Rambler's Top100

Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ВОРОНИН

ЗОДЧЕСТВО СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ
XII - XV ВЕКОВ

Том I (XII столетие)

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие
5


ВВОДНЫЕ И ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ

 

I. Основная литература
9


Начало исследований древнерусского зодчества (9). Книга С. Строганова о Дмитриевском соборе (9). В. Доброхотов — «Древний Боголюбов-город» (10). Дискуссия на I Археологическом съезде (10). Л. В. Даль и В. Прохоров (10). Полемика в связи с книгой Е. Виолле ле Дюка «Русское искусство» (11). Н. А. Артлебен и К. Н. Тихонравов (12). Реставрация Успенского собора во Владимире (13). Концепция Н. П. Кондакова (13). Д. Н. Бережков (14). Исследования владимиро-суздальской пластики (14). Концепция Ф. Халле (14). Общие обзоры (15).

 

II. Задачи исследования
16


Проблемы изучения памятников (16). Постановка темы (16). Московское и тверское зодчество XIII в.—начала XV в.— (17).

 


СТРОИТЕЛЬСТВО ВРЕМЕНИ МОНОМАХА

 

III. Ростово-Суздальская земля
21


Географическое положение (21). Меря, весь и мурома (21). Распад первобытнообщинного строя (22). Древнейшие города (22). Ростовский край в системе Киевского государства (23). Восстания смердов (23). Новые города и их население (24). Раздел Ярослава (25). Деятельность церкви (25). Владимир Мономах (25). Борьба с Олегом (26). Местная знать (26).

 

IV. Строительство времени Мономаха в Суздале
27


Рассказ Киево-Печорского патерика о постройке соборов в Ростове и Суздале (27). Дата строительства в Суздале (28). Вопрос о названии собора (28). Данные раскопок (28). Облик Суздальского собора (30). Вопрос о притворах (31). Княжий двор (32). Производство кирпича и извести для постройки собора (32). Сооружение земляных укреплений кремля (34). Характер жилищ и застройки кремля (34). Пригородные поселки и могильник (36).

 

-577-


V. Вопрос с Ростовском соборе 37


Сведения Симона и Поликарпа о Ростовском соборе Мономаха (37). Летописная версия о дубовом соборе (37). Сведения о постройке собора в 1161—1162 гг. (38). Печерская легенда (38).

 

VI. Укрепления Владимира и церковь Спаса
39


Стратегическое значение Клязьмы (39). Условия местности (39). Дата строительства (39). Масштабы и характер укреплений (40). Водоснабжение (41). Княжеские родословцы о постройке церкви Спаса (42). Вопрос о месте княжеского двора (44). Вопрос о типе церкви Спаса (44).

 

VII. Общая характеристика строительства времени Мономаха
45


Местные условия и киевская традиция (45). Южные элементы в населении городов (45). Суздальский собор и его связь с киевской традицией (46). Монастырские храмы второй половины XI в. в Киеве (47). Печерский собор (47). Легенда о греческих зодчих и ее реальное содержание (47). Связи с Печерским монастырем (48). Роль монументальной архитектуры в борьбе за упрочение княжеской власти и в христианизации северо-востока (49). Историческое значение строительства Мономаха (50).

 


СТРОИТЕЛЬСТВО ВРЕМЕНИ ЮРИЯ ДОЛГОРУКОГО

 

VIII. Ростово-Суздальская земля в первой половине XII века
53


Источники (53). Борьба с болгарами (53). Отношения с Новгородом (54). Походы на Киев (54). Градостроительство Юрия (55). Городское население (57). Мелкие феодалы (58). Борьба с боярской знатью (58). Церковь (59). Связь внутренней политики Юрия с подготовкой похода на Киев (59). Юрий в Киеве (60). Смерть Юрия и киевское восстание 1157 г. (61).

 

IX. Вопрос о церкви Спаса в Суздале и работах 1148 г. в Суздальском соборе
63


Сведения о церкви Спаса (63). Гипотеза о Спасском приделе Суздальского собора (63). Гипотеза А. Д. Варганова о постройке Суздальского собора в 1148 г. (64). Данные раскопок (64). Критика этой гипотезы (65).

 

X. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше
67


Местоположение (67). Причины постройки (67). Сведения Анании Федорова (67). Достройка укреплений князем Борисом (68). Валы (68). Раскопки Уварова (69). Возобновление здания в 1239 г. (71). Разрушение храма и восстановление в XVII в. (72). Первоначальный облик памятника (72). Технические качества (75). Граффити (76)

 

XI. Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском
77


1. Ремонты и реставрации (77). Кладка и фундамент (78). Интерьер храма (78). Пол (78). Роспись (80). Внешний облик (82). Детали (84).
2. Вопрос о ходе на хоры (84). Литературные данные (84). Раскопки П. С. Савельева (85). Раскопки 1939 г. (86). Вопрос о постройках около собора (87).
3. Вопрос о дате собора (87). Версия о постройке целиком в 1152 г. (87). Версия о достройке 1157 г. (88). Данные самого памятника (89). Резной орнамент и граффити (90). Полы и роспись (90).

 

-578-


XII. Церковь Георгия во Владимире 91


Датировка (1157 г.) (91). Местонахождение (92). Изображение памятника на «чертеже» 1715 г. (92). Перестройка 1783 г. (94). Вопрос о сохранении старых частей (94). Раскопки (95). Выводы (98).

 

XIII. Общая характеристика строительства времени Юрия Долгорукого
101


Градостроительство (101). Облик городов (101). Тип храма (103). «Стандартность» построек (104). Их образ (104). Постановка здания в ландшафте (105). Характер интерьера и его оформление (105). Данные о строительстве из кирпича (106). Белокаменная кладка (106). Технические приемы (107). Пришлые мастера (107). Связь с галичским зодчеством (107). Значение «романских» элементов (109). Выводы (110).

 


СТРОИТЕЛЬСТВО ВРЕМЕНИ АНДРЕЯ БОГОЛЮВСКОГО

 

XIV. Владимирское княжество (1157—1174 гг.)
113


1. Историческое значение княжения Боголюбского (113). Внешние факты (113). Мотивы ухода на север (114). Изгнание братьев и «передних мужей» (114). Горожане и их политическая роль (114). Союз княжеской власти и горожан (115). Развитие феодального землевладения (115). Дворяне-милостьники как опора сильной княжеской власти (116). Позиция крестьянства (117).

2. Русско-византийские отношения и церковь (118). Борьба за церковный авторитет Северо-Восточной Руси (118). Владимирская икона богоматери (118). Легенда об основании Владимира Владимиром I (118). Борьба епископа Леона с владыкой Федором (119). Казнь Федора (120).

3. Развитие культа богоматери (120). Организация и пропаганда «чудес» Владимирской иконы (121). «Сказание о чудесах» (121). Его литературные особенности (122). Учреждение праздника Покрова и его литературное оформление (122). Политическая линия культа Покрова (122). Открытие «мощей» ростовского епископа Леонтия и легенда о «первых епископах-греках» (123). Летописание и его идейно-политическое направление (124).

4. Внешняя политика (124). Походы на Вщиж, на болгар, борьба за Новгород (124). Разгром Киева (125). Поход на Новгород (125). Их результаты (125). Борьба с Ростиславичами — (125). «Подручники» (126). Поход на Вышгород (126). Сила и слабость княжеской власти (126). Выводы (127).

 

XV. Укрепления Владимира и Золотые ворота
128


1. Расширение Владимира (128). Ворота Нового города (128). Масштаб укреплений (128). Внегородские поселения (131).

2. Литература о Золотых воротах (131). Дата (132). Катастрофа 1164 г. (132). Название ворот (134).

З. История памятника (135). Перестройки 1469 и 1691 гг. (135). Проекты XVIII в. (137)

4. Описание памятника (138). Основной объем (138). Внутренняя перемычка (138). Боевой пастил (139). Лестница южной стены (140). Ниши боковых фасадов (140).

5. Вопрос о первоначальном верхе Золотых ворот (141). «Чертеж» 1715 г. (142). Изображение ворот в росписи боголюбовского перехода (142). Миниатюры Лицевого летописного свода в Радзивилловской летописи (142). Золотые ворота и «святые ворота» Киево-Печерского монастыря (144). Чертежи 1779 и 1795 гг. и вопрос об облике надвратной церкви (144). Своеобразие Золотых ворот (148). Выводы —  (148).

 

-579-


XVI. Вопрос о первоначальном виде Успенского собора 1158—1160 гг 149


1. Летописные сведения (149). Местоположение (149). Пожар 1185 г. и реконструкция 1185—1189 гг. (150). План (150). Характер интерьера (152). Резные детали (152). Освещение (152). Роспись (152). Полы (152). Утварь (158).

2. Вопрос о ходе на хоры (159). Летописные данные о «тереме» и «владычных сенях» (159). Изобразительные источники (161). Входы на хоры (162). Переходы на хоры в галереях (162). Опыт реконструкции собора с двумя башнями (164). Ее ошибочность (164). Наблюдения А. В. Столетова: переход к хорам (164). Северный фундамент (165). Северный притвор (166). Наблюдения Н. П. Сычева (166). Вопрос о назначении пристроек: притвор, переход, «епископские сени» (167). Гипотетичность данного решения (167).

3. Внешний облик собора (169). Цоколь, пилястры, порталы (169). Пояс (170). Вопрос о рельефах в убранстве фасадов (170). Рельефы на фасадах галерей (172). Три больших резных композиции (173). Маски (176). Резные камни в музеях (177). Фрагменты ГИМ (178). Убранство средних делений фасадов (181). Капители полуколонн (182). Водометы (182). Украшения закомар (184). Убранство барабана (185). Выводы (185).

 

XVII. Успенский собор в Ростове
187


1. Сведения письменных источников (187). Место погребения епископов Леонтия и Исаии (187). Раскопки 1884 г. (188).

2. Раскопки в приделе Леонтия (188). Раскопки в северо-западном углу собора. (192). Вопрос о притворах (195). Детали (195). Реконструкция (196).

 

XVIII. Данные о церкви Спаса во Владимире (1162—1164 гг.)
197


Летописные данные и датировка (197). Перестройка после пожара 1778 г.(197). Ее характер (197). Разведка около храма (199). Плитки (200). Выводы (200).

 

XIX. Боголюбовский замок
201


1. Топография памятника (201). Княжеский город-замок (202). Датировка строительства (202). Последующая история (204). Вопрос о каменных укреплениях (204). Ворота (204). Каменные стены и валы (205). Разрушение укреплений (208).

2. Разрушение дворцового собора (208). Описание игумена Аристарха (210). Раскопки (210). Стратиграфия (210). Апсиды (213). Южный фасад и порталы (213). Колончатый пояс (214). Верхняя часть и резное убранство фасадов (214). Убранство закомар и главы (217). Вопрос о притворе (217). Интерьер (219). Хоры (220). Круглые столбы (220). Убранство (223). Преграда (223). Сень (225). Полы (225). Роспись (228). Выводы (228).

3. Переход и башня (229). Их значение (234). Переход во дворец (235). Раскопки (235). Резные камни (240). Фрагменты фресок (240). Характер исчезнувшего дворца (240). Миниатюра Лицевого летописного свода (244). Южное крыло переходов и башня (244). Вопрос о покрытии башен (246). Рисунок А. Потапова (246). Термин «сени» (247). Значение и место сеней (248). Галичский дворец (248). Сени-терем (249). Изобразительные источники (250). Реконструкция (251).

4. «Святой шатер» (251). Раскопки кивория (252). Вопрос о его верхе (254). Аналогии (254). Терем-«кивот» (256). Реконструкция кивория (257).

5. Общая характеристика ансамбля (259). Вариант реконструкции (259). Единство замысла (260). Датировка (260). Время разрушения переходов (261).

 

-580-


XX. Покров на Нерли 262


1. Источники и дата (252). Последующая история памятника (264).

2. Общая характеристика памятника (264). Композиция и детали (266). Резной камень (268). Интерьер (270). Данные о фресковой росписи (271). Выводы (272).

3. Вопрос о ходе на хоры (274). Раскопки XIX в. (274).

4. Раскопки 1954—1955 гг. (276). Основания галереи (276). Строительная история памятника (277). Фундамент и пьедестал храма (277). Уровень дневной поверхности 1165 г. (278). Создание искусственного холма (280). Одновременность оснований галереи (280). Вымостка холма (281). Общая картина строительства (285).

5. Галерея (285). Лестничная стена (285). .Возражения против галереи (286). Тип храма с галереями в XI—XII вв. (287). План оснований галереи (287). Опора аркады (288). Аналогии (288). Парапет (289). Перекрытие (290). Вход на хоры (292).

6. Оформление лестничной стены (293). Палатка и звонница (293). Рельефы (294). Отделка медью (297).

7. Реконструкция (297). Смысл образа (298). Связь храма с ансамблями Боголюбова и Владимира (298). Связи с литературными памятниками (299).

8. Время разрушения галереи (299). Позднейшие строительные мероприятия (300).

 

XXI. О6щая характеристика строительства времени Андрея Боголюбского
302


1. Основные черты стиля (302). Постановка здания в ландшафте и ансамбле (302). Выделение главного фасада (302). Индивидуальные черты памятников (302).

2. Фундаменты (306). Растворы (307). Кладка (307). Конструктивность деталей (307). Металлические крепления (308). Конструктивные приемы (308). Устройство полов (310). Медные полы (310). Майоликовые полы (310). Мостовые (311).

3. Резной камень (311). Манера резьбы (312). Живопись (312). Прикладное искусство (313). Синтез искусств (314).

4. Общественная значимость архитектуры (315). Планомерность строительства (315). Киевская традиция (316). Соперничество с Киевом (316). Боголюбовский дворец и его историческое место (317). Культовые здания, их особенности (318). Связь о культом богоматери (318). Смысл резного убора Покрова на Нерли (319). Народные черты в литературе и искусстве 60-х годов (320). Выводы (321).

5. Вопрос о мастерах (321). Строители времени Юрия и новые кадры (322). «Делатели» Золотых ворот (322). Знаки мастеров (323). Русские скульпторы (324). Владимирские каменщики (324). Средневековая профессиональная терминология (325). Расчет рабочей силы по строительству Покрова на Нерли (325). Места добычи и заготовки камня (325). Мастера по производству декоративных материалов (328). Недостаточность местных кадров (329).

6. «Мастера из всех земель» (329). Русские земли (329). «Немцы» и данные В. Н. Татищева (330). Отзыв Аристотеля Фиораванти об Успенском соборе (331). Связи с Западом (331). Романские детали (332). Их значение (332). Немецкие замки и Боголюбовский замок (332). Аналогии резному камню (ЗЗ5). Выводы (336). Мастера прикладного искусства (336). Типичность вызова ино-

 

-581-


земных мастеров в средневековом строительстве (336). Руководство строительством (337). Князь Андрей (337). Обращение к литературным источникам (Хроника Г. Амартола) (338). Библейские «образы» (338). Образ Давида (339). Княжеский надзор за строительством (340). Перерыв в строительстве (1166—1185 гг.) и его причины (341).

 


СТРОИТЕЛЬСТВО ВРЕМЕНИ ВСЕВОЛОДА III

 

XXII. Владимирское княжество (1174—1212 гг.)
345


1. Борьба за владимирский стол после смерти Боголюбского (345). Значение горожан (345). Битва на Юрьевом поле  и Прусовой горе (346). Волнения 1177 и 1185 гг. (346). Сооружение детинца и перевод торга (346). Отношение к крестьянству (347). Отношение к боярской знати (347). Церковь (348).

2. Внешняя политика (348). Рязань (348). Болгары (349). Киев (349). Новгород (350). Оценка власти Всеволода современниками (351).

3. Общий обзор строительства (352).

 
XXIII. Обстройка Успенского собора во Владимире 354


1. Дата (354). Назначение галерей (355). Собор в XIII—XV вв. (355). Придел Пантелеймона (355). Пожар 1536 г. (356). Ремонты XVIII в. (356). Реставрация 1888—1891 гг. (360).

2. Задачи обстройки (360). Связь галерей со старым собором (362). Особенности деталей (362). Западный фасад и алтарная часть (366). Ступенчатость объема (366). Порталы (368). Колончатый пояс (370). Главы (373).

3. Интерьер (374). Роспись (374). Вопрос о ходе на хоры (375). Полы (375). Тайники (377). Палатка в диаконике (377). Выводы (377).

 

XXIV. Собор Рождественского монастыря
378


1. Дата (378). Собор в XIII—XVIII вв. (378). «Реставрация» 1859 г. (380). Чертежи и «Записка» Н. А. Артлебена (380).

2. Состояние здания перед сломкой (380). Дата его восстановления и обустройки (385). План (385). Фасады (385). Порталы (385). Городчатый пояс (387). Капители пилястр и водометы (387). Обработка апсид (389). Хоры (389). Полы (389).

3. Вопрос о ходе на хоры (391). Галерея, башни, и их дата (391). Спорность решения вопроса (395).

 

XXV. Дмитриевский собор
396


1. Дата (378). Собор в XIII—XVIII вв. (378). «Реставрация» 1859 г. (380). (398).

2. План собора (298). Обработка фасадов (309). Детали (402). Форма арок (402). Порталы (404). Общий характер разного убранства (406). Интерьер (406). Роспись (409).

3. Связь с дворцом (410). Пристройки и их судьба (410). Миниатюра Лицевого летописного свода (411). Рисунки 1801 г. (412). Рисунок Ф. Дмитриева (414). Зарисовка П. П. Покрышкина (416). Чертеж Ф. Рихтера (416). Рисунок В. А. Жуковского (417). Чертежи 1836 г. (417). Оценка пристроек в литературе (418). Анализ рисунков (419). Белокаменная кладка пристроек (420). Их назначение (420). Входы на хоры в стенах собора (421). Деревянные лестницы в

 

-582-


башнях (421). Дата пристроек (422). Резное убранство (424). Особенности южной пристройки (424). Конструктивное значение пристроек (426). Раскопки их фундаментов (426). Гипотеза о каменных шатрах башен (428). Выводы (428).

4. Вопрос о характере дворцового ансамбля (429).

5. К характеристике резного убранства собора (431). Расположение и состав рельефов (431). Мотивы резьбы (432). Их связь с культурой феодальных верхов (434). «Портрет» Всеволода III с сыновьями (434). Фигура Давида (437).

 

XXVI. Успенский собор Княгинина монастыря
438


1. Дата (438). Литература (438). Особенности собора (440). Перестройка начала XVI в. (441).

2. План собора, его связь о ранними памятниками (441). Плинфа в кладке (441). Разведка у апсид (442). Вопрос о восточных наружных приделах-усыпальницах (443). Наблюдения А. В. и И. А. Столетовых (443). Галерея (445). Выводы (445).

 

XXVII. Укрепления Владимирского детинца и ансамбль города
446


1. Вопрос о местоположении детинца (446). Остатки ворот в составе старой соборной колокольни (446).

2. Раскопки (448). Ворота (449). Стены детинца (452).

3. Надвратная церковь Иоакима и Анны (455). Детали убранства (455). Майоликовые полы (457). Время гибели ворот и церкви (457).

4. Ансамбль Владимира (457)

 

XXVIII. Общая характеристика строительства времени Всеволода III
461


1. Новые задачи искусства (461). Основные черты архитектурного образа (462). Светское течение в зодчестве (463). Церковное течение в зодчестве (463). Летопись о мастерах (465). Вопрос о мастерах в литературе (465). Черты общности архитектуры 60-х годов и конца XII в. (4б6). Новые формы (467). Местные зодчие и их положение (468). Связи с архитектурой других княжеств (469).

2. Строительная техника (469). Белый камень (469). Кирпич (469). Разбивка плана (470). Фундаменты: Успенского собора (470), Детинца (472). Дмитриевского и Рождественского соборов (472). Кладка стен (472). Перекрытия (474). Кровля (474). Медные листы с главы Успенского собора (475). Кресты (476). Крест и голубь Дмитриевского собора (476). Убранство полов: обычные майоликовые плитки (478) и фигурные «мозаичные» плитки (482).

3. Вопрос о природе владимирских резчиков по камню (484). «Образцы» иноземные (485). «Образцы» русские (486). Модели (488). Две манеры резьбы Дмитриевского собора (488). Плоскостная манера (489). Ее значение (490). Выводы (493).

 

Примечания
497

Сокращения
565

Перечень иллюстрации
570

-582-


С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг
Mail.ru
Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru