Rambler's Top100

Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека

НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ ВОРОНИН

ЗОДЧЕСТВО СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ РУСИ
XII - XV ВЕКОВ

Том I (XII столетие)

СОДЕРЖАНИЕ


XVIII

ДАННЫЕ О ЦЕРКВИ СПАСА ВО ВЛАДИМИРЕ (1162-1164 ГГ.)

Выше (гл. VI) мы рассмотрели данные о первой каменной постройке во Владимире — церкви Спаса начала XII в.

Летописные сведения о постройке второй церкви Спаса при Андрее Боголюбском разноречат в датировке этого памятника, относя его основание к 1160 1, 1162 2 и 11643 гг. Запись Лаврентьевской летописи, дающая последнюю дату, носит суммарный характер: «В лето 6670. В лето 6671. Священа бысть церкы на Золотых воротех Володимери. В то же лето заложена бысть церков Спаса святого в Володимери»; далее — «в то же лето вста ересь Леонтианьская. Скажем вмале... [следует характеристика ереси и событий, с ней связанных]». Складывается впечатление, что летописец, не ведший записей в смутные годы ереси, затем под 1164 г. фиксирует некоторые события за это время. Видимо, ближе к истине версия Тверского летописного сборника об основании храма в 1162 г.

Спасская церковь находится на южном краю городского плато, около Золотых ворот, вблизи от Козлова вала. Это новая постройка, возведенная взамен древней, разрушившейся в пожар 1778 г. Исходя из данных Супрасльской летописи, утверждавшей, что первоначальная церковь Спаса, построенная Мономахом в начале XII в., была поставлена около Золотых ворот, можно было полагать, что новая постройка 1162—1164 гг. сменила первую, которая была в связи с этим разрушена. Однако, как мы видели выше (гл. VI), разведки 1953 г. показали отсутствие здесь каких-либо следов кирпичной постройки.

При церкви Спаса в конце XII — начале XIII в. возник монастырь, игумен которого Феодосий был убит при взятии Владимира татарами 4. Беглые упоминания о памятнике имеются в источниках XVII в. «Топографическое описание» Владимира XVIII в. называет церковь Спаса и маленькую церковь Николы при ней «каменными, построенными издавна»5.

Н. А. Артлебен относил существующее ныне здание церкви Спаса «по ее архитектуре к концу XV или началу XVI в.»6. Однако совершенно несомненно, что эта постройка принадлежит концу XVIII в. и сменила древнюю, разрушившуюся после


Примечания к главе XVIII см. стр. 523—524.

~ 197 ~



81. Церкви Спаса и Николы.

городского пожара 1778 г. Это бесстолпная постройка, крытая сомкнутым сводом, с алтарем во всю ширину восточного фасада (рис. 81); кирпичная кладка скрыта под штукатуркой, расчерченной в подражание кладке из квадров белого камня, как бы с желанием напомнить фактуру разрушившегося древнего храма. Это не случайная черта: в обработке фасадов также явно сказывается стремление подражать владимирской архитектуре XII—XIII вв. Фасады членятся лопатками на три доли, имеют перспективные порталы (но с бусиной и килевидным архивольтом); выше — «отлив», на который опирается грубоватый аркатурно-колончатый пояс, слишком высоко поднятый к крыше и тем не менее вводивший в заблуждение владимирских краеведов XIX в., считавших существующую церковь памятником XII в. 7 Говорить о «ложно-русском стиле» для конца XVIII в. не приходится; следовательно, строители сознательно стремились воспроизвести формы разрушившегося в пожар 1778 г. храма.

На «чертеже» Владимира 1715 г. (рис. 82) древний храм изображен очень общо — это одноглавая церковь с луковичной главой, четырехскатной кровлей и папертью

~ 198 ~



82. Спасский монастырь (по «чертежу» 1715 г.).

с запада 8. Таким образом, у нас нет твердых данных для суждения о первоначальном облике древнего здания.

Существующая церковь стоит на бугре, значительно возвышенном над прилегающими улицами. Ее южный фасад подперт тремя белокаменными контрфорсами. По аналогии с церковью Георгия, перестроенной после того же пожара 1778 г. на старом основании (гл. XII), и Боголюбовским собором, тоже поставленным после разрушения в XVIII в. на старых стенах XII в. (гл. XIX), можно было думать, что существующее здание церкви Спаса также включало части храма 1162—1164 гг. или, по крайней мере, стояло на его основаниях.

Разведка фундаментов существующей церкви (с юга — против портала между контрфорсами, с севера — к западу от портала и с востока — посредине апсиды) дала следующую картину. В нижних частях стен существующего здания частично использован старый белый камень. Так, в кладке апсиды есть камни с круглящейся наружной поверхностью, несомненно, происходящие от древней апсиды; здесь же пущен в дело один квадр известняка, сохранивший характерную фактуру поверхности с ложчатыми бороздками. Но здесь же в кладке использовано белокаменное надгробие XVI—XVII вв. с обычным орнаментом. Фундамент апсиды (рис. 83) — из булыжника на простом известковом растворе с песком.

На глубине 2,1 м от современного уровня почвы прослежена кладка фундамента на ином, древнем растворе — извести с примесью мелкого угля. Уровню этой кладки соответствует уцелевшая среди могильных ям прослой качистого известкового щебня и того же раствора с углем. С северной стороны пласт древнего бута и извести залегает выше (на глубине 1,35 м), а развал бута распространяется к северу от стены существующего храма 9. Ясно, что последний стоит на месте руин постройки 1162—1164 гг.


83. Церковь Спаса. Профиль раскопа у апсиды.
а —1779 г.; б —1164 г.

~ 199 ~


В грунте, перекопанном многочисленными позднейшими захоронениями и пронизанном строительными остатками XII—XVIII вв., было найдено много обломков майоликовых плиток пола размером 15,5×15,5 см со скосом и выпуклыми бортами по краям тыльной стороны; они преимущественно желтого и зеленого цвета. Но, наряду с однотонными, встречены многоцветные плитки со своеобразной «орнаментацией» (см. ниже, рис. 154): 1) белый фон с желтым стилизованным цветком и черными глазками; 2) коричневато-синий фон с бело-желтыми кружками; 3) темно-зеленый фон с белыми стилизованными цветами; 4) белый фон с S-образными молочно-желтыми завитками и желтыми пятнами; 5) лимонно-желтый фон с коричневыми кольцами; 6) молочно-желтая плетенка с белыми точками на коричневатом фоне; 7) коричневато-синий фон с белыми завитками. Характерная для описанных обломков ирризация придает поливе перламутровый оттенок. По определению В. Н. Кононова, полы натирались или смазывались каким-то составом. Кроме этих плиток, примерно однотипных по размерам, форме и фактуре, найдена одна толстая, «кирпичеобразная» зеленая поливная плитка (5×16, 5×17,5 см), того типа, который мы встретим далее в убранстве дворцового собора в Боголюбове (гл. XIX).

Таким образом, судя по отделке полов, здание было убрано весьма богато. Можно думать, что постройка нового белокаменного храма рядом с церковью Георгия на дворе Долгорукого была связана с организацией нового двора самого князя Андрея. Церковь Спаса вместе с церковью Георгия и окружавшими их хоромами и строениями княжеских дворов образовали, видимо, значительный архитектурный ансамбль, занимавший высокую точку на поднятом краю Нового города рядом с парадными Золотыми воротами. Между ними и храмом Спаса была, по предположению Я. Протопопова, главная площадь этой части столицы 10. Эта группа зданий, хорошо видная с южной стороны, с пути на Муром и с Клязьмы, явилась новым звеном в композиции «южного фасада» столицы, центром которого был Успенский собор.

~ 200 ~


С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг
Mail.ru
Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru