «все ты», т. е. обе. Патерик, стр. 235 и 254.

2 Приселков. Очерки..., стр. 252.

3 ПСРЛ, I, 445.

27

4 ПСРЛ, I, 238.   

5 Корсаков, стр. 94, прим. 95; Голубинский, т. I, ч. 1, стр. 287, прим. 2; Соколов, стр. 53; В. Л. Янин. Из истории русской художественной и политической жизни XII в. СА, 1957, № 1, стр. 126—128.

6 ПСРЛ, XV, 188.

7 «Древняя российская вивлиофика», т. XIX, М., 1791, стр. 366, 367. Летописец оканчивается записью 1739 г.

8 ПСРЛ, I, 445.

9 Н. А. Артлебен — ВГВ, 1881, № 37.

10 Отчет А. Ф. Дубынина и А. Д. Варганова об археологических исследованиях в Ивановской области в 1938 г. Архив ЛОИА, ф. 35, д. № 34; А. Д. Варганов. К истории владимиро-суздальского зодчества. «Советский музей», 1938, № 2; его же. К архитектурной истории Суздальского собора. КСИИМК, вып. XI, 1945, стр. 99—101.

11 В составе раствора: известь, красный коллоидальный кремнезем, большая примесь крупной крошки и мелко толченого кирпича (анализ В. Н. Кононова в лаборатории ИА).

28

12 А. Д. Варганов. Новые данные к архитектурной истории Суздальского собора XI—XIII вв. СА, 1960, № 4.

13 Еще Е. Голубинский высказывал сомнение в том, что Суздальский собор Мономаха был равновелик Печерскому: «Весьма это, однако, сомнительно, если только разуметь под мерою один план, но не размеры» (Голубинский, т. I, ч. 2, стр. 323).

14 Реконструкция плана исполнена, по нашей просьбе, К. Н. Афанасьевым, которому приносим сердечную благодарность.

30

15 ПСРЛ, I, 411. Н. А. Артлебен считал «безнарядье» указанием на отсутствие росписи (стр. 21). Впрочем, этот термин может означать и просто «неустроенность» («недостаток устройства». Срезневский, т. I, стб. 61).

16 М. К. Каргер. Памятники переяславского зодчества в свете археологических исследований. СА, XV, 1951, стр. 57.

17 М. К. Каргер. К истории киевского зодчества конца XI в.— начала XII в. Церковь Спаса на Берестове. СА, XVII, 1953.

31

18 Раскопки И. М. Хозерова 1928 г. Н. Н. Воронин. Бельчицкие руины (к истории полоцкого зодчества XII в.). «Архитектурное наследство», вып. VI, М., 1956, стр. 15.

19 ПСРЛ, I, 411.

20 См. том II настоящего исследования.

32

-501-


Примечания к стр. 32—39

21 ПСРЛ, I, 517.

32

22 А. Д. Варганов. Отчет об археологических раскопках в Суздало 1949 г. Архив ИА, № 281, лл. 22—26; его же. Обжигательные печи XI—XII вв. в Суздале. КСИИМК, вып. 65, 1956.

33

23 А. Д. Варганов. Отчет об археологических раскопках в Суздале в 1950 г. Архив ИА, № 419, лл. 8—12; его же. Обжигательные печи...

24 Наши раскопки 1958 г.

25 Раскопки 1958 г. Прорезкой вала руководил П. А. Раппопорт.

26 А. Ф. Дубынин. Археологические исследования г. Суздаля. КСИИМК, вып. XI, 1945, стр, 92.

34

27 В. Шимановский. К истории древнерусских говоров. Варшава, 1887, стр. 42 (даем текст в переводе).

28 А. Я. Гаркави. Сказания мусульманских писателей о славянах и русских. СПб., 1870.

35

29 М. К. Каргер. Археологические исследования древнего Киева. Киев, 1950, стр. 168 и др.

30 Л. П. Гуссаковский. Древнерусское народное жилище VIII—XIII вв. Кандидатская диссертация. Архив ИА, разр. III, № 1320, стр. 159—164.

31 Могильник принадлежит XII—XIII вв. и состоит из 150 насыпей; его ранние курганы лежат ближе к южной окраине города и речке Мжаре; в дальнейшем могильник рос в направлении Михайловой стороны. А. Ф. Дубынин. Отчет об археологических раскопках и разведках в Ивановской области в 1937 г. Архив ЛОИА, ф. № 2, д. № 205, лл. 200—203.

36

V. Вопрос о Ростовском соборе

1 Патерик, стр. 124.

2 ПСРЛ, VII, 112.

3 М. Д. Приселков относит слова Поликарпа «ей же аз самовидець бых» к иконе, а не к церкви (Приселков. Очерки..., стр. 263).

4 ПСРЛ, I, 351.

5 ПСРЛ, XV, 115; VII, 313, 314.

37

6 ПСРЛ, XV, 233—235; IX, 230, 231; XX, 122; XXI, 115.

7 Насонов. Русская земля, стр. 181, прим. 1.

8 Летопись о ростовских архиереях, стр. 1, 2.

9 Н. Н. Воронин. Политическая легенда в Киево-Печерском патерике. ТОДРЛ, т. XI, 1955.

38

VI. Укрепления Владимира и церковь Спаса

1 Разведками 1953 г. здесь обнаружен слой этого городища с «текстильной» и гладкой лепной керамикой. См. Н. Воронин. Археологическая разведка во Владимире. «Призыв», 1953, № 176; его же. Из ранней истории Владимира и его округи. СА, 1959, № 4.

2 ПСРЛ, XX, 103; Татищев, кн. II, прим. 196; Карамзин, т. II, прим. 238. Критику летописных версий об «основании» Владимира князем Владимиром Святославичем см. в статье А. Бунина «О времени основания г. Владимира на Клязьме», АИЗ, 1898, № 5 и 6. См. также Насонов. Русская земля..., стр. 182; Д. Н. Бережков. Св. Владимир — строитель городов. «Чтения в Историческом обществе Нестора-летописца», т. II, Киев, 1888, стр. 85.

39

-502-


Примечания к стр. 40—46

3 Анализ «чертежа» 1715 г. дан в моей специальной статье «Социальная топография Владимира XII—XIII вв. и „чертеж“ 1715 г.». СА, VIII, 1946, стр. 145.

4 В неопубликованных «Записках» владимирского губернатора князя И. М. Долгорукого под 1812 г., когда автор покидал Владимир, он пишет, что по его инициативе был «срыт один вал и тем открыт вид соборов вместе с присутственными мостами», чем «доставлено городу место совершать прекрасные прогулки, уподобляющиеся столичным булеварам и хотя искусственной красотой очень ниже перед темя, но толико превосходнее их естественной красотой своего местоположения». Дату этой работы установил К. Н. Тихонравов, нашедший в делах городской думы указание, что «в 1803 и 1804 гг. срывались земляные валы у собора...» (ЕВГСК, т. II, прим. стр. 4, 5). Сообщением этих данных я обязан Л. С. Богданову, которому приношу сердечную благодарность.

40

5 Разведка 1953 г. П. А. Раппопорта.   

41

6 ЕВГСК, т. II, стр. 104.   

7 С. Ф. Платонов. О начале Москвы. Статьи по русской истории. СПб., 1903, стр. 13.

8 Новг. I лет., 435. Краткий владимирский летописец несколько искажает эти сведения («постави церковь камену святого Спаса да Золотые ворота»), но прибавляет: «И ины мнози церкви постави древяны...».

9 ПСРЛ, XXII, 386; XVI, 43; Русский времянник, т. I, М., 1820, стр. 77; А. А. Шахматов. Обозрение русских летописных сводов XIV—XV вв. М.—Л., 1938, стр. 138 и сл., стр. 174, 175, 254; Воскресенская летопись ошибочно относила постройку церкви Спаса к 1152 г. и сообщала о ее достройке Андреем в 1158 г. (ПСРЛ, VII, 56, 57); с расхождением в датировке статьей «А се князи Русьтии» постройки церкви Георгия во Владимире мы встретимся ниже.

10 ПСРЛ, XVII, 1.

11 Н. Н. Воронин. Социальная топография Владимира... (также в ИРИ, т. 1, стр. 358).

42

VII. Общая характеристика строительства времени Мономаха

1 А. В. Арциховский. Колонна из новгородских раскопок. «Вестник  МГУ», 1954 с № 1.

2 ПСРЛ, IX, 253.

45

3 Прочность и долговечность раствора киевских построек определялась его особым составом. Извести в среднем было вдвое больше по весу, чем наполнителя; раствор был жирным; к извести добавлялись измельченные вещества, содержащие активный кремнезем или обожженную глину — цемянку (обычно кирпичную крошку). Последние придавали раствору гидравлические свойства. При повышенном же содержании извести «углекислый газ воздуха в первую очередь соединяется не с гидросиликатами, а со свободной известью и, превращаясь в карбонат кальция, уплотняет раствор и защищает его от разрушения» (Б. С. Лысин и Ю. Е. Корнилович. Исследование древних киевских строительных растворов. «Сборник научных работ по химии и технологии силикатов», М., 1856, стр. 89—94).

4 О достройке смоленского Успенского собора князем Ростиславом сообщает «составленная по летописным данным» вставка в летописи Авраамки: «Сий Ростислав Мьстиславьличь перечень в святомь крещении Михаил, внук Владимера Мономаха, святую богородицю строил в Смоленьсце марта 21» (М. Д. Приселков. Летописание Западной Украины и Белоруссии. «Ученые записки ЛГУ, серия исторических наук», вып. 7, 1941, стр. 22; А. А. Шахматов. Обозрение русских летописных

 46

-503-


Примечания к стр. 46—55

сводов..., стр. 236, прим.). Цитированная вставка внесена под 1165 г. в связи со смертью Ростислава. Достройка им собора произошла в 40-х годах XII в. до выделения смоленской епископии в 1150 г., когда Ростиславом дана ей уставная грамота, упоминающая храм «святей Богородици» как центр епископии (М. Владимирский-Буданов. Христоматия по истории русского права, вып. 1, Киев, 1876, стр. 221).

5 И. М. Xозеров. Археологическое изучение памятников зодчества древнего Смоленска. КСИИМК, вып. XI, 1945, стр. 24, 25.

46

6 Н. Н. Воронин и М. К. Каргер. Архитектура. ИКДР, т. II, рис. 72.

7 М. К. Каргер. Археологические исследования древнего Киева. Киев, 1950, стр. 160.

8 Н. Н. Воронин и М. К. Каргер. Ук. соч., рис. 75.

9 Патерик, стр. 5.

10 Там же, стр. 13.

11 Срезневский, т. III, стб. 1165, 1166.

47

12 Патерик, стр. 3.

13 Там же, стр. 9.

14 И. М. Xозеров. Ук. соч., стр. 25.

48

15 К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. I, изд. II, стр. 33 (разрядка моя.— Н. В.).

49

16 Видимо, в частности, появились суздальские специалисты по литью свинцовых листов и кровле ими зданий. В Новгороде, в слое рубежа XI—XII вв. найдена интереснейшая грамота на обрывке свинцового листа, в которой некий Носок сообщает Местяте, что «заожеричъ отрок лони крили сужъдалъц Ходутинич». А. В. Арциховский полагает, что заозерич отрок, т. е. житель южного берега Ильменя, вместе с суздальцем Ходутиничем крыли какое-то каменное здание свинцом, и «Носок посылает Местяте образец материала, вероятно, в связи с предполагаемыми новыми работами» (А. В. Арциховский. Новые новгородские грамоты. СА, 1960, № 1, стр. 235, 236).

50

СТРОИТЕЛЬСТВО ВРЕМЕНИ ЮРИЯ ДОЛГОРУКОГО

VIII. Ростово-Суздальская земля в первой половине XII века

1 Приселков. Очерки..., стр. 71—75.

2 ПСРЛ, XXIV, 72, 73.

3 ПСРЛ, II, 259.

53

4 Там же, 285.

5 Там же, 285, 286; XV, 193.

6 ПСРЛ, II, 294, 295, 300; Новг. I лет., 126, 127; Соловьев, т. 1, стр. 368, 369. О сбивчивости хронологии этих событий см. А. Е. Пресняков. Княжое право в древней Руси. СПб., 1909, стр. 82, прим. 3.

7 ПСРЛ, II, 306—309.

8 ПСРЛ, II, 313—372; Новг. I лет., 137; Соловьев, т. 1, стр. 403—433.

54

9 ПСРЛ, II, 374—460; XV, 219.

10 ПСРЛ, XXIV, 77.

11 ПСРЛ, IX, 158. Соображения об укреплении Коснятина после битвы на Жданой горе см. Насонов. Русская земля..., стр. 185. Отчет об археологическом обследовании Коснятина В. И. Колосовым опубликован в «Журнале заседаний Тверской ученой архивной комиссии», № 65, стр. 14, 15; см. также Э. А. Рикман. Обследование городов Тверского княжества. КСИИМК, вып. XLI, 1951, стр. 82.

12 Новг. I лет., 137.

13 ПСРЛ, XXIV, 77.

55

-504-


Примечания к стр. 55—57

14 Выявление и анализ записей юрьева летописца позволяет предположить, что данный текст Типографской летописи является фрагментом некролога Юрия помещавшегося первоначально в его летописце иод 1157 г., о чем говорит и церковно-панегирический характер отрывка. Помещение его под 1152 г. не случайно, так как именно с этим годом связано строительство ряда из названных храмов. В этом смысле представляет большой интерес текст Владимирского летописца, дающий едва ли не наиболее раннее чтение записей о строительстве Юрия: «В лето 6660 князь Юрьи създа церковь святаго Спаса да Бориса и Глеба в Кидекши в Суздали. Того ж лета князь Юрьи в Переславли постави церковь святаго Спаса [далее сообщается о вокняжении Изяслава и о смерти княгини Изяславлей]. В лето 6661 и посла Изяслав сына своего Мстислава по ляхове и по угры, вабя на Володимерка [союзника Юрия]. Того же лета князь Юрьи в Володимере постави церковь святаго Георгия да город Юрьев, а в нем постави церковь камену святаго Георгия и град Переславль переведе на Трубеж реку» [Отдел рукописей ГИМ, Синод. библ., № 793, лл. 103об.—104; М. Н. Тихомиров. Летописные памятники б. Синодального (патриаршего) собрания. ИЗ, кн. 13, 1942, стр. 258—262]. В приведенном тексте записи о постройках идут последовательно и отдельно, перемежаясь с представляющими интерес для Юрия известиями о деятельности его соперника Изяслава.

15 ПСРЛ, XV, 221

16 Н. Н. Воронин. Археологические заметки. КСИИМК, вып. XIX, 1948, стр. 67; Б. А. Рыбаков. Раскопки в Звенигороде. МИА СССР, № 12, 1949, стр. 125.

17 ПСРЛ, XV, 225.

55

18 П. Н. Третьяков. Древнейшее прошлое Верхнего Поволжья. Ярославль, 1939, стр. 68.

19 Разведки П. А. Раппопорта 1955 г. Архив ИА, разр. 1, № 1104, стр. 43.

20 ПСРЛ, XX, 117.

21 Н. Н. Воронин. Археологические заметки.

22 Татищев, кн. III, стр. 482, прим. 458.

23 Д. Днепровский. Древний вал в Городце. «Действия Нижегородской ученой архивной комиссии», т. XVII, вып. IV, 1914, стр. 1—3.

24 Микулинское городище П. А. Раппопорт датирует XII в.

25 Насонов. Русская земля..., стр. 166—170. 20 Татищев, кн. II, стр. 326.

56

26Татищев, кн. II, стр. 326.

27 П. А. Раппопорт. Круглые и полукруглые городища Северо-Восточной Руси. СА, 1949, № 1, стр. 119.

28 Татищев, кн. III, стр. 76.

29 Под Юрьевом происходит битва в 1177 г. с Мстиславом Ростиславичем; в Юрьеве собирается съезд сыновей Всеволода в 1212 г.; городом распоряжается сын Всеволода — Георгий; наконец, под Юрьевом разыгрывается знаменитая Липецкая битва. Роль Переславля особенно ясно проявилась после событий 1174 г., когда сюда сел Всеволод перед тем, как занять владимирский стол; переславцы участвуют в борьбе со ставленниками старобоярской знати, в походах Всеволода на Рязань; Переславль входит во владение Ярослава Всеволодовича.

30 А. Д. Варганов. Из ранней истории Суздаля, стр. 132—134.

31 Н. Н. Воронин. Оборонительные сооружения Владимира XII в. МИА СССР, № 11, 1949, стр. 229.

32 Н. П. Милонов. Дмитровское городище. СА, IV, 1937.

33 Н. Н. Воронин. Отчет о раскопках 1934 г. в Суздале. «Археологические исследования в РСФСР 1934—1936 гг.». Л., 1941, стр. 92—96.

57

-505-


Примечания к стр. 58—64

34 ПСРЛ, II, 431.

35 Насонов. Русская земля..., стр. 176, 181. 36 Патерик, стр. 62 и сл.

58

36 Патерик, стр. 62 и сл.

37 См. ниже, гл. X.

38 См. ниже, гл. XII.

39 С. К. Шамбинаго. Повести о начале Москвы. ТОДРЛ, т. III, 1936, стр. 59—98. О вероятных владениях Кучки: Н. Стромилов. Село Кучки. ВГВ, 1880, №29; Я. П[ротопопов]. Краткие исторические сведения о Юрьеве-Польском. ВГВ, 1841, № 44—45; Собрание государственных грамот и договоров..., т. I, 1813, стр. 192, 203, 231; Топографическое описание Владимирской губернии. Владимир, 1906, стр. 115, 116; Тихомиров, стр. 11.

40 Насонов. Русская земля..., стр. 183.

41 М. Г. Рабинович. Основные итоги археологического изучения Москвы. КСИИМК, вып. XLI, 1951, стр. 63.

42 Предполагают, что борьба Юрия с Кучкой была связана с отказом последнего участвовать в походе на Новый Торг (Георгиевский. Князь Андрей..., стр. 19).

43 Приселков. Очерки..., стр. 291, 292; Соколов, стр. 97.

59

44 Соколов, стр. 58—60; Приселков. Очерки..., стр. 73—93, 376—390.

45 Тверской летописный сборник; летопись Авраамки; Степенная книга; см. также Татищев, кн. III, прим. 457; Карамзин, т. II, прим. 375; В. С. Иконников. Опыт русской историографии, т. II (1), Киев, 1908, стр. 857, прим. 5.

46 ПСРЛ, II, 468; Новг. I лет., 140.

47 ПСРЛ, II, 469—478.

60

48 ПСРЛ, II, 485.

49 Новг. I лет., 140.

50 ПСРЛ, II, 482; XV, 223; К. Н. Тихонравов. Путь Андрея Боголюбского из Вышгорода во Владимир. ВГВ, 1853, стр. 294, 295.

51 ПСРЛ, II, 489.

52 «Живописная Россия», т. VI, ч. 1, изд. Вольф, б. г., стр. 21.

53 ПСРЛ, II, 472, 473; XV, 222; XX, 117.

61

IX. Вопрос о церкви Спаса в Суздале и работах 1148 г. в Суздальском соборе

1 ПСРЛ, XV, 233. Ср. Татищев, кн. II, стр. 105: «Андрей Боголюбский..., вошед па престол, великую себе память сделал, что зачатые отцом церкви в Суздале, стоявшие долго не деланы, довершил...». Возможно, что здесь определение «в Суздале» говорит о Суздальской земле.

2 Иоасаф, стр. 97, прим. 129; ЕВГСК, т. I, вып. 1, стр. 255.

3 РД, VI, стр. 13.

4 Айналов. Geschichte..., стр. 74.

5 Новг. I лет., 137.

6 Антиминс впервые издан М. П. Погодиным (Древняя русская история до монгольского ига, т. III, отд. 1, М., 1871, лл. 137, 138). В статье Ф. М. Морозова (Антиминс 1149 (6657) года. ЗОРСА, т. XI, 1915, стр. 197) неверно сделан перевод даты, что исправлено П. Соколовым (Соколов, стр. 81, 82).

63

7 Анания, стр. 38, 39 и 48.

8 Ф. М. Морозов. Ук. соч., стр. 208. В. Л. Яниным высказано предположение, что антиминс 1148 г. был связан с постройкой церкви Георгия в Юрьеве-Польском, дату которого пришлось бы при этом отодвигать к этому году. Однако вряд ли

64

-506-


Примечания к стр. 64—71

это вероятно, так как своих галичских зодчих Юрии мог получить, скорее всего, не ранее установления союза с Владимиром галичским (см. ниже гл. XIII).


9 При рытье в 1957 г. строительной траншеи в Спасо-Евфимиевском монастыре (между южным фасадом собора и звонницей), проведенной почти параллельно южной стене собора, А. Д. Варгановым был обнаружен остаток кладки из белокаменных квадров (высотой 37 см) на известковом растворе с примесью угля. Видимо, это была часть степы полубутовой кладки, сохранившей лишь одну сторону белокаменной коробки. Такой же камень, но перетесанный, есть в кладке существующего собора XVI в. Описанные остатки здания могли принадлежать и церкви Спаса XII в., и первой каменной церкви монастыря, упоминаемой в житии Евфимия.

10 А. Д. Варганов. К архитектурной истории, стр. 101—103.

11 А. Ф. Дубынин. Археологические исследования Суздаля, стр. 97, 98.

64

12 Эту мысль еще в 1928 г. высказала Г. Ф. Корзухина в своей работе «Рязань в сложении архитектурных форм XII в.» «Сборник аспирантов ГАИМК», вып. 1, Л., 1929.

65

13 Отчет А. Ф. Дубынина и А. Д. Варганова 1938 г., лл. 20, 21.

66

X. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше

1 ПСРЛ, XXI, 192; см. В. Л. Комарович. Китежская легенда. М., 1936, стр. 134.

67

2 Анания, стр. 90, 91. Версия о постройке церкви из остатков камня после окончания строительства Суздальского собора едва ли не присочинена Ананией по аналогии с преданиями о постройке церкви Покрова на Нерли (см. гл. XX).

3 ВГВ, 1843, № 42.

4 ПСРЛ, XVII 2.

5 ПСРЛ, VII, 67. О погребении здесь Евфросинии заключаем по указанию о том, что она была похоронена «посторонь отца и матере» (ПСРЛ, I, 417). Судя по любопытной переписке 70-х годов XVII в. воеводы Тимофея Савелова, княжеские погребения хорошо сохранились: воевода, заглянувший под расколотую крышку гробницы князя Бориса, описывает ее состояние: «Кости целы, а на вещах одежды с аршии, белою тафтою покрыто, а поверх лежит неведомо какая одежда, шитая золотом будто по банбереку, на ней же вышит золотом орел пластаной одноглавной, а от того, государь, орла пошло на двое шито золотом же и сребром узорами, еще знать». Над гробницами князя и его жены «подобия их в той церкви на стенах шаровным строением воображены...» (Анания, стр. 91, 92). О фресках в аркосолии северной стены см. Н. П. Сычев. Археологическое открытие в Кидекше близ Суздаля. «Призыв», 1946, № 222; его же. Предполагаемое изображение жены Юрия Долгорукого. «Сообщения Института истории искусств», вып. 1, М., 1951, стр. 51.

6 Ср. В. Л. Комарович. Китежская легенда, стр. 128 и сл., а также Некрасов. Очерки..., стр. 101, 102.

68

7 А. С. Уваров. Сборник мелких трудов. «Материалы для биографии и статьи по теоретическим вопросам», т. III. М., 1910, стр. 48 и 55.

8 Вероятно, к материалам уваровских раскопок относятся рисунки архитектурных деталей из Кидекши, но принадлежащие уже ко времени перестройки церкви в XVII в. Эти фрагменты поступили в Музей Академии наук, где и были сфотографированы И. Ф. Борщевским (№ 950, «Обломки каменных колонн в Музее Академии наук»).

69

9 У нас нет никаких оснований для утверждения, что церковь была храмом монастыря, основанного якобы Юрием. Ср. ИСОВЕ, вып. III, стр. 107; ВЕВ, 1873, стр. 231; 3веринский, т. III, № 1453.

10 ПСРЛ, I, 469.

71

-507-


Примечания к стр. 72—84

11 Характер и объем восстановительных работ и их даты установлены исследованием А. Д. Варганова. См. его «Исследование изначальных форм церкви Бориса и Глеба 1152 г. в с. Кидекше близ Суздаля» (рукопись в архиве ВСНРПМ). Памятник изучался и обмерялся в 1947 г. Н. А. Егоровым и Ю. Ю. Савицким.

72

12 Обнаружен А. В. Столетовым.

13 При вскрытии пола в диаконике оказались два пола. «Нижний — земляной — имел основу из почти черной глины; средний — известняковый — был уложен на основу из битого белокаменного щебня». Первый пол А. Д. Варганов относит к 1152 г., второй — к ремонту храма 1239 г. (А. Д. Варганов. К вопросу методики исследования и реставрации памятников древней архитектуры. «Практика реставрационных работ», сборник 2, М., 1958). Материал древнейшего пола неизвестен. Конечно, он не мог быть просто «земляным».

75

14 Раствор: очень чистая известь с небольшой примесью кварцевого песка.

15 Исследование Н. А. Егорова и Ю. Ю. Савицкого.

76

XI. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском

1 Архив ЛОИА, ф. АК, 1889 г., д. № 68.

2 Артлебен, 39.

3 Архив ЛОИА, д. № 68.

4 ТВУАК, т. V, стр. 171. Реставрацией, видимо, руководил Н. А. Артлебен, написавший несколько ценных статей о памятнике, упоминаемых ниже.

5 Отчет в Архиве ЛОИА, ф. АК, 1889 г., № 68, лл. 25—30; вкратце изложен в ИАК, вып. 26, стр. 62—74. Работы 1891—1894 гг. не коснулись верха собора, хотя в литературе есть указания, что «своды и купол были обтесаны и исправлены» (ВГВ, 1894, № 37).

6 Н. Н. Воронин. Раскопки в Переславле-Залесском. МИА СССР, №11,1949.

7 А. Г. Чиняков. Архитектурный памятник времени Юрия Долгорукого. «Архитектурное наследство», вып. 2, 1952, стр. 43—66.

77

8 А. Г. Чиняков. Ук. соч., стр. 56, 57. Шурф у северо-восточного угла.

9 ИАК, вып. 26, стр. 69.

10 Архив ЛОИА, ф. АК, 1889, д. № 68.

11 ВГВ, 1847, № 51.

12 Г. И. Котов. Очертания арок во владимиро-суздальском зодчестве XII в. Сообщения ГАИМК, т. II, 1929, стр. 450—474.

13 А. Г. Чиняков. Ук. соч., стр. 56.

14 Там же, стр. 48, 49.

78

15 Архив ЛОИА, ф. АК, 1889 г., д. № 68.

16 П. Ильинский. Преображенский собор в г. Переславле-Залесском. Владимир, 1894, стр. 22.

80

17 ТАС-I, стр. 297;  Н. А. Артлебен. Древние фрески, открытые в переславском Спасо-Преображенском соборе. ТВГСК, вып. 1, 1864, стр. 77; его же. Археологическое известие. ВГВ, 1864, № 28. Фрагмент росписи сохранился в собраниях ГИМ (АИЗ, 1894, стр. 344, 345). О гибели фресок см. Г. Лукомский. О памятниках архитектуры Переславля-Залесского. Птг., 1914, стр. 13 и сл.

82

18 А. Г. Чиняков. Ук. соч., стр. 48.

19 Там же, стр. 57.

20 Там же, стр. 57, 58.

83

21 Там же, стр. 58, 59. Вопрос о форме главы представляется спорным.

22 В отношении отлива Переславского собора в литературе существуют сведения,

84

-508-


Примечания к стр. 84—90

что до реставрации 1862 г. на его месте якобы шел характерный для построек последующего времени аркатурно-колончатый пояс: «...Между ярусами проходит гладкий пояс или наличник, вытесанный из белого известкового камня, с лепною работою и нижним поясом колонн, который простирается до верхней части; но известковый камень, растрескавшийся и отделившийся, заменен накладкой из шифера, покрытого листовым железом» (ВГВ, 1848, № 32). Легенда эта возникла с легкой руки И. М. Снегирева, поместившего описание собора на французском языке в журнале «Artiste russe» (SPb, t. I, 1847, стр. 174); в его подлиннике речь идет об откосе, под которым шла якобы лента резного орнамента, замененная позже простым камнем. Нелепое описание И. М. Снегирева, являющееся явной фантазией автора, было еще более нелепо переведено Я. Протопоповым (ВГВ, 1847, № 51) и затем Савельевым-Ростиславичем («Сын Отечества», 1848). Последняя статья и была перепечатана в ВГВ за 1848 г., № 29—32. Удивительно, что Д. В. Айналов принял эту версию на веру и считал, что собор имел колончатый пояс, добавляя, что он стоял на отливе подобно поясу Суздальского собора (?). (Айналов. Geschichte..., стр. 73 и 84).

23 «...Верхняя часть карниза [апсид] заметно была украшена подзором, вырезанным вглубь на белом камне. К сожалению, такая узорчатая работа сохранилась на весьма немногих местах карниза. Верх фонаря [барабана] украшен таким же узорчатым карнизом, как алтарные полукружия; к сожалению, большая часть украшения сбита. Ниже узорчатого карниза на фонаре вытянут зубчатый пояс, под которым висит подзор в виде пилообразных крупных зубцов» (П. Ильинский. Ук. соч., стр. 4, 5).

24 А. Г. Чиняков. Ук. соч., рис. 6 и 8.

25 А. Мартынов. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. F°, М., 1851, тетрадь 1, стр. 2. Сведения о церкви Екатерины нигде более не встречаются и недостоверны.

26 То же издание. Малый формат, М., 1848, вып. 1, стр. 11.

84

27 ЖМНП, ч. 84, отд. 7, стр. 26.       

28 Материалы П. С. Савельева в архиве ЛОИА, ф. № 8, д. № 4.

85

29 М. И. Смирнов. Переславль-Залесский. Переславль-Залесский, 1928, 28.

30 ПСРЛ, XXIV, 77.

31 ПСРЛ, XXI, 192.

87

32 А. Г. Чиняков. Ук. соч., стр. 63, 64.

33 ПСРЛ, I, 348.

34 ПСРЛ, VII, 66.

35 ПСРЛ, VII, 56, 57.

36 ПСРЛ, XV, 233.

37 См., например, версию о том, что сам князь Святослав был мастером собора в Юрьеве-Польском. ПСРЛ, XV, 355.

88

38 Летописец Переславля-Суздальского. М., 1851, стр. 73; ПСРЛ, I, 348; Приселков. Лаврентьевская летопись, стр. 120, 121; Приселков, стр. 59; Лихачев. Русские летописи..., стр. 278, 279, 436, 437; ср. А. Г. Чиняков. Ук. соч., стр. 62—64; см. также А. А. Шахматов. Исследование о Радзивилловской или Кенигсбергской летописи. Изд. ОЛДП, CXVIII, вып. 2, СПб., 1902.

89

39 А. Г. Чиняков. Ук. соч., стр. 61, 62.

40 Орнамент сохранился на южной и части центральной апсиды. В остальных местах он утрачен (ИАК, вып. 26, стр. 63).

41 Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона, т. 32, статья «Кресты».

42 Ф. М. Морозов. Ук. соч.; Бобринский, табл. 37, рис. 3. Граффити отмечались и внутри собора — они были сделаны по сырой штукатурке под

90

-509-


Примечания к стр. 90—104

фреску. Интересно изображение фигуры перед крестом с надписью «господи помози рабу своему...» (имя стерто). ТВГСК, вып. I, 1863, стр. 87.


XII. Церковь Георгия во Владимире

1 ПСРЛ, XXIV, 77.

2 Отдел рукописей ГИМ, Синод, библ., № 793, л. 104.

3 Новг. I лет., 435; также ПСРЛ, XVI, 309. Та же дата в Кратком владимирском летописце (М. Н. Тихомиров. Малоизвестные летописные памятники. «Исторический архив», т. VII, 1951, стр. 211). Супрасльская летопись сообщает о постройке церкви Георгия без даты: «По неколицех летех приде сынь его [Мономаха] Юрьи Долгоруки велики князь Киевъски и всея Руси и постави церков святаго Юръя каменую и поеха в Киев» (ПСРЛ, XVII, 1). Львовская летопись датирует постройку 1123 г. (ПСРЛ, XX, 104).

4 Дмитриевский, стр. 29; Макарий. История русской церкви, т. II, СПб, 1868, стр. 100; Георгиевский, стр. 143; ИСОВЕ, вып. 1, стр. 58 и др. Упоминая эту дату, авторы ссылались не на летописные сведения, а на «древние грамоты», хранившиеся при церкви; эта «древняя грамота» оказалась храмозданной грамотой 1783 г., которая в датировке опиралась также на малоавторитетные «справки в консистории». В. Доброхотов указывает, что эта же дата (1129 г.) была якобы и в «старинных записях» этой церкви, сгоревших в пожар 1778 г. (Доброхотов. Боголюбов..., стр. 21, прим). Н. А. Артлебен также принимал эту дату, считая, что под 1152 г. церковь только «упоминается» (Артлебен, стр. 37). В. Л. Янин полагает, что статья «А се князи Русьтии» под «Богородичиным ставлением» разумела не основание Успенского собора, но постройку церкви Покрова на Нерли (1165 г.); тогда соответственно меняются и даты основания Владимира (1116—1117 гг.) и церкви Георгия (1136—1137 гг.). Последнюю дату В. Л. Янин связывает с началом второго княжения Юрия в Суздальщине. Расчеты же «древней грамоты» и «старинных записей» показывают, что церковники, зная статью «А се князи Русьтии», откладывали 30 лет от реальной даты Успенского собора.

5 ПСРЛ, XVI, 45.

6 Приселков. Очерки..., стр. 291, 351.

91

7 Дмитриевский, стр. 29.

8 ИСОВЕ, вып. 1, стр. 61, 62. Ср. подобную композицию церкви Николы в Серпухове XVI в. (Некрасов. Возникновение..., стр. 83).

92

9 «Описание и рисунки» церкви Георгия, предполагавшиеся к публикации во втором выпуске работы Н. А. Артлебена (Артлебен, стр. 83), так и не были изданы.

10 Артлебен, стр. 38.

11 М. А. Сперанский. Древние гробницы Георгиевской церкви. ТВУАК т. IV, стр. 20.

94

12 Раскопок западной стороны, занятой пристройками, и внутри храма произвести не удалось в связи со складочными функциями здания и чрезвычайно прочной заливкой пола цементом.

95

XIII. Общая характеристика строительства времени Юрия Долгорукого

1 Н. Н. Воронин. Переславль-Залесский. М., 1948, стр. 14; П. П. Плишкин. Историческое описание г. Переславля-Залесского. М., 1802, стр. 9, 10.

2 М. Н. Тихомиров. Город Дмитров. Дмитров, 1925, стр. 36—38.

101

3 Размеры указываем по сводной таблице К. Н. Афанасьева. Сходство построек

104

510


Примечания к стр. 105—109

Юрия дало повод К. Н. Тихонравову предположить, что они сооружались одной артелью мастеров (ВГВ, 1864, № 39, стр. 264)


4 В этой связи стóит отметить, что украшение барабана главы городчатым пояском, напоминая отделку реальных шлемов городками, подчеркивало идею воинской силы в образе храма.

5 ПСРЛ, XXIV, 77.

6 Возможно, что майоликовый пол имел Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. При исследовании городского вала П. А. Раппопортом в насыпи был найден обломок коричневой (с желто-зеленым орнаментом) плитки толщиной 2,2 см, со скосом. Архив ИА, разряд 1, № 1104, стр. 42.

105

7 РД, VI, стр. 83—86; А. В. Орешников. Заметки о потире Переславль-Залесского собора. АИЗ, 1897, № 11, стр. 343.

8 А. Д. Варганов. Исследование изначальных форм церкви Бориса и Глеба, стр. 16 (рукопись).

9 В. Я. Степанов и К. П. Флоринский. Наблюдения над характером разрушения белокаменных памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси XII—XIII вв. «Труды Института геологических наук», вып. 146, 1952, стр. 77.

106

10 Мнение Л. В. Даля. TAC-I, стр. 277, 278.

11 Артлебен, стр. 34.

12 TAC-I, стр. 280.

13 Там же, стр. 264.

14 J. Szaranievicz. Die Franciskaner-Kirche in Halitsch. Mitteilungen, 1888, стр. 93.

15 В. Gгuebeг. Die Kunst des Mittelalters in Bőhmen, Bd. I. Wien, 1871.

16 Бережков, стр. 136, 137.

17 M. Грушевській. Історія України—Руси, т. III. Львов, 1905, стр. 430.

18 Исследователь указывал на Чернигов как на промежуточное звено в движении «романского влияния» из Галича на северо-восток. Д. В. Айналов. Архитектура черниговских храмов. «Труды черниговского предварительного комитета по устройству XIV археологического съезда в Чернигове». Чернигов, 1908, стр. 173, 174; его же. О новых архитектурных находках в Чернигове. ЗОРСА, т. IX, 1913, стр. 330, 331.

19 М. К. Каргер. Зодчество Галицко-Волынской земли в XII—XIII вв. КСИИМК, вып. III, 1940.

107

20 J. Peleński. Halizc w dziejach sztuki sredniowiecznej... Kraków, 1914, 108 стр. 162, 163.

21 H. H. Воpонин. К вопросу о взаимоотношении галицко-волынской и владимиро-суздальской архитектуры XII—XIII вв. КСИИМК, вып. III, 1940.

22 М. Макаренко. Скульптура й ризбярство Київської Руси перед монгольских часів. «Київські збірники», І, Київ, 1931.

23 ПСРЛ, II, 462. К анализу данного текста летописи мы обратимся ниже в связи с описанием дворца в Боголюбове.

24 Я. И. Пастернак. Старий Галич. Краків — Львів, 1944, стр. 83 и сл.

25 ПСРЛ, VII, 66.

26 Я. И. Пастернак. Ук. соч., стр. 107.

27 Там же, стр. 104 и сл.

28 Там же, стр. 121—123.

108

29 Там же, стр. 82—86.

30 К. В. Скуревич. Зодчество западных славян и влияние на него романской архитектуры. СПб., 1906, стр. 13; А. Г. Чиняков. Ук. соч., стр. 60.

109

-511-


Примечания к стр. 109—116

31 А. Г. Чиняков. Ук. соч., стр. 60.

32 См., например, P. Karnitsch. Die verzierte Sigillata von Lauracium. Linz, 1953; A. Hоldsсhmidt. Die Elfenbeinskulpturen aus der romanischen Zeit (XI—XIII), Bd. III. Berlin, 1923, табл. XXVI.

33 L. Swiechowski. Znaczenię koscioła w Prandocinie. «Kwartalnik architektury i urbanistyki», t. I, z. I, Warszawa, 1956, рис. 15, стр. 21, 22.

34 А. Г. Чиняков. Ук. соч., стр. 55, 56; Б. А. Рыбаков. Русские системы мер длины XI—XV вв. «Советская этнография», 1949, № 1, стр. 83.

109

35 В. Г. Васильевский. Из истории Византии в XII в. Труды В. Г. Васильевского, т. IV, Л., 1930, стр. 74.

36 ПСРЛ, II, 394.

37 Я. И. Пастернак. Ук. соч., стр. 128.

38 Возможно, что ранние постройки Владимирки в Галиче характеризовались бо̀льшей традиционностью, и храмы северо-востока 50-х годов XII в. позволяют судить об облике ранних построек Галича.

110

СТРОИТЕЛЬСТВО ВРЕМЕНИ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО

XIV. Владимирское княжество (1157—1174 гг.)

1 Новг. I лет., стр. 435.

2 ПСРЛ, I, 348.

3 Там же.

4 ПСРЛ, II, 520; VII, 76.

114

5 Соловьев, т. II, стр. 500; С. М. Шпилевский. Старые и новые города и борьба между ними в Ростово-Суздальской земле. Ярославль, 1892, стр. 48 и cл.

6 Татищев, кн. III, стр. 197; А. Н. Насонов. Князь и город в Ростово-Суздальской земле. «Века», Птг., 1924, стр. 9 и cл.

7 Сказание, стр. 34.

8 ПСРЛ, II, 59.

9 Ф. Энгельс. О разложении феодализма и развитии буржуазии. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XVI, ч. 1, стр. 445.

10 И. Е. Забелин, утрируя мысль о связи политики Боголюбского с интересами горожан, изображал его «посадским» князем «промышленной и торговой страны». (Первоначальная история Московской промышленной области. «Живописная Россия», изд. Вольф, т. VI, ч. 1, б. г., стр. 17 и cл.; его же. Взгляд на развитие московского единодержавия. «Исторический вестник», 1881, т. IV, стр. 248—268).

115

11 ПСРЛ, I, 348.

12 К числу этих сел под Владимиром относились Старый Двор, Яновец, Житкове, Волкуша, Теремец, Подберезье, Ярославль, Павловское, Бухалово, Богослов, Спасское, Брянцево, Волосово, Всеславское, Суромна, Сновицы и Телмячево (С. Б. Веселовский. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. М., 1947, стр. 365 и 368).

13 Н. Н. Зарубин. Слово Даниила Заточника. Л., 1932, стр. 21.

14 Татищев, кн. III, стр. 129.

15 И. И. Срезневский. О Малуше милостьнице великой княгини Ольги. «Записки Академии наук», т. V, СПб., 1864; К. Бестужев-Рюмин. О значении слова «дворянин». ТАС-II, т. 1.

16 Тихомиров, стр. 150, 151; его же. Условное феодальное держание на Руси XII в. Сборник «Академику Б. Д. Грекову ко дню 70-летия». М., 1952, стр. 100—104.

116

-512-


Примечания к стр. 116—122

17 Н. Н. 3арубин. Ук. соч., стр. 68.

116

18 В. Туторский. Исторические заметки и предания о г. Коврове. ВГВ, 1857, № 47.

19 ПСРЛ, XV, 251.

20 А. И. Иванов. Клязьменский городок. «Труды Владимирского областного музея», вып. II, 1926; Н. Стромилов. Село Любец в Ковровском уезде. ВГВ, 1899, № 50.

21 ПСРЛ, XV, 251.

22 Там же, 215.

117

23 Ф. Энгельс. Крестьянская война в Германии. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, изд. II, т. VII, стр. 361.

24 Соколов, стр. 117.

25 Приселков, стр. 77.

26 Сказание, предисловие, стр. 7, 8; Аристарх, стр. 2, 3.

27 ПСРЛ, XXI, 232.

118

28 ПСРЛ, IX, 222. Ср.: «Свершен бысть град Владимер Залешьский Володимером Манамахом, и созда в нем церковь камену святого Спаса, а заложил его бе прежде Володимер Киевский» (ПСРЛ, XX, стр. 103). По словам покойного исследователя русского летописания В. Л. Комаровича, составитель Никоновского свода имел под руками старые летописные источники, не вошедшие в другие своды, в частности, — Ростовскую летопись особого состава. К этому же признанию склонялся работавший специально над Никоновским сводом Н. Ф. Лавров. О сложении этих легенд уже в XII в. см. Насонов. Русская земля...‚ стр. 182.

29 ПСРЛ, IX, 207; Соколов, стр. 98, 99.

30 ПСРЛ, II, 493.

31 А. А. Титов. Житие св. Леонтия..., стр. 7.

32 История церковно-политической борьбы 60-х годов освещена в источниках крайне отрывочно и противоречиво. Достаточно сказать, что основной документ — грамота патриарха Луки Хризоверга датируется исследователями по-разному — в пределах от 1158 до 1168 г. Ср. Голубинский, т. I, ч. 1, стр. 330—332‚ 439—443; В. Вальденберг. Древнерусские учения о пределах царской власти. Птг.‚ 1916, стр. 118, 119; Приселков. Очерки...‚ стр. 396. В последующем изложении мы придерживаемся в основном последовательности событий, данной в книге П. Соколова.

33 ПСРЛ, I, 355, 356.

119

34 А. И. Пономарев. Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб.‚ 1894, вып. IV, стр. 75; Голубинский‚ т. I, ч. 1, стр. 805, прим. 1.

35 И. П. Еремин. Притча о слепце и хромце. ИОРЯС, 1925, т. ХХХ, стр. 347—352.

36 Соколов, стр. 147.

37 Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах. — К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. XIV, стр. 675.

120

38 Н. П. Кондаков. Иконография богоматери, т. I. СПб.‚ 1914, стр. 347, 348; т. II, стр. 33, 92—102; В. Сахаров. Апокрифические и легендарные сказания о деве Марии. «Христианское чтение», 1888, III—IV, стр. 320—323; В. В. Мавродин. Образование древнерусского государства. Л., 1945, стр. 214, 215.

39 Патерик, стр. 5, 6.

40 Сказание, предисловие, стр. 9—16.

121

41 С. А. Бугославский. Ростовские жития. «История русской литературы», т. II, ч. 1, Л., 1945, стр. 65; Лихачев. Русские летописи..., стр. 269.

122

- 513 -


Примечания к стр. 122—124

42 И. Е. Забелин. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. АИЗ, 1895, № 2—3; см. также Н. Н. Воронин. Археологические заметки. КСИИМК, вып. 62, 1956, стр. 19—22.

43 М. А. Остроумов. Происхождение праздника Покрова. «Приходское чтение», 1911, № 19; В. Т. Георгиевский. Фрески Ферапонтова монастыря. СПб., 1911, стр. 103, 104.

44 «Проложное сказание» — см. Великие Минеи Четьи (изд. Археографической комиссии), октябрь, стб. 4, 5, и Сергий. Андрей Юродивый и праздник Покрова. Спб., 1898, стр. 60; «Служба» — см. пергаменную псалтырь XIV в. в собрании Синодальной библиотеки, отд. III, № 431 (отдел рукописей ГИМ), лл. 126—128, «Слово» в древней редакции — см. Великие Минеи Четьи, октябрь, стб. 6 и сл., в редакции Пахомия — там же, стб. 17 и сл. Основным источником является «Служба», дошедшая в наиболее древнем списке — XIV в. «Проложное сказание» и «Слово» ранней редакции, имея, несомненно, древнюю основу, могли подвергнуться позднейшей обработке. В этом мы расходимся с мнением Сергия, соглашаясь с ним в отнесении к XII в. самого текста «Службы». Конкретность реальных черт, которыми проникнуты названные памятники, позволяет не сомневаться, что они возникли именно в связи с учреждением нового праздника Покрова и в основе могут датироваться не позже 1165 г. — времени постройки церкви Покрова на Нерли. Некоторые ценные сведения мы можем извлечь из позднего жития Андрея Боголюбского. Составленное после его канонизации в 1702 г. (между 1702 и 1708 гг.)‚ оно сочетало данные летописей, летописной повести о смерти Андрея и «Сказания о чудесах». Существенно, что оно сообщает и некоторые совершенно реальные подробности о постройках Боголюбского, явно почерпнутые из знакомства с ними. Возможно, что житие было составлено в Боголюбовском монастыре кем-либо из его чернецов. Отрывки из жития: Доброхотов. Боголюбов..., стр. 87—89; ВГВ, 1871, № 20, стр. 1, прим; Сергий. Ук. соч., стр. 93; Серебрянский, стр. 142—147 и прил.‚ стр. 87—89.

45 «Служба», л. 126об.

46 Там же, лл. 127—128об.

47 «Слово», стб. 11, 13, 16.

48 «Служба», лл. 126об., 128об.; Сергий. Ук. соч., стр. 62.

49 «Проложное сказание», стр. 38 и 41.

122

50 И. У. Будовниц. «Изборник» Святослава 1076 г. и «Поучение» Владимира Мономаха и их место в истории русской общественной мысли. ТОДРЛ, т. X.

51 В. Н. Лазарев. Два новых памятника русской станковой живописи XII—XIII вв. (к истории иконостаса). КСИИМК, вып. XIII, 1946.

52 Сказание, стр. 23.

53 И. Е. 3абелин. Следы литературного труда...; Сказание стр. 24. Память Андрея Боголюбского позже вносится в святцы по связи с праздником Покрова (2 октября) или Спаса (2—3 августа).

54 А. А. Титов. Житие св. Леонтия..., стр. 7—9.

55 Там же, стр. 3.

56 С. А. Бугославский. Ук. соч., стр. 65; Ключевский. Жития..., стр. 18, 19; Приселков. Очерки..., стр. 135 и сл.

57 Доброхотов. Боголюбов..., стр. 43.

123

58 Приселков, стр. 75; его же. Лаврентьевская летопись; Лихачев. Русские летописи..., стр. 268 и сл.

59 И. Хрущев. О древнерусских исторических повестях и сказаниях. «Киевские университетские известия», 1878, III.

60 ПСРЛ, I, 372—379; К. Бестужев-Рюмин. О составе русских лето-

124

- 514 -


Примечания к стр. 124—130

писей. СПб.‚ 1868, стр. 107—110; С. М. Шпилевский. Старые и новые города, стр. 112.

124

61 А. Е. Пресняков. Лекции по русской истории, т. I. М.‚ 1938, стр. 237.

125

62 С. Т. Еремян. Юрий Боголюбский в армянских и грузинских источниках. «Научные труды Ереванского гос. университета», т. XXIII, Ереван, 1946, стр. 395, 396; В. Д. Дондуа. Басили — историк царицы Тамары. «Памятники эпохи Руставели». Л., 1938, стр. 44.

63 K. Marx. Secret diplomatic history of the 18-th century. London, 1899, стр. 77.

126

64 А. Пиренн. Средневековые города Бельгии. М.‚ 1937, стр. 126, 174, 192.

65 Д. Брайс. Священная Римская империя. М.‚ 1891; Т. Лампрехт. История германского народа, т. II. М.‚ 1895; Е. В. Тарле. История Италии в средние века. СПб.‚ 1906.

66 Приселков, стр. 76.

127

XV. Укрепления Владимира и Золотые ворота

1 Подробно см. в моей статье «Социальная топография Владимира и «чертеж» 1715 г.». СА, VIII, 1946.

2 ПСРЛ, IX, 211.

3 ПСРЛ, II, 582.

4 ПСРЛ, II, 593.

5 ПСРЛ, XIII, 110, 111, 432.

6 По данным геолога А. А. Добролюбова, в древности рельеф этой части города был иным: южнее современной улицы Фрунзе шла ложбина, по которой могла проходить дорога, ведшая к Серебряным воротам. Действительно, небольшой отрезок вала против современного спирте-водочного завода имеет разрыв, примерно равный ширине Золотых ворот. Однако заложенные здесь буровые скважины не обнаружили никаких следов белокаменной постройки. Видимо, Серебряные ворота лежат (если сохранились их остатки) под покрытием улицы Фрунзе.

7 Ворота получили свое название, видимо, по имени епископа Иоанна, поставленного в 1190 г. и участвовавшего в строительстве 90-х годов. Возможно, он перестраивал воротную башню или устроил над воротами Иоанновскую церковь. В XVI в. ворота назывались Рождественскими по соседнему монастырю (ПСРЛ, XXIV, 39).

128

8 В. Доброхотов пишет, что под южным склоном города против б. семинарской Богородицкой церкви (т. е. вне черты валов) «заметен квадрат из белых и диких камней, положенных довольно правильно». Автор полагал, что это фундамент деревянной церкви Онуфрия (ВГВ, 1850, № 1). Такой церкви во Владимире не известно, но белокаменная «полубутовая», «правильная» кладка может указывать на наличие здесь развалин постройки XII—XIII вв. Наши поиски их не дали результатов.

129

9 Вопрос о том, какие из ворот носили название Медных и какие — Ирининых, не вполне ясен. В Воскресенской летописи говорится, что татары ворвались в город «от северныя стороны от Лыбеди ко Орининым воротам и к Медяным», т. е. не указывается их точное местоположение — они выходили в равной мере к Лыбеди (ПСРЛ, VII, 141). Вариант Львовской летописи позволяет даже думать, что Иринины и Медные ворота были разными названиями одних и тех же северных ворот: татары ворвались «тако же и от Лыбеди во Оринины ворота, в Медные», т. е. эпитет «Медные» как бы дублирует иное название ворот (ПСРЛ, XX, 157; ср. П. Полевой. Очерки русской истории в памятниках быта, ч. II. СПб.‚ 1880, стр. 158 и прим. 78). Также нельзя окончательно установить, которые из этих двух ворот стояли в западной линии валов, которые — в северной. Название ворот «Ориниными»,

130

- 515 -


Примечания к стр. 130—135

вероятно, указывает на посвящение Ирине надвратной церкви (И. Е. Забелин — «Живописная Россия», изд. Вольф, т. IV, ч. 1, б. г., стр. 37). Автор заметки об ярославовой церкви Ирины в Киеве, рассуждая о местоположении открытых развалин храма, подкрепляет сделанное определение развалин ссылкой на топографию Владимира и название ворот Ирининскими, якобы в честь этого храма (ВрОИДР, т. XII, М., 1852, стр. 429, 430).

130

10 Даем примерные подсчеты: по плану Киева XI—XII вв.— О. М. Тихоновича («Архітектурні пам’ятники». Київ, 1950, стр. 10), по Новгороду — по плану в Полном собрании законов Российской империи (книга чертежей и рисунков). СПб.‚ 1839, л. 203.

11 Сказание, стр. 34.

12 ВОГА, фонд Канцелярии владимирского губернатора, 1822, д. № 75.

131

13 «Правительственный вестник», 1872, № 60; 1873, № 68.

14 ВГВ, 1874, № 2.

15 «Московские ведомости», 1909, № 264; 1910, № 299.

16 «Этот дельный проект, уменьшающий значительно издержки на возведение новой башни, принадлежит почетному голове, почетному гражданину А. А. Никитину и делает ему большую честь, давая возможность употребить ныне бесполезное здание на необходимое общественное дело»! (ВГВ, 1864, № 11, стр. 41; № 17, стр. 81).

17 С. Я. Никольский. Золотые ворота, памятник гражданского зодчества во Владимире. ЕВГСК, вып. X, 1871—1872.

18 Из этих статей наиболее интересна статья К. Н. Тихонравова «Город Владимир в начале XVIII ст.» (в том же выпуске ЕВГСК).

19 П. В. Ильинский. К реставрации Золотых ворот. Ниши южной стены. ТВУАК, т. XIII; его же. О реставрации Золотых ворот в г. Владимире. Там же, X; его же. Какой был первоначальный верх Золотых ворот. Там же, т. XV.

20 РД, VI, стр. 16.

21 УшаковГеоргиевский; ВГВ, 1901, № 26 и др.

22 Голубинский, т. I, ч. 2, стр. 319, прим. 3.

23 ПСРЛ, I, 348. .

24 ПСРЛ, I, 351; VII, 77. В Никоновской летописи — под 6671 (1163) г. (ПСРЛ, IX, 213). В. Н. Татищев приводит явно ошибочное известие, что в 1195 г. «во Владимире на златых вратах заложиша церковь святыя Богородицы маия 30 дня» (Татищев, кн. III, стр. 319). Видимо, это известие следует отнести к церкви на воротах детинца; однако она была посвящена Иоакиму и Анне (см. ниже, гл. XXVII).

25 Житие цитировано у С. Я. Никольского (ук. соч., стр. 95); см. также ПСРЛ, XXI, 428; Иоасаф, стр. 108; И. Е. Забелин. Следы литературной деятельности...

132

26 Сказание, стр. 42, 43.

27 В. О. Ключевский. Курс русской истории, т. I, М., 1914, стр. 402.

134

28 Ср. указание Густынской летописи, что Ярослав, создавший «врата граду [Киеву] каменныя, в них же двери 3латыя постави». ПСРЛ, II (СПб., 1843), 266; К. Шероцкий. Киев. Киев, 1917, стр. 13; ср. также слова Длугоша о киевских Золотых воротах: «Кроме того, чтобы показать великолепие как свое, так и города, он [Ярослав] воздвиг с самой щедрой и богатой роскошью ворота, обращенные в сторону Польши, и приказал назвать их «Золотыми», потому что створы этих ворот и их вершину украсил золочеными листами» (К. Бестужев-Рюмин. О составе русских летописей. СПб.‚ 1868, стр. 109, 110).

29 ПСРЛ, XX, 157.

30 ПСРЛ, I, 463.

135

- 516 -


Примечания к стр. 135—148

31 ПСРЛ, XXIII, 159.

32 ПСРЛ, XIII, 110, 111.

33 АИ, II, стр. 226. Грамота 1635 г. — в ТВУАК, т. II, стр. 59.

34 Дополнения к Актам историческим, VI, 1857, № 10, стр. 53; Сборник Хилкова, 1879, № 72, стр. 222—226; Смирнов. Материалы..., вып. IV, № 337, стр. 46 и вып. IV, стр. 213—219.

35 А. Н. Сперанский. Очерки по истории Приказа каменных дел Московского государства. М.‚ 1930, стр. 212.

36 ИСОВЕ, вып. I, стр. 105 (по данным Патриаршего приказа); см. также Ушаков, стр. 134 и Георгиевский, стр. 136.

37 ЦГАДА, Разряд Московского стола, столбец 985, столпик 3, л. 143.

135

38 В связи с этим в настоящей главе мной пересмотрено решение вопроса о первоначальном верхе здания, данное в моей статье «Оборонительные сооружения Владимира XII в.», МИА СССР, № 11, 1949, стр. 209 и сл.

39 Татищев, кн. III, стр. 487.

137

40 ЦГВИА, ф. 418, 1779 г., № 464, лл. 1—6. Названный материал указан мне В. В. Косточкиным, которому приношу сердечную благодарность.

41 П. В. Ильинский. Какой был первоначальный верх Золотых ворот.

42 ВГВ, 1865, № 29, стр. 156. Мостовые, скорее всего, — позднего времени (XVII в.).

43 ВЕВ, 1868, № 14, стр. 703, 704.

138

44 См. атлас к ТАС-I.

45 С. Я. Никольский. Ук. соч., стр. 104.

139

46 Лестница южной стены была открыта при реставрации 70-х годов. Повод к ее расчистке дала дверь, выводившая на боевой настил в проезде и заложенная кирпичной стенкой. Нижний марш лестницы был завален щебнем. В начале верхнего марша также была кирпичная стена, за которой шел пролитой известью щебень, затем — новая стенка из двух рядов белого камня на извести и снова завал щебня. Поворот верхнего марша, при выходе на надвратную площадку, был совершенно разрушен и не имел ступеней. Лестница была заложена, очевидно, во время работ Чистякова, когда, с устройством новой деревянной лестницы, надобность в старом ходе отпала (С. Я. Никольский. Ук. соч.; статья К. Н. Тихонравова в ВГВ, 1871, № 20).

47 ПСРЛ, I, 461, 516.

140

48 См. также С. Я. Никольский. Ук. соч., стр. 100, 101 (описание кладок).

141

49 Ср. наши статьи в МИА СССР, № 11, 1949, стр. 210 и сл., и ИРИ, т. I, стр. 352.

50 П. Свиньин. Златые врата во Владимире на Клязьме. «Отечественные записки», 1824, № 51, июль, стр. 4.

51 Лаптевский том, л. 21, 37, 145; Голицынский том, л. 433 и об.; ср. Шумиловский том (ворота Москвы), л. 68, 71, 74, 77, 96 и об. и мн. др.

142

52 Н. Н. Воронин. Рецензия на книгу А. В. Арциховского «Древнерусская миниатюра как исторический источник». ВАН, 1945, № 9.

143

53 Ю. С. Асєєв и В. А. Богусевич. Воєнно-оборонні стіни XII віку в Києво-Печерській лаврі. «Вісник Академії архітектури», 1951, № 4, стр. 40, 41.

144

54 Я. И. Смирнов. Рисунки Киева 1651 г. по копиям их конца XVIII в. ТАС-XIII, т. II, табл. IV; Н. Самойлов. Златые врата Ярославовы в Киеве. М.‚ 1834; В. А. Обремьский. Золотые ворота в Киеве. Киев, 1915; Е. Д. Корж. Золоті ворота в Києві. «Архітектурні пам’ятники». Київ, 1950, стр. 18—28.

55 К. Гартман. История архитектуры, т. I. М.‚ 1936, стр. 196 и сл.

148

- 517 -


Примечания к стр. 148—159

56 Д. Эссад. Константинополь. М.‚ 1919, стр. 93, 94; Д. Ф. Беляев. Byzantina. «Записки классического отделения РАО», т. IV, СПб., 1907, стр. 16—31.

148

XVI. Вопрос о первоначальном виде Успенского собора 1158—1160 гг.

1 ПСРЛ, I, 348.

2 ПСРЛ, XVI, 310. Ипатьевская летопись говорит, что Андрей «сверши же церковь 5 верхов и все верхы золотом украси и створи в ней епископью» (ПСРЛ, II, 491). Этот вариант является ошибкой летописца. Однако он послужил поводом для целой дискуссии о  количестве глав андреевского собора (Бережков, стр. 9, 39; Голубинский, т. I, ч. 2, стр. 113—115).

3 ПСРЛ, I, 351.

4 Там же.

149

5 ПСРЛ I, 375.

6 ПСРЛ, I, 392. Ипатьевская летопись говорит о пожаре под 1183 г. (ПСРЛ, II, 630).

7 ПСРЛ, I, 407.

8 «Древности» МАО, т. XVI, стр. 25.

9 В. Прохоров считал эту пристройку частью андреевского собора (Прохоров, стр. 37).

10 О судьбах памятника в XIII—XIX вв. мы говорим ниже — в гл. XXIII.

11 Артлебен, стр. 28, 29; ТАС-I, стр. 292; Бережков, стр. 39, прим. 3, и другие авторы.

150

12 В. В. Суслов. Очерки по истории древнерусского зодчества. СПб., 1889, стр. 76; его же. О сводчатых перекрытиях в церковных памятниках древнерусского зодчества. «Труды II съезда русских зодчих». М.‚ 1899, стр. 142.

13 Н. В. Покровский. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства. ТАС-II т. III, стр. 308, 309; Грабарь. Андрей Рублев, стр. 28.

14 Указатель памятников Исторического музея. Изд. II, стр. 574.

152

15 ПСРЛ, II, 582.

16 Не знаем, на основании каких данных В. Т. Георгиевский полагал, что амвон был устроен «в виде небольшой овальной формы часовни» (Виноградов, приложение, стр. 39).

17 P. Jurgenson. Romanische Einflüsse in der altrussischen Goldschmiedplastik. «Zeitschrift für bildende Kunst», 1928—1929, № 10.

18 ВОКМ, № В-1325.

19 ВОКМ, № В-1328.

20 ВОНМ, № В-1319, 1326, 1327.

21 ВОКМ, № В-1318. Подробнее см. Н. Н. Воронин. Археологические заметки. КСИИМК, вып. 62, 1956.

157

22 Некоторые авторы полагали, что на хоры «был тайный ход, устроенный в одном из столпов, поддерживающих хоры...» (Доброхотов, стр. 51).

23 ПСРЛ, I, 392. Термин «укси церковные», по разысканию Е. В. Барсова‚— тонкая льняная ткань пурпурового цвета, то же, что «чьрьленица»; эти ткани развешивались в торжественные дни в качестве пелен у икон. «Древности» МАО, т. IX, вып. 1, протоколы, стр. 15, 24, 25. По Н. П. Кондакову, «укси» — это епископские облачения (Очерки и заметки по истории средневекового искусства и культуры. Прага, 1929, стр. 353, 354).

159

- 518 -


С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг
Mail.ru
Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru