Rambler's Top100

Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ВОРОНИН

ЗОДЧЕСТВО СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ
XII - XV ВЕКОВ

Том I (XII столетие)

СОДЕРЖАНИЕ


XV

УКРЕПЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА И ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

1

Как мы видели выше, со времени сооружения Мономахом земляных валов первоначальной крепости Владимира, получившей название Печернего города, до середины XII в. его оборонительная линия не выросла. Только на запад от Среднего города, накануне строительства новых линий обороны, был выстроен в 1157 г. белокаменный храм Георгия, являвшийся одним из зданий предполагавшегося к постройке нового княжеского двора. Однако несомненно, что город за истекшие полвека значительно расширился и его население вышло далеко за пределы старой крепости к востоку и западу. Об этом мы можем судить по размаху строительства новых линий валов, проведенного в сравнительно короткий отрезок времени — между 1158 и 1164 гг. (рис. 34) 1.

Летопись, сообщая о расширении города, подчеркивает, что князь Андрей «град Владимерь заложи велик зело попремногу болши первого [т. е. мономахова города]» 2. Другой текст указывает и крайние точки разросшегося города: «Князь же Андрей бе город Володимерь силну устроил, к нему же ворота златая доспе, а другая серебром учини» 3. Речь идет о двух городских воротах: Золотых, сохранившихся до наших дней, расположенных в западной линии обороны города, и о несохранившихся Серебряных; их место показаниями источников определяется на противоположном — восточном конце города.

Около Серебряных ворот в 1174 г. владимирцы встречали гроб с телом князя Андрея, убитого в Боголюбове; собирая соборное духовенство для этой встречи, владимирцы говорили попам: «Выидете жь перед Серебряная ворота с святою Богородицею — ту князя дождеши» 4. Эти ворота еще были целы в XVI в. и назывались в источниках Андреевскими (может быть, по имени основателя или по посвящению надвратной церкви св. Андрею) 5. Они стояли при выходе городских валов к Лыбеди6. На всем этом громадном протяжении и были возведены земляные валы и рубленые стены, составлявшие в совокупности линию длиной около 4400 м. От Серебряных ворот они шли на запад до встречи с поперечным рвом и валом мономахова города, в который вводили с этой стороны Ивановские ворота 7. Остатки северной линии


Примечания к главе XV см. стр. 515—518.

- 128 -



34. План Владимира XII—XIII вв.
I — город Мономаха (Печерний город); II — Ветчаной город, укрепления 1158—11б4 гг.; III — Новый город, укрепления 1158—1164 гг., IV — детинец; 1 — церковь Спаса; 2 — церковь Георгия; 3 — Успенский собор; 4 — Золотые ворота; 5 — Оринины ворота; 6 — Медные ворота; 7 — Серебряные ворота; 8 — Волжские ворота; 9 — Дмитриевский собор; 10 — Вознесенский монастырь; 11 — Рождественский монастырь; 12 — Успенский Княгинин монастырь; 13 — Торговые; ворота; 14 — Ивановские ворота; 15 — ворота детинца; 16 — церковь Воздвижения на Торгу.

валов восточной трети города уцелели до наших дней под именем Зачатьевского вала. Этот восточный треугольник крепости прикрыл посадскую часть города, где жил торгово-ремесленный люд и где в XII—XIII вв. не было ни одной каменной постройки 8. В позднейшее время, в связи с разрушением и обветшанием ее укреплений, восточная треть Владимира стала называться Ветшаным или Ветчаным городом.

Далее на запад от западного поперечного рва и вала старой крепости шла новая линия укреплений, получившая имя «Нового города»; она прерывалась рядом проездных воротных башен. О них мы знаем из рассказа летописи об осаде Владимира татарами. В самом северо-восточном углу Нового города располагались Медные ворота; от них вал шел по краю обрыва городского холма вдоль по Лыбеди, загибаясь к югу по границе, очерченной глубоким оврагом (Никитский спуск); в верхнем конце оврага вал прорезали Иринины (Оринины) ворота. Они были одновременно

- 129 -



второй боевой башней западной линии обороны города, которая здесь выходила на равнинный участок9. В его центре стояли Золотые ворота. Здесь перед валом был глубокий ров, как бы соединявший овраг, врезавшийся в плато городского холма с севера, с начинавшимся к югу от Золотых ворот встречным оврагом, идущим к Клязьме.

Вдоль рва и оврага снова шел вал (Козлов вал), прикрывавший с запада большую амфитеатрообразную впадину в городских высотах. Со стороны Клязьмы этот участок был, видимо, прикрыт только рубленой стеной, спускавшейся вниз, к устью оврага (Муромского спуска) как с угла мономахова города на запад, так и с юго-западного угла Нового города — на восток; стены смыкались у деревянной башни Волжских ворот, стоявшей в устье оврага почти на берегу Клязьмы. Эта западная треть крепости прикрыла аристократический участок города, где стоял княжеский двор Юрия Долгорукого и, вероятно, селились знатные люди. С этим, по-видимому, и было связано сооружение здесь наиболее украшенных Золотых ворот.

Таким образом, средний мономахов город стал как бы «внутренним городом» столицы.

Так сложилась оборонительная система Владимира в итоге андреевского строительства 1158—1164 гг. (см. рис. 34). О масштабах этих укреплений позволяют судить данные геолога А. А. Добролюбова, проводившего бурение на месте старого рва XII в. к северу от Золотых ворот, в сквере по Первомайской улице. Здесь ров достигал ширины 22 м при глубине 8,2 м, причем с глубины 5,8 м шел ил, свидетельствующий об обводненности или заболоченно-

35. Владимир. Остаток вала 1158—1164 гг. (Козлов вал).

- 130 -


сти рва. Величественные остатки Козлова вала (рис. 35) производят сильное впечатление даже в разрушенном виде: в основании ширина его — около 24 м при первоначальной высоте до 9 м (сохранившаяся часть насыпи имеет высоту около 6 м). Эти цифры характеризуют размах инженерных работ и их объем. Конструкция насыпи, как об этом можно судить по разрушенным участкам валов, была в общем сходной с конструкцией валов мономахова города: она не имела внутренних деревянных частей. По гребню вала шли деревянные рубленые стены.

Если периметр валов и стен мономахова города был несколько более 2500 м, то теперь линия обороны выросла почти в два раза. Укрепления восточной части (Ветчаного города — 2460 м) и западной части (Нового города — 1926 м) составляли в целом полосу длиной около 4400 м и охватывали огромную новую площадь выросшего города в 68,5 га. В целом протяжение линии обороны столицы равнялось теперь почти 7000 м. В этом своем виде Владимир представлял собой мощную первоклассную крепость, соперничая по своим масштабам с крупнейшими крепостями Руси XI—XII вв. Можно напомнить, что периметр валов Киева (вместе с валами владимирова города) составлял примерно 4600 м, а периметр «острога» Великого Новгорода, т. е. наружного пояса вала, — около 6100 м10.

Можно думать, что городское поселение этого времени не ограничивалось линией его новых укреплений. Есть основания считать, что к востоку от городских стен, по соседству с Лыбедью и Ирпенью, находился Федоровский монастырь; его постройка правдоподобно связывается с тем, что в день Федора Андрей случайно избежал гибели в битве под Луцком. В юго-западном направлении за стенами княжеской части города также лежало не безлюдное пространство: здесь на склонах городских холмов была построена деревянная церковь покровителя торговых путешествий Николы, судя по ее позднейшему названию — «Николы в Галеях», находившаяся в связи с торговой набережной пристанью. Из «Сказания о чудесах» мы узнаём, что именно в этом районе жил исцеленный сухорукий владимирец 11. Можно предполагать, что в это же раннее время здесь, за Золотыми воротами, возник поселок гончаров, над которым позже, при Всеволоде III, на высоком холме вырос загородный Вознесенский монастырь.

2

Золотые ворота во Владимире (рис. 36) — редчайший памятник русской военной архитектуры XII в., равноценный по своему научному значению остаткам Золотых ворот Киева и, так же как эти последние, ставящий перед исследователем ряд не разрешенных до конца вопросов.

Интерес к этому памятнику проявлялся давно. Им занимался Н. А. Артлебен, сделавший первый, хотя и весьма неточный, обмер Золотых ворот, опубликованный в атласе к «Трудам I Археологического съезда». Их изучал владимирский архитектор И. О. Карабутов, изготовивший детальные, ныне пропавшие чертежи.

Вопрос о реставрации Золотых ворот ставился не раз. Еще в 1822 г. был начат сбор средств на восстановление первоначального облика памятника и дело рассматривалось в строительном комитете Министерства внутренних дел 12, но дальше

- 131 -


этого дело не пошло. Вторично вопрос о реставрации был поднят в 70-х годах в связи с готовившимся празднованием 700-летия со дня смерти строителя Золотых ворот — князя Андрея Боголюбского; в это время и были исполнены, по поручению владимирского губернатора Струкова, упомянутые чертежи Н. А. Артлебена13. Дело снова восходило на рассмотрение министерства 14, но опять не было осуществлено за недостатком средств, и поднималось вновь в 1909—1910 гг.15 Наряду с этими попытками исследования и реставрации Золотых ворот, были гораздо более реальные проекты, угрожавшие новыми искажениями и разрушениями памятника. Так, например, в 1864 г. на совещании «собственников и домовладельцев» города обсуждался вопрос об устройстве водопровода, и городской голова купец А. А. Никитин выдвинул встреченный одобрением проект превращения Золотых ворот... в водонапорную башню 16.

Из написанного о Золотых воротах наиболее ценен своим фактическим материалом очерк С. Я. Никольского о реставрационных работах в 1870-х годах, выявивших ряд существенных данных о древних и новых частях здания17. Обычно же писавшие о Золотых воротах были заняты вопросом о системе городских укреплений и историей военных событий, связанных с памятником, причем постоянно путали даты и мало интересовались самим памятником 18. Иного характера статьи П. Ильинского, посвященные вопросу о первоначальном виде Золотых ворот и попыткам их реставрации 19. Все же памятник был далек от правильного освещения и вызывал постоянные недоразумения; так, например, Н. П. Кондаков высказывал мысль, что по сторонам главного проезда могли быть две боковых арки 20; в местной литературе утверждалось фантастическое мнение, что, в связи с опорой ворот на примыкавшие валы, они были построены «без фундамента» 21; Е. Голубинский же полагал, что древние Золотые ворота и вовсе не сохранились 22! Обмер памятника Г. Ф. Корзухиной, публикуемый ниже, позволил судить о нем с бо́льшей определенностью.

Точной даты закладки Золотых ворот источники не сообщают. Можно полагать, что они были основаны не ранее 1158 г., когда князь Андрей «город заложи болий» 23. Окончание же постройки фиксируется записью об освящении в 1164 г. надвратной церкви Положения риз богоматери 24.

По-видимому, к этому году относится и катастрофа, постигшая только что законченное здание. В позднем житии князя Андрея говорится: «Тамо же созда великий князь Андрей и Златыя врата граду каменныя и на них церковь построи Положения ризы Пресвятыя богородицы: и тогда народу многу сшедшуся зрети их красоты, известь же мокра сущи и врата падошася, и под ними дванадесять человек каменьем засыпа» 25. Согласно этому тексту, а также поздним изображениям этого сюжета в Лицевом летописном своде XVI в. и в росписи 1764 г. «палат» Андрея Боголюбского в Боголюбове, где представлено полное или частичное разрушение свода Золотых ворот (рис. 37), можно было бы думать, что были рано сняты кружала; это и вызвало обвал части неокрепшей кладки, засыпавшей «каменьем» людей. Однако более достоверный источник — не раз использованное нами «Сказание о чудесах иконы Владимирской богоматери» — ясно говорит о падении лишь самих воротных полотнищ: «Бе бо еще не суха известь во вратех, абие же внезапу истергшися от стен врата и падоша на люди... и взяша врата, и видеша сущих под враты

- 132 -



36. Золотые ворота. Вид с запада.

- 133 -



37. Золотые ворота.
а — миниатюра Лицевого летописного свода XVI в., б — роспись (1764 г. переходы Боголюбовского дворца).

живых и здоровых» 26. Это и было приписано «чуду» Владимирской иконы. На основании этого текста В. О. Ключевский справедливо полагал, что катастрофа и состояла всего лишь в падении воротных створ 27. Эта неполадка не помешала освящению надвратной церкви в 1164 г.

Название ворот Золотыми объяснялось различно. Высказывалось предположение, что их имя напоминало о Золотых воротах «матери градов русских» — Киева, с красотой и значением которого конкурировала столица Боголюбского. Другие полагали, что «на фасадах» ворот были какие-либо позолоченные украшения, наконец, что золоченой медью были окованы самые полотнища ворот или верх здания. Все эти предположения вполне правдоподобны и не исключают одно другого. Золоченая медь, обильно применявшаяся, как увидим далее, в декоративной отделке храмов андреевского времени и создавшая в глазах современников обманчивый эффект убранства зданий «золотом», была, несомненно, применена и в обработке главных ворот

- 134 -


Владимира. Ею мог быть покрыт и верх надвратного храма, а в то же время толстыми листами золоченой меди могли быть покрыты и тяжелые дубовые створы, замыкавшие проезд 28. К последнему склоняет также и текст «Сказания о чудесах», где говорится, что народ сошелся любоваться красотой ворот и тут-то вырвались их петли. Это ясно свидетельствует о богатой отделке полотнищ, может быть, не просто гладкими листами позолоченной меди, но и о какой-то художественной обработке этих листов.

3

Золотые ворота дошли до нас далеко не в первоначальном виде (см. рис. 36). Они, несомненно, сыграли свою боевую роль в бурных военных событиях XII в., но мы не знаем, как отразились последние на состоянии памятника. Точно так же неизвестно, в какой мере он пострадал при осаде Владимира татарами зимой 1238 г. Известно лишь, что именно с запада, с равнинной стороны был направлен главный удар татарского штурма. По словам Львовской летописи, «татари начаша пороки рядити и ко граду приступати, и внидоша, стену выбившу Златых врат» 29. Здесь, вероятно, ошибка писца; должно быть: «стену выбившу у Златых врат», т. е. около Золотых ворот. Татары «взяша град до обеда; от Золотых ворот от святого Спаса внидоша по примету черес город» 30. Но несомненно, что, захватив город, татары ободрали драгоценный «тяжкий товар» — золоченую медь с сорванных створ ворот, а может быть, и с верха надвратной церкви.

Во всяком случае, уже в XV столетии Золотые ворота потребовали капитального ремонта. В литературе о Золотых воротах прошло незамеченным сообщение Ермолинской летописи, что в 1469 г. «во Владимире обновили две церкви камены, Воздвиженье в торгу, а другую на Золотых воротех, а предстательством Василия Дмитриева сына Ермолина» 31. Это была одна из первых «реставрационных» работ, предпринятых московским правительством по «обновлению» памятников Владимира, представлявших для Москвы большой художественный и политический интерес.

Весьма вероятно, что Золотые ворота подвергались какому-либо ремонту и после большого городского пожара 1536 г., уничтожившего рубленые стены крепости, после чего город восстанавливал горододелец Истома Курчев 32.

События начала XVII в. снова вовлекли Владимир в полосу военных тревог 33. Обветшавшие валы и стены города в 1670—1674 гг. подверглись серьезному ремонту 34. А еще раньше, в 1641 г., потребовали починки и Золотые ворота; в этом году известный московский зодчий Антипа Константинов составлял смету на их починку 35, но работы фактически были произведены лишь позднее: патриарх Адриан освятил храм в 1695 г.36 В росписном списке Владимира уточняются дата и объем произведенных работ. Здесь мы читаем: «В Володимере же кругом деревянного города от Московской да от Нижегородской сторон земляные осыпи, и на осыпи от московские стороны церковь каменная, а под нею ворота без затворов, а словут те ворота Золотые, и на тех воротах церковь и кровля в прошлом во 199 [1691]году построена вновь, и по указу святейшего патриарха та церковь освящена» 37. Этот текст, найденный В. В. Косточкиным, вносит

- 135 -



38. Золотые ворота. Арка.

- 136 -



39. Золотые ворота. Аксонометрия (обмер Г. Ф. Корзухиной).

решительные исправления в суждения о первоначальном облике Золотых ворот, так как оказывается, что изображения здания XVIII в. рисуют его верх уже в перестройке 1691 г.38

В этом виде Золотые ворота были описаны В. Н. Татищевым. «По оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что Архитект достаточный был. Онаго древняго строения [т. е. Золотых ворот] мало осталось, и починка новая весьма отменилась; церковь же, конечно, должна была бы преимуществовать. Но как оная после некаким простым каменьщиком перестраивана, то ныне уже никакого знака науки архитектурной в ней не видно...» 39.

В последней четверти XVIII в., в связи с пожаром города (28 июля 1778 г.) и особенно с перепланировкой Владимира и разрытием валов по сторонам, Золотые ворота сильно пострадали.

Уже в 1779 г. ставился вопрос о ремонте Золотых ворот и церкви на них. По запросу правительства архитектор Владимирского наместничества Николай фон Берк и «архитектуры порутчик» из Коллегии экономии Александр Гусев сделали обмер ворот и церкви (см. ниже рис. 44 и 45) и 1 сентября 1779 г. представили смету

- 137 -


«на возобновление сих ворот и имеющейся на них погоревшей и обветшавшей от давняго построения церкви» 40. Из сметы следует, что предполагалось разобрать старые и сделать новые контрфорсы с разрытием насыпи вала. В церкви же намечалось разобрать главу, своды и перемычки, столбы, ветхий камень верхних частей стен, а также «папертные стенки», т. е. внешние стены галереи. Частичному ремонту предполагалось подвергнуть внутреннюю лестницу южной стены. Однако перечисленные работы, видимо, не были осуществлены, так как уже в 1795 г. появляется новый проект возобновления памятника.

Составленный в 1795 г. архитектором Чистяковым «Прожект, учиненной в плане и фасаде для укрепления и возобновления древнего здания» (см. ниже рис. 43) предлагал «церковь над вратами и те своды с перемычками, на коих оная основание имеет, поелику ветхи, то, следовательно, разобрать», а «потом вышеупомянутую церковь соорудить, в знак достопамятности, по прежнему ее расположению» 41. Эти работы и были осуществлены: была разобрана надвратная церковь и большой свод ворот переложен вновь из старого белого камня с добавкой кирпича. На новом своде была поставлена (освященная в 1810 г.) кирпичная церковь измененного, по сравнению с проектом, характера (она сделана бесстолпной); наконец, угловые контрфорсы (видимо, не переложенные вновь) были прикрыты круглыми башнями, между которыми были встроены: с юга — помещение новой лестницы в церковь, а с севера — жилые помещения. В этом своем виде памятник и дошел до нас (рис. 38 и 39), сохранив от XII в. лишь свой древний низ и оставив нам весьма сложный и спорный вопрос о характере своего первоначального верха.

4

В своей древней части Золотые ворота представляют две параллельные белокаменные стены с лопатками на внутренней стороне (рис. 39 и 40), переходившими в арочные перемычки большого полуциркульного свода; старые карнизы архаичной формы (четвертной вал с полочкой, как в постройках Юрия Долгорукого) завершают лопатки. Здание вросло в землю примерно на 1,5 м. На этой глубине в 1865 г. были обнаружены настилы бревенчатой мостовой; при разведке к западу от ворот прослежена мостовая на глубине 0,9 м 42.

Таким образом, первоначально высота арки составляла около 14 м. Эти ее размеры показывают, что Золотые ворота должны были, по замыслу строителей, сочетать две функции: триумфальной арки — главного въезда в столицу и боевой воротной башни, поставленной на очень уязвимой полевой стороне крепости. Трудности обороны такого арочного пролета и вызвали появление дополнительных устройств.

В пролете ворот, ближе к стороне, обращенной наружу, была выведена малая арочная перемычка для упора воротных полотниц (см. рис. 38 и 39). По сторонам арки сохранились массивные кованые подставы петель ворот и паз для толстого засова. В местной литературе высказывалось, без всяких к тому оснований, утверждение, что, кроме сохранившейся арочной перемычки, была еще вторая 43. К этому мнению, видимо, склонялся и Н. А. Артлебен, пометивший на своем чертеже пункти-

- 138 -



40. Золотые ворота. План и лестница южной стены (обмер Г. Ф. Корзухиной).

ром вторую арку 44. Однако следов ее совершенно не сохранилось; она является, видимо, домыслом исследователей прошлого века. Существующая арка также переложена, хотя и сохранила в пятах характерные карнизы, аналогичные карнизам подпружных арок большого свода.

На лопатках в уровне арочной перемычки сделан ряд глубоких квадратных гнезд, куда первоначально были введены, одновременно с кладкой стен ворот, массивные деревянные брусья, служившие балками для настила боевой площадки, разделявшей, таким образом, пролет ворот как бы на два этажа. При реставрации здания в гнездах для балок была обнаружена копоть45. Малые квадратные гнезда на стенах

- 139 -



ворот являются следами самого́ строительного процесса — в них закреплялись пальцы лесов.

На боевую площадку выводила небольшая дверь с полуциркульным верхом в южной стене ворот, прорезанной внутренней каменной лестницей, крытой ползучим коробовым сводом. Лестница поднималась изнутри города 46. На западном косяке этой двери сохранились древние граффити преимущественно в виде крестов, похожих на переславские и боголюбовские граффити. По-видимому, граффити были процарапаны выходившими на площадку воинами. В стене, противоположной двери, имеется кирпичная закладка в форме арки; возможно, здесь была вторая дверь, через которую выходили с лестницы и настила на вал; однако так ли это было в действительности — сказать трудно, потому что дверь при этом выходила бы в толщу насыпи вала, гребень которого был несколько выше нее. О том, что здесь, на средней площадке лестницы, все же скрещивались два людских потока, свидетельствует значительный раструб белокаменных стен, выровненный теперь кирпичом.

Лестница вела далее на верхнюю боевую площадку ворот, в центре которой была надвратная церковь. Реальная оборонительная роль верхней боевой площадки выясняется рассказом летописи об осаде Владимира татарами. Когда татары, во время переговоров с осажденными, привели к воротам захваченного в плен московского князя Владимира Юрьевича, то осажденные были наверху ворот: «Володимерци пустища по стреле на Татары и Татарове тако же пустища по стреле на Золотая ворота» [вариант: «на город и на Златыя ворота»]; и дальше: «Всеволод же и Мстислав стояста на Золотых воротах и познаста брата своего Володимера» 47. Очень вероятно, что лестница освещалась небольшим узким окном, помещенным в ее верхнем марше и выходившим на западный фасад ворот: как мы видели (см. рис. 37), на миниатюре Лицевого летописного свода XVI в. изображено окно, но с другой (северной) стороны арки, где оно явно не могло быть, так как северный пилон ворот монолитен (см. рис. 37, а).

Для наилучшего сцепления с примыкавшими по сторонам насыпями валов боковые стены, пирамидально расширяющиеся книзу, прорезаны глубокими нишами

41. Золотые ворота. Ниша южной стены.

- 140 -


с полуциркульным верхом. На северном фасаде пять ниш, идущих сверху донизу не прерываясь. Их очертания очень неправильны, линии простенков не вертикальны; только в верхней части, не прикрытой валами, ниши получили более или менее правильную форму (может быть, в результате капитальной починки). Благодаря устройству внутренней лестницы ниши южной стены имеют иной характер: лестница их прерывает. Рассматривая ниши, начиная от восточного угла (см. рис. 40), мы видим, что первая не доходит до низа и была фактически декоративной; аналогична второй третья ниша, разрушенная в верхней части при работах конца XVIII в.; четвертая ниша в своей нижней части аналогична двум предыдущим, пятая — имеет полуциркульное завершение, но переложенное из кирпича.

Ниши южной стены обнаруживают рациональную систему кладок из разного материала. Так, например, в юго-восточной нише видно, что основной массив стены сложен из прекрасно тесанных квадров плотного камня, а свод ниши — из легкого пористого, грубо обработанного туфа; лоб арки снова сложен из блоков белого камня (рис. 41). Как и в арке проезда, в нишах сохранились расположенные горизонтальными рядами квадратные углубления от пальцев лесов. В храмах такие гнезда заделывались камнем, здесь же они были оставлены открытыми.

5

Окончательного и бесспорного ответа на вопрос о первоначальном виде верха Золотых ворот мы никогда не получим, ибо для такого точного решения его у нас нет данных.

Верх самого памятника неоднократно перестраивался. Видная теперь снаружи по углам южного и северного фасадов на уровне окон белокаменная кладка позволяла надеяться на сохранение старых частей, которые дали бы возможность определить хотя бы наличие или отсутствие зубцов парапета. Однако зондажи стен, сделанные нами изнутри современной галереи, показали полную перекладку верха из кирпича XVIII в. с добавкой белого камня в наружных частях 48.

Следовательно, нам остается привлечь старый графический материал и, при всей его условности, использовать его. Нужно сразу же отметить, что наши суждения особенно осложнены тем, что мы не знаем точно объема первой из известных нам работ, когда в 1469 г. В. Д. Ермолин «обновил» церковь на Золотых воротах. В чем выразилось «обновление» — неизвестно, но можно думать, что это не была коренная перестройка надвратного храма. Подобный случай с полной перестройкой Ермолиным Георгиевского собора в Юрьеве-Польском охарактеризован в летописи ясно и недвусмысленно. Поэтому вероятнее предполагать, что в 1469 г. дело ограничилось ремонто-восстановительными работами по зданию 1164 г., которое сохранялось до 1691 г., когда надвратный храм и кровля были перестроены по проекту (смете) Антипы Константинова. Однако мы не знаем и масштабов «перестройки» 1691 г. — сохранилась ли часть древних стен церкви или она была перестроена полностью.

Таким образом, изображения Золотых ворот, к анализу которых мы сейчас обратимся, будут представлять не одну постройку 1164 г., как мы полагали раньше,

- 141 -


а две: 1) ворота с церковью 1164 г., «обновленной» в 1469 г. В. Д. Ермолиным, и 2) ворота с церковью, перестроенной в 1691 г. Это существенно меняет положение дела, равно как новый материал, изменяющий наши прежние точки зрения 49, дают чертежи 1779 г.

Начнем с поздних изображений Золотых ворот в перестройке 1691 г.

В этом своем виде Золотые ворота представлены на «чертеже» Владимира 1715 г., составленном через 24 года после перестройки. Здесь (рис. 42, а) ворота стоят еще в черте земляного вала, который примыкает к ним с севера и юга. Основной массив завершается двумя нависающими горизонтальными выступами; зубцов нет. Сзади видна кубическая надвратная церковь с тремя закомарами по фасаду, выровненными под прямой карниз; на нем стоят трехгранные кокошники, за которыми поднимается четырехскатная, похожая на шатер кровля, завершенная главкой. В том, что это не фантазия автора «чертежа» 1715 г., убеждает указание, что «до пожара, бывшего в 1778 г. 28 июля, они [ворота] были и выше и помнят даже, что шпиц их украшался огромным шаром» 50. Изображение Золотых ворот в росписи перехода на хоры собора Боголюбовского дворца, сделанной в 1764 г., т. е. также до пожара 1778 г. (см. рис. 37, б), дает, наряду с зубчатым верхом основной площадки ворот, изображение небольшой надвратной церкви с плоским граненым «шатром».

Существенно, что текст о перестройке 1691 г. сообщает раздельно о том, что «церковь и кровля построена вновь». Если бы надвратный храм занимал всю площадку ворот и его стены были прямым продолжением стен арочного низа, то отдельно сообщать о кровле не было бы смысла. Можно думать, что речь идет об устройстве кровли над галереей вокруг церкви, которая и представлена на изображении ворот в росписи боголюбовских палат (см. рис. 37, б). На рисунке 1715 г. соотношение величины храма и основного «куба» ворот искажено и выражено слабо (см. рис. 42, а). Чертежи фон Берка 1779 г. (см. ниже рис. 44) и Чистякова 1795 г. (см. ниже рис. 43) также представляют крытую особой кровелькой узкую обходную галерею. Таким образом, надвратная церковь в перестройке 1691 г. была меньше по площади, нежели «куб» проездной арки, завершавшийся узкой обходной галереей вокруг церкви.

К изображениям памятника до перестройки 1691 г. относятся миниатюры Лицевого летописного свода XVI в. и Радзивилловской летописи, где они представлены не раз. Миниатюра Лицевого летописного свода, иллюстрирующая сюжет падения Золотых ворот и «чуда» Владимирской иконы, изображает памятник достаточно ясно (см. рис. 37, а): это большая воротная башня, завершаемая нависающим зубчатым парапетом с машикули, из-за которого видна надвратная церковь, покрытая, очевидно, четырехгранным шатром; его основание передано в виде второго яруса парапета с круглыми условными «бойницами». Иллюстраторы Лицевого свода в изображении городских ворот придерживались довольно однообразной, шаблонной схемы. Так, например, Золотые ворота Киева тоже изображены с зубчатым парапетом и зубчатой шатровой башенкой церкви над ними; несколько иначе показаны городские ворота Белгорода, но основной чертой схемы ворот является их шатровый верх 51, который в данном памятнике живописи естественнее всего отнести за счет любви XVI в. к этой форме национального зодчества.

- 142 -



42. Золотые ворота по старым рисункам.
а — «чертеж» 1715 г.; 6, в, г — миниатюры Радзивилловской летописи.

В Радзивилловской летописи конца XV в. Золотые ворота изображены не один раз. В сцене возвращения Всеволода III во Владимир во время борьбы с Глебом рязанским в 1177 г. (см. рис. 42, б) Золотые ворота представлены в виде квадратной башни с прямоугольным проездом, боевая площадка ограждена зубчатым, нависающим над стенами, парапетом, квадратные «окошечки» под парапетом могут представлять машикули. На площадке помещена надвратная церковь в виде башенки, крытой остроконечным шатриком. В сцене возврата Всеволода после похода 1181 г. на р. Влену представлена круглая башня также с зубчатым парапетом и островерхой башенкой надвратного храма (см. рис. 42, в). На том же листе в сцене торжественного возвращения Всеволода с полоном из похода на Торжок 1182 г. (см. рис. 42, г) мы видим снова квадратную башню с зубчатым бруствером и граненым или квадратным в плане столпообразным храмом, крытым шатром. На двух других изображениях ворота представлены без церкви: один раз (л. 204 об.) — в сцене постройки князем Андреем церкви Спаса (1164 г.), когда надвратная церковь могла быть еще недостроенной; второй раз (л. 217 об.) — в сцене прихода под Владимир полков князей, враждебных Михалке (1175 г.), где ворота представлены также в виде башни с нависающим зубчатым бруствером, из-за которого видны фигуры трех владимирцев, стреляющих из лука и бросающих камни; здесь изображение здания с людьми заняло поле, оставленное для рисунка, на всю высоту, и надвратная церковь была опущена иллюстратором. Миниатюры Радзивилловской летописи, воспроизводящие весьма точно состав и содержание миниатюр великокняжеского Владимирского летописного свода 1212 г.52, пользуются для изображения башен и ворот вообще несколькими приемами: квадратная башня с четырьмя зубцами по углам, башня с зубчатым бруствером, ворота с фланкирующей их шатровой башней. Золотые ворота Владимира

- 143 -


изображаются по иной, индивидуальной схеме, передающей, по-видимому, конкретные признаки памятника — зубчатый бруствер верхней боевой площадки и небольшую надвратную церковь.

Эти черты изображений XIII—XV вв. едва ли случайно совпадают с изображением ворот в боголюбовской росписи, где также представлена очень простая схема ворот с зубчатым парапетом и маленькой церковью, крытой приземистой кровлей (см. рис. 37, б). Есть основания предполагать, что роспись боголюбовской лестничной башни и перехода на хоры сменила предшествовавшую ей более древнюю роспись, в которой могли быть изображены и чудеса Владимирской иконы. К архаизмам этих изображений, кроме описанного вида Золотых ворот, относится, например, любопытная подробность перевоза иконы летом на санях, не отмеченная «Сказанием», но известная по источникам для подобных торжественных случаев вплоть до XVII в.

Таким образом, мы считаем несомненным, что верхняя боевая площадка Золотых ворот была прикрыта бруствером с широкими зубцами, хорошо показанными в боголюбовской росписи; за ним по середине площадки помещалась надвратная церковь.

Иное решение, — например, в духе ворот Киево-Печерского монастыря (1106 г.), — нам представляется невозможным. В последнем памятнике, значительно меньшем по сравнению с владимирскими Золотыми воротами, низ имел три арочных пролета (из которых боковые были заложены изначала и никогда не использовались); надвратная церковь, при данной площади и плане нижнего яруса, могла занять всю его площадь и быть четырехстолпной. Это были по существу не боевые крепостные ворота, а «святые врата» монастыря, не игравшие сами активной оборонительной роли. Именно поэтому, с целью защиты подступов к воротам, подходившие к ним стены выступали вперед, образуя как бы «мешок», с бортов которого можно было поражать противника 53.

Иначе и более условно приходится решать вопрос о характере надвратной церкви; он всегда останется спорным из-за отсутствия прямых и точных данных, а рассмотренные изображения передают облик храма весьма противоречиво. До обнаружения В. В. Косточкиным чертежей 1779 г. мы полагали, что «прожект» Чистякова изображал, вопреки указанию автора на «прежнее расположение» надвратной церкви, его вольную, очень упрощенную и грубую композицию во «владимирском стиле», тем более что его «прожект» был изменен: храм, освященный в 1810 г., был сделан бесстолпным (рис. 43). Это давало нам повод полагать, что и старая надвратная церковь была бесстолпной, и допускать ее шатровое покрытие согласно с показаниями миниатюр и «чертежа» 1715 г.

Чертеж Н. фон Берка и А. Гусева (рис. 44 и 45), бесспорно, не является «прожектом» — он фиксирует состояние памятника и его надвратного храма несравненно точнее, чем «прожект» Чистякова. «Окна» обходной галереи, по-видимому, переделаны из зубцов бруствера. План и фасад надвратной церкви настолько отчетливы, что не вызывают, на наш взгляд, сомнений в том, что перед нами — не постройка В. Д. Ермолина и тем более 1691 г., а первоначальная церковь 1164 г., сохраненная и Ермолиным, и Антипой Константиновым. Вся конфигурация ее пла-

- 144 -



43. Золотые ворота. «Прожект» Чистякова.

на, вплоть до деталей — профилей лопаток, уступчатых порталов, тяг в углах между апсидами, профилей окон и т. п., говорит, что чертеж 1779 г. (как и «прожект» 1795 г.) фиксирует древнюю Ризположенскую церковь. На это может указывать и выражение сметы 1779 г. фон Берка и Гусева, что надвратная церковь обветшала «от давнего построения», чего нельзя было бы сказать, если бы храм был перестроен в конце XVII в. В отличие от других храмов этой поры, Ризположенская церковь лишена какого-либо убранства, — она строга, как храмы Юрия. Ее лопатки не имеют полуколонн. Только барабан главы завершен городчатым пояском и аркатурой. Внутри храм, а может быть, и боевая площадка, были выстланы поливными плитками: обломки плиток с зеленой поливой были найдены при закладке шурфа с западной стороны ворот.

Характерно и расположение церкви на площадке ворот — она несколько сдвинута к востоку, чтобы сделать более широкой западную, обращенную к полю, часть боевой галереи. Таким образом, мы теперь с большей уверенностью возвращаемся к старой реконструкции П. Ильинского, сделанной на основе «прожекта» Чистякова.

Золотые ворота в оборонительной системе города Владимира были по существу стенной башней; ее продолговатый в плане массив выдвигался вперед за линию валов и позволял держать под фланговым обстрелом с верхней площадки значительные участки стен и рва по бокам. Разрешение в одном здании военно-инженерных задач и чисто архитектурного замысла — высокой триумфальной арки города, вводившей в его княжеско-аристократическую часть, привело к устройству

- 145 -



44. Золотые ворота. Фасад (чертеж Н. фон Берка и А. Гусева).

- 146 -



45. Золотые ворота. Планы (чертеж Н. фон Берка и А. Гусева).

- 147 -


дополнительной деревянной нижней боевой площадки, обеспечивавшей защиту собственно воротных полотнищ. Настил, несомненно, имел вырезы, через которые можно было бросать камни, лить кипяток или смолу, стрелять по врагам, просочившимся к воротам. Снаружи перед воротами шел глубокий ров. Как показало бурение от арки в сторону рва, последний делал перед самыми воротами изгиб, образуя площадку перед ними шириной около 15 м. Через ров был проложен постоянный деревянный мост, который, в случае опасности, мог просто сжигаться.

Всеми этими чертами памятник очень сближается с киевскими Золотыми воротами, насколько можно судить об этом по их развалинам и главным образом по сохранившимся рисункам 54. Но эти же черты русского архитектурного решения резко отличают его от устройства подобных башен в средневековых замках и крепостях Западной Европы и Византии. Там они никогда не имеют такого огромного арочного проема, свод проезда всегда низок, подъемный мост и падающая решетка усиливают оборонительные качества башни. Оборона ворот ведется не только сверху, но и с боков, с выступающих башен, часто фланкирующих башню ворот 55. Золотые ворота Константинополя, которые обычно считались памятником, давшим идею Золотых ворот Киева, а за ними — и владимирских, также резко отличались от русских сооружений. Это была трехпролетная триумфальная арка с большим средним проездом, предназначавшимся для прохода торжественных императорских процессий 56. Таким образом, русские Золотые ворота давали отличное от западного и византийского решение, прекрасно сочетая идею величественной триумфальной арки с функциями боевой башни.

Завершение обстройки Владимира и превращение его действительно в прекраснейший, богатый каменными храмами город, изумлявший своей красотой современников, выпало на долю Всеволода III. Ниже (гл. XXVIII) мы дадим общую оценку и анализ архитектурного ансамбля столицы; здесь же необходимо отметить существенные для этой темы моменты. Строительство 50—60-х годов во Владимире подчеркнуло и развило намеченную еще в 1157 г. планировку города с продольной осью, параллельной берегу Клязьмы. Белокаменные башни Золотых и Серебряных ворот закрепили его крайние точки по концам главной продольной улицы столицы, имевшей общее протяжение более 2300 м. Успенский собор — самое крупное здание города — стал на высоком юго-западном углу Среднего города — старой мономаховой крепости. Прекрасно видный из западной и восточной частей города, собор определял его композиционный центр, которому будет соподчинена вся последующая композиция архитектурного ансамбля столицы «владимирских самовластцев».

- 148 -


С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг
Mail.ru
Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru