Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека
НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ВОРОНИН
ЗОДЧЕСТВО СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ
XII - XV ВЕКОВ
Том I (XII столетие)
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие |
5 |
|
|
I. Основная литература |
9 |
|
|
II. Задачи исследования |
16 |
|
|
|
|
III. Ростово-Суздальская земля |
21 |
|
|
IV. Строительство времени Мономаха в Суздале |
27 |
|
-577-
V. Вопрос с Ростовском соборе | 37 |
|
|
VI. Укрепления Владимира и церковь Спаса |
39 |
|
|
VII. Общая характеристика строительства времени Мономаха |
45 |
|
|
|
|
VIII. Ростово-Суздальская земля в первой половине XII века |
53 |
|
|
IX. Вопрос о церкви Спаса в Суздале и работах 1148 г. в Суздальском соборе |
63 |
|
|
X. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше |
67 |
|
|
XI. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском |
77 |
|
-578-
XII. Церковь Георгия во Владимире | 91 |
|
|
XIII. Общая характеристика строительства времени Юрия Долгорукого |
101 |
|
|
|
|
XIV. Владимирское княжество (1157—1174 гг.) |
113 |
2. Русско-византийские отношения и церковь (118). Борьба за церковный авторитет Северо-Восточной Руси (118). Владимирская икона богоматери (118). Легенда об основании Владимира Владимиром I (118). Борьба епископа Леона с владыкой Федором (119). Казнь Федора (120). 3. Развитие культа богоматери (120). Организация и пропаганда «чудес» Владимирской иконы (121). «Сказание о чудесах» (121). Его литературные особенности (122). Учреждение праздника Покрова и его литературное оформление (122). Политическая линия культа Покрова (122). Открытие «мощей» ростовского епископа Леонтия и легенда о «первых епископах-греках» (123). Летописание и его идейно-политическое направление (124). 4. Внешняя политика (124). Походы на Вщиж, на болгар, борьба за Новгород (124). Разгром Киева (125). Поход на Новгород (125). Их результаты (125). Борьба с Ростиславичами — (125). «Подручники» (126). Поход на Вышгород (126). Сила и слабость княжеской власти (126). Выводы (127). |
|
XV. Укрепления Владимира и Золотые ворота |
128 |
2. Литература о Золотых воротах (131). Дата (132). Катастрофа 1164 г. (132). Название ворот (134). З. История памятника (135). Перестройки 1469 и 1691 гг. (135). Проекты XVIII в. (137) 4. Описание памятника (138). Основной объем (138). Внутренняя перемычка (138). Боевой пастил (139). Лестница южной стены (140). Ниши боковых фасадов (140). 5. Вопрос о первоначальном верхе Золотых ворот (141). «Чертеж» 1715 г. (142). Изображение ворот в росписи боголюбовского перехода (142). Миниатюры Лицевого летописного свода в Радзивилловской летописи (142). Золотые ворота и «святые ворота» Киево-Печерского монастыря (144). Чертежи 1779 и 1795 гг. и вопрос об облике надвратной церкви (144). Своеобразие Золотых ворот (148). Выводы — (148). |
-579-
XVI. Вопрос о первоначальном виде Успенского собора 1158—1160 гг | 149 |
2. Вопрос о ходе на хоры (159). Летописные данные о «тереме» и «владычных сенях» (159). Изобразительные источники (161). Входы на хоры (162). Переходы на хоры в галереях (162). Опыт реконструкции собора с двумя башнями (164). Ее ошибочность (164). Наблюдения А. В. Столетова: переход к хорам (164). Северный фундамент (165). Северный притвор (166). Наблюдения Н. П. Сычева (166). Вопрос о назначении пристроек: притвор, переход, «епископские сени» (167). Гипотетичность данного решения (167). 3. Внешний облик собора (169). Цоколь, пилястры, порталы (169). Пояс (170). Вопрос о рельефах в убранстве фасадов (170). Рельефы на фасадах галерей (172). Три больших резных композиции (173). Маски (176). Резные камни в музеях (177). Фрагменты ГИМ (178). Убранство средних делений фасадов (181). Капители полуколонн (182). Водометы (182). Украшения закомар (184). Убранство барабана (185). Выводы (185). |
|
XVII. Успенский собор в Ростове |
187 |
2. Раскопки в приделе Леонтия (188). Раскопки в северо-западном углу собора. (192). Вопрос о притворах (195). Детали (195). Реконструкция (196). |
|
XVIII. Данные о церкви Спаса во Владимире (1162—1164 гг.) |
197 |
|
|
XIX. Боголюбовский замок |
201 |
2. Разрушение дворцового собора (208). Описание игумена Аристарха (210). Раскопки (210). Стратиграфия (210). Апсиды (213). Южный фасад и порталы (213). Колончатый пояс (214). Верхняя часть и резное убранство фасадов (214). Убранство закомар и главы (217). Вопрос о притворе (217). Интерьер (219). Хоры (220). Круглые столбы (220). Убранство (223). Преграда (223). Сень (225). Полы (225). Роспись (228). Выводы (228). 3. Переход и башня (229). Их значение (234). Переход во дворец (235). Раскопки (235). Резные камни (240). Фрагменты фресок (240). Характер исчезнувшего дворца (240). Миниатюра Лицевого летописного свода (244). Южное крыло переходов и башня (244). Вопрос о покрытии башен (246). Рисунок А. Потапова (246). Термин «сени» (247). Значение и место сеней (248). Галичский дворец (248). Сени-терем (249). Изобразительные источники (250). Реконструкция (251). 4. «Святой шатер» (251). Раскопки кивория (252). Вопрос о его верхе (254). Аналогии (254). Терем-«кивот» (256). Реконструкция кивория (257). 5. Общая характеристика ансамбля (259). Вариант реконструкции (259). Единство замысла (260). Датировка (260). Время разрушения переходов (261). |
-580-
XX. Покров на Нерли | 262 |
2. Общая характеристика памятника (264). Композиция и детали (266). Резной камень (268). Интерьер (270). Данные о фресковой росписи (271). Выводы (272). 3. Вопрос о ходе на хоры (274). Раскопки XIX в. (274). 4. Раскопки 1954—1955 гг. (276). Основания галереи (276). Строительная история памятника (277). Фундамент и пьедестал храма (277). Уровень дневной поверхности 1165 г. (278). Создание искусственного холма (280). Одновременность оснований галереи (280). Вымостка холма (281). Общая картина строительства (285). 5. Галерея (285). Лестничная стена (285). Возражения против галереи (286). Тип храма с галереями в XI—XII вв. (287). План оснований галереи (287). Опора аркады (288). Аналогии (288). Парапет (289). Перекрытие (290). Вход на хоры (292). 6. Оформление лестничной стены (293). Палатка и звонница (293). Рельефы (294). Отделка медью (297). 7. Реконструкция (297). Смысл образа (298). Связь храма с ансамблями Боголюбова и Владимира (298). Связи с литературными памятниками (299). 8. Время разрушения галереи (299). Позднейшие строительные мероприятия (300). |
|
XXI. О6щая характеристика строительства времени Андрея Боголюбского |
302 |
2. Фундаменты (306). Растворы (307). Кладка (307). Конструктивность деталей (307). Металлические крепления (308). Конструктивные приемы (308). Устройство полов (310). Медные полы (310). Майоликовые полы (310). Мостовые (311). 3. Резной камень (311). Манера резьбы (312). Живопись (312). Прикладное искусство (313). Синтез искусств (314). 4. Общественная значимость архитектуры (315). Планомерность строительства (315). Киевская традиция (316). Соперничество с Киевом (316). Боголюбовский дворец и его историческое место (317). Культовые здания, их особенности (318). Связь о культом богоматери (318). Смысл резного убора Покрова на Нерли (319). Народные черты в литературе и искусстве 60-х годов (320). Выводы (321). 5. Вопрос о мастерах (321). Строители времени Юрия и новые кадры (322). «Делатели» Золотых ворот (322). Знаки мастеров (323). Русские скульпторы (324). Владимирские каменщики (324). Средневековая профессиональная терминология (325). Расчет рабочей силы по строительству Покрова на Нерли (325). Места добычи и заготовки камня (325). Мастера по производству декоративных материалов (328). Недостаточность местных кадров (329). 6. «Мастера из всех земель» (329). Русские земли (329). «Немцы» и данные В. Н. Татищева (330). Отзыв Аристотеля Фиораванти об Успенском соборе (331). Связи с Западом (331). Романские детали (332). Их значение (332). Немецкие замки и Боголюбовский замок (332). Аналогии резному камню (ЗЗ5). Выводы (336). Мастера прикладного искусства (336). Типичность вызова ино- |
-581-
земных мастеров в средневековом строительстве (336). Руководство строительством (337). Князь Андрей (337). Обращение к литературным источникам (Хроника Г. Амартола) (338). Библейские «образы» (338). Образ Давида (339). Княжеский надзор за строительством (340). Перерыв в строительстве (1166—1185 гг.) и его причины (341). |
|
|
|
XXII. Владимирское княжество (1174—1212 гг.) |
345 |
2. Внешняя политика (348). Рязань (348). Болгары (349). Киев (349). Новгород (350). Оценка власти Всеволода современниками (351). 3. Общий обзор строительства (352). |
|
XXIII. Обстройка Успенского собора во Владимире | 354 |
2. Задачи обстройки (360). Связь галерей со старым собором (362). Особенности деталей (362). Западный фасад и алтарная часть (366). Ступенчатость объема (366). Порталы (368). Колончатый пояс (370). Главы (373). 3. Интерьер (374). Роспись (374). Вопрос о ходе на хоры (375). Полы (375). Тайники (377). Палатка в диаконике (377). Выводы (377). |
|
XXIV. Собор Рождественского монастыря |
378 |
2. Состояние здания перед сломкой (380). Дата его восстановления и обустройки (385). План (385). Фасады (385). Порталы (385). Городчатый пояс (387). Капители пилястр и водометы (387). Обработка апсид (389). Хоры (389). Полы (389). 3. Вопрос о ходе на хоры (391). Галерея, башни, и их дата (391). Спорность решения вопроса (395). |
|
XXV. Дмитриевский собор |
396 |
2. План собора (298). Обработка фасадов (309). Детали (402). Форма арок (402). Порталы (404). Общий характер разного убранства (406). Интерьер (406). Роспись (409). 3. Связь с дворцом (410). Пристройки и их судьба (410). Миниатюра Лицевого летописного свода (411). Рисунки 1801 г. (412). Рисунок Ф. Дмитриева (414). Зарисовка П. П. Покрышкина (416). Чертеж Ф. Рихтера (416). Рисунок В. А. Жуковского (417). Чертежи 1836 г. (417). Оценка пристроек в литературе (418). Анализ рисунков (419). Белокаменная кладка пристроек (420). Их назначение (420). Входы на хоры в стенах собора (421). Деревянные лестницы в |
-582-
башнях (421). Дата пристроек (422). Резное убранство (424). Особенности южной пристройки (424). Конструктивное значение пристроек (426). Раскопки их фундаментов (426). Гипотеза о каменных шатрах башен (428). Выводы (428). 4. Вопрос о характере дворцового ансамбля (429). 5. К характеристике резного убранства собора (431). Расположение и состав рельефов (431). Мотивы резьбы (432). Их связь с культурой феодальных верхов (434). «Портрет» Всеволода III с сыновьями (434). Фигура Давида (437). |
|
XXVI. Успенский собор Княгинина монастыря |
438 |
2. План собора, его связь о ранними памятниками (441). Плинфа в кладке (441). Разведка у апсид (442). Вопрос о восточных наружных приделах-усыпальницах (443). Наблюдения А. В. и И. А. Столетовых (443). Галерея (445). Выводы (445). |
|
XXVII. Укрепления Владимирского детинца и ансамбль города |
446 |
2. Раскопки (448). Ворота (449). Стены детинца (452). 3. Надвратная церковь Иоакима и Анны (455). Детали убранства (455). Майоликовые полы (457). Время гибели ворот и церкви (457). 4. Ансамбль Владимира (457) |
|
XXVIII. Общая характеристика строительства времени Всеволода III |
461 |
2. Строительная техника (469). Белый камень (469). Кирпич (469). Разбивка плана (470). Фундаменты: Успенского собора (470), Детинца (472). Дмитриевского и Рождественского соборов (472). Кладка стен (472). Перекрытия (474). Кровля (474). Медные листы с главы Успенского собора (475). Кресты (476). Крест и голубь Дмитриевского собора (476). Убранство полов: обычные майоликовые плитки (478) и фигурные «мозаичные» плитки (482). 3. Вопрос о природе владимирских резчиков по камню (484). «Образцы» иноземные (485). «Образцы» русские (486). Модели (488). Две манеры резьбы Дмитриевского собора (488). Плоскостная манера (489). Ее значение (490). Выводы (493). |
|
Примечания | 497 |
Сокращения |
565 |
Перечень иллюстрации |
570 |
-582-
С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!
|