Rambler's Top100

Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека

А.Н.Кирпичников, В.М. Сапков

Крепость Орешек


OCR и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по А.Н. Кирпичников, В.М. Савков. Крепость Орешек. 2-е издание. Лениздат, 1979
Сканирование текста Bewerr
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в книге)
Фотографии, кроме оговоренных случаев, отсканированы с 1-го издания


Оглавление книги

Введение
Новгородский форпост
Твердыня Московской Руси
О чем рассказали писцовые книги
Под властью шведской короны
Победа у Нотебурга
Два зодчих
Каменные бастионы
Возрождение памятника
Литература и источники


Два зодчих

Вид с галереи на крепостной плац и   дворец   Петра   I.   XVIII   век.  
Рисунок В. М. Савкова.

- 74 -


Блестящие победы, одержанные русскими в конце 1700-1710-х годов, и прежде всего Полтавская битва, ознаменовали перелом в ходе Северной войны. Эти успехи укрепили их уверенность в том, что устье Невы навсегда останется за Россией. В 1714 году Петр I издал знаменитый указ о запрещении каменного строительства во всем государстве, кроме Петербурга и окрестностей. Так были мобилизованы ресурсы государства для возведения новой столицы.

Вскоре после опубликования этого указа началось обновление и Шлиссельбурга, который наравне с быстро растущими Петербургом и Кронштадтом рассматривался как военный и портовый город.

Торговое значение крепости возрастает в связи с постройкой в 1719-1732 годах Ладожского обводного канала. Решение о его строительстве было принято в 1712-1713 годах, то есть тогда, когда намечались планы новой реконструкции крепости. В сохранившихся в рукописном отделе Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина <Правилах бурмистрам> (около 1710 года) прямо указывается, что <которые иноземцы привозные свои из-за моря товары явят в Шлютелбурх... те товары досматривать накрепко и записывать в таможенные книги>. В документе перечисляются разнотипные морские и речные суда, ходившие мимо острова, с которых следует брать <привального и отвального>.

В собрании Национального музея в Стокгольме обнаружен чертеж дома канцелярии Ладожского канала при Шлиссельбургских шлюзах. На боковом фронтоне этого здания изображена сцена прибытия заморских купцов и досмотр их товаров. Если бы не фигуры богов Меркурия и Нептуна, которые придают этой сцене символический смысл, - перед нами реалистическая иллюстрация торгового Шлиссельбурга, каким он был в петровское время.

- 75 -


Сцена  прибытия заморских купцов,  изображенная на чертеже здания канцелярии Ладожского канала. 1742 год.

Во втором десятилетии XVIII века в старой крепости в истоке Невы началось строительство, пожалуй, одно из самых крупных за все годы ее существования. Царь приказал, записал в октябре 1715 года ганноверский резидент Ф. X. Вебер, не только усилить наружные укрепления крепости, но и приготовиться к громадным работам внутри ее по устройству казарм на 4000 с лишком солдат. Речь, в частности, шла с сооружении двух грандиозных каменных построек, коренным образом изменивших облик крепостного двора

В рукописном отделе Библиотеки Академии наук СССР удалось обнаружить проектный план, созданный около 1715 года, в котором не только изображены контуры новых зданий, но и подробно показаны их плановые решения.

Согласно проекту основная часть крепостного двора оставалась по-прежнему свободной. Вместо деревянных казарм изображены два новых каменных здания, возвести которые намечалось с таким расчетом, чтобы крепостная стена служила им четвертой стороной. Такая планировка позволяла экономить строительный материал, ускорял возведение построек, обеспечивала их большую прочность и безопасность.

Все 170-метровое пространство вдоль  северной стены отводилось под казармы, проектируемые в виде одного грандиозного корпуса с расположенными в ряд помещениями. С наружной стороны к ним примыкала галерея, так же как и помещения разделенная деревянным перекрытием на два этажа. Фасад казарм выполнен в виде высокой аркады (около 6 метров высотой), на уровне второго этажа которой тянулся пояс из балясин, а в глубине видны были затененные окна. Весь корпус перекрыт односкатной крышей, скрывавшей мощные своды. Это обеспечивало надежность потолка в случае попадания в него ядер и бомб. Под самыми стенами здания проходил довольно широкий канал, начинавшийся от рва цитадели и уходивший в Неву через отверстие в прясле стены между Воротной и Головиной башнями. Строители Шлиссельбурга решили дополнить старую, запущенную шведами водную систему новым протоком с таким расчетом, чтобы создать течение воды между Ладожским озером и островом. Работы по сооружению почти 300-метровой водной системы затянулись на многие годы.

Строительство казарм, начавшееся в 1717 году, велось постепенно, секциями, так что одна часть постройки могла уже эксплуатироваться, а другую только закладывали.

В 1719 году первая очередь казарм была окончена. 11 октября 1719 года здесь был дан обед по случаю очередной годовщины освобождения крепости от шведского господства. На обеде присутствовал Петр I.

Мост  через  канал  у  здания  казарм.   Рисунок В. М. Савкова.

Другое   здание,    у южной  стены, именовалось, как гласит указ Петра I от 12 октября 1715 года,   <денежным   двором>.   Фундамент   был подведен под все здание, но когда   стали   сооружать стены, то решили сократить работы и видоизменить саму постройку. При этом сложили только ее среднюю часть длиной 25 саженей. Но и в таком виде денежный двор до нас не дошел. Судя по обмерным чертежам    XVIII-XIX веков, построенная средняя   часть   <денежного двора> представляла собой   прямоугольный   в плане двухэтажный корпус, в центре которого

- 77 -


помещался вход в сени. Сооружение напоминало секцию казарм у северной стены. Шлиссельбургский монетный двор возник на пять лет раньше петербургского, однако впоследствии он был превращен просто в склад.

По своим пропорциям, оформлению фасадов и планировке оба здания значительно больше тяготеют к сооружениям XVII века, чем к постройкам петровской поры. Это и неудивительно, так как строителем их, а возможно и автором проектов, был Иван Григорьевич Устинов, получивший образование у своего отца - известного московского зодчего. О творческой биографии Устинова до недавнего времени знали очень мало. Среди найденных документов, имеющих к нему отношение, - собственноручно составленный архитектором перечень работ, выполненных им в Шлиссельбурге в 1719 году. Особенно важна запись, в которой прямо сказано: <...велено архитекту Ивану Устинову быть в Шлютельбурхе у дела каменных казарм>.

План-проект Шлиссельбурга. Около 1715 года.

- 78 -


Казармы на территории  Шлиссельбургской крепости. 1717-1729 годы.  
Чертеж 1813 года.

И. Устинов руководил не только сооружением казарм и денежного двора. В 1720 году ему было предписано: <...денежный двор доделать, кругом всей крепости валганг (обход стен. - Авт.) покрывать, канал пропустить сквозь замок, колокольню (Часовую башню. - Авт.) подкрепить, стены кругом изнутри и снаружи починить>.

Кроме того, Устинов отделывал императорский дом, построенный на большом острове неподалеку от Орешка вниз по течению Невы (ныне его называют Фабричным островом), и, по-видимому, возводил деревянные хоромы для заключенной в 1718-1723 годах по делу царевича Алексея сестры царя Марии Алексеевны. Это было одно из первых тюремных зданий крепости.

В 1721 году зодчий был послан в Москву для <построения> триумфальных ворот в честь окончания Северной войны. В феврале 1723 года он просил <отца отечества>: <Да повелит державство ваше свое императорского величества жалованье на помянутый год милостиво выдать, чтоб я мог при вышеписанных работах иметь со своими домашними дневную убогую пищу и з голоду не умереть и от долгов освободиться>.

Работы, упоминаемые в челобитных 1723-1728 годов, опровергают мнение о незначительной роли И. Устинова в отечественном градостроительстве. Перед нами предстает разносторонний архитектор, который строил, руководил починкой и проектировал в Москве и окрестных царских селах мосты, плотины, фонтаны, ворота, дворцы, палаты, Гостиный, Соляной, Казенный и другие дворы, кельи нескольких монастырей, контору Сената.

И. Устинов возродил каменное строительство Москвы после действовавшего много лет запретительного указа 1714 года. Он умер в 1731 году, и полагали, что ни одного его произведения не сохранилось. Действительно, ни построенных Устиновым зданий, ни подписанных им чертежей до последней поры не удавалось обнаружить.

- 79 -


Казармы. Современный вид.

И вот установлено пока единственное дошедшее до нас авторское произведение И. Устинова - шлиссельбургские казармы. Понятно теперь, почему так сильно сказались в их архитектуре черты древнерусского зодчества. И. Устинов, московский архитектор начала XVIII века, наследовал традиции отцов, при этом как бы связывая архитектуру старого и нового времени.

Осмотр сохранившихся руин здания казарм у северной стены убеждает в том, что оно построено в соответствии с проектным чертежом. Ценность этой единственной уцелевшей в крепости постройки петровской поры возрастает не только потому, что выявлены своеобразные черты, роднящие ее с другими образцами древнерусского зодчества. Во время поисков обнаружены также документы, в которых названы имена и других строителей здания казарм. После отъезда И. Устинова в Москву достройку казарм (окончены в 1728 году) возглавил <полковник от фортификации и архитект> Доменико Трезини.

- 80 -


Дворец Петра I. Чертеж середины XVIII века, выполненный С. Густышевым.

Из всех находившихся тогда в Петербурге русских и иностранных архитекторов был выбран очень занятый ответственными постройками главный зодчий столицы. Это говорит о большом значении, которое придавалось работам в Шлиссельбурге и после окончания Северной войны.

Первый строитель Петербурга был человеком исключительной энергии; он, по образной характеристике академика И. Э. Грабаря, за первые 10 лет существования города выстроил чудовищно много. Трудно представить себе, когда этот человек мог спать и есть да еще участвовать в маскарадах и исполнять обязанности церковного старосты.

Уже в первые два года своей деятельности на острове Трезини составил подробный перечень необходимых работ и выполнил план и модель крепости. Ему предстояло достроить каменные здания, начатые Устиновым, отремонтировать оборонительные укрепления, возвести новые деревянные постройки, дворец Петра I и дома для губернатора А. Д. Меншикова и коменданта. Как раз в 1722 году исполнялось 20 лет со дня взятия Орешка - Нотебурга. Эту дату Петр I собирался отпраздновать особенно торжественно.

Естественно, что при достройке казарм Трезини со своим помощником и учеником Василием Зайцевым, связанные проектом Устинова, никаких нововведений позволить себе не могли. Возведение в 1722 году <деревянных хором про приезд его императорского величества> осуществлялось уже по ведомости и чертежу главного архитектора столицы. Об облике этих хором можно составить достаточ-

- 81 -


но полное представление по сохранившимся описаниям, а также по обмерному чертежу, выполненному <архитектурным помощником> Сергеем Густышевым в конце 1750-х - начале 1760-х годов незадолго до их сноса.

Этот дворец Петра I представлял собой одноэтажную деревянную постройку на каменном фундаменте. Центральное место в нем занимало просторное <зало>, по сторонам и позади которого размещались <каморы>. Вся постройка имела в длину 17 саженей, а в ширину около 7. В центре главного фасада был устроен вход, остальную гладь стены прорезали 12 окон, окаймленных наличниками. Простенки между окнами были обработаны пилястрами на высоких пьедесталах, доходивших до нижнего края окон. Все здание увенчивалось довольно крутой крышей, по краю которой был установлен парапет из балясин.

По своей архитектуре дворец очень напоминал постройки Петербурга, сооружавшиеся до 1714 года, например первое здание Сената, некогда существовавшее в крепости на Заячьем острове. Возведение этой довольно скромной на первый взгляд постройки Трезини имело особое значение. Ею было положено начало оформлению парадной части крепостного двора зданиями, решенными в формах ордерной барочной архитектуры, которые ранее не были свойственны сооружениям Шлиссельбурга. Помимо этого возведение дворца Петра I означало появление нового типа дворцовой постройки и, несомненно, оказало влияние на некоторые архитектурные сооружения Петербурга середины 1720-х годов.

В итоге работ 1722-1723 годов Д. Трезини создал на острове своеобразный архитектурный комплекс. Дома на площади были поставлены с таким расчетом, чтобы входивший в крепость, пройдя Воротную башню, сразу мог увидеть их. Существовавшие же на острове хозяйственные службы были скрыты за ними. В этом сказывалась, несомненно, рука опытного градостроителя.

В преобразовании облика крепости важную роль играла реконструкция Часовой башни, находившейся в юго-западном углу цитадели. Еще при Устинове эта башня получила новое двухъярусное завершение. Осмотревший ее в 1725 году камер-юнкер Берхгольц записал в своем дневнике, что <император нарочно для того и построил ее, чтобы иметь возможность разом обозревать крепость и окружающие ее места>. Завершение, предложенное Трезини, строилось по традиционному принципу - ярусами, что позволяло создать постепенный переход от основания башни к шпилю. Композиция верха башни чрезвычайно  напоминала Богоявленскую церковь в Кронштадте, колокольню Петропавловского собора и некоторые другие церкви, строившиеся в те же годы.

- 82 -


Наугольная башня. XVI - середина XVII века. Рисунок В. М. Савкова.

Установка почти 20-метрового шпиля требовала точного расчета работы на высоте были сложными и опасными. Ими руководил голландец <шпичного и столярного дела мастер> Герман фон Болес. Трудности при установке шпиля, вероятно, были большие, ибо даже не слишком щедрая Канцелярия от строений постановила дать вознаграждение плотнику Ивану Федулову с товарищами, которые <обретались в Шлютельбургской фортификации у подымания и постановления на каменную башню деревянной колокольни, за их смелую и верхнюю работу сверх окладу заработанных денег>.

- 83 -


Профили бастионов: а - начала XVIII века, б - середины XVIII века.

Новое завершение Часовой башни совершенно изменило силуэт крепости. Теперь уже издали был виден устремленный ввысь шпиль, господствующий над крепостью и над окружающим ее водным простором. Плывущим по Ладоге судам он служил своеобразным маяком - символом приближающейся столицы.

Главный архитектор Д. Трезини отдавал стройке на острове много сил и энергии. Он составлял ведомости и сметы расходов, выписывал мастеров и материалы, делал чертежи и записки к проектам, планировал будущие работы, заботился об инструменте и кирпиче. Трезини часто приезжал на стройку. В 1723 году он просил У. А. Синявина <наипаче первее исправить шлютенбургскую модель>. В обсуждении модели, по которой должно было осуществляться строительство крепости, участвовал сам царь, <который изволил указать несколько штук (то есть деталей. - Авт.) приделать>.

Реконструкция Шлиссельбурга затянулась надолго. 26 мая 1723 года <директор над строениями> У. А. Синявин <усмотрел в Шлютенбурхе, работы отправляются слабо>. В дело вмешался царь. Из письма коменданта крепости полковника Бухгольца известно, что 28 мая Петр I <в присутствие свое в Шлютельбурхе изволил... указать (Бухгольцу. - Авт.) именным его императорского величества изустным указом прислать к своему величеству о шлютельбурхских гарнизонных ветхостях и прочих нуждах мемориал>. Через несколько месяцев, 14 августа 1724 года, в книге копий указов Военной коллегии было записано: <Шлютельбургская фортеция весьма обветшала и требует немалой починки, о которой ветхости в присутствии его императорского величества бывает немалый гнев>.

- 84 -


Однако ремонтные работы задерживались в связи с нехваткой рабочих рук.

Оживление в работе на острове началось в 1728 году. Ежемесячно Д. Трезини посылал рапорты о ходе работ генерал-аншефу над фортификациями> Б. X. Миниху. Он сообщал о ремонте стен и верха башен, о переделке завершения Колокольной башни, о закладке кирпичом бреши, о проломе стены для соединения канала с озером, о ремонте крытого хода по верху стены, об отделке <новопостроенных> казарм. Из всех этих работ были особенно важны надстройка пяти каменных башен и переделка крытого хода по верху стен. В результате всех усилий строительство, не прекращавшееся с начала века, успешно завершалось - крепость Шлиссельбург была приведена <в крепкое состояние>.

И. Устинов и Д. Трезини создали архитектурно законченный внутриостровной ансамбль с торжественной площадью и выходящими на нее казармами, монетным двором, церковью, царским дворцом, хоромами Меншикова, комендантским домом, различными службами, устремленной ввысь колокольней, каналом с мостами. Снаружи крепость была усилена пятью земляными бастионами.

Крепость приобрела новые черты, которые сближали ее с постройками Петербурга и Кронштадта. Творчество русских архитекторов при этом успешно сочеталось с деятельностью иностранных мастеров, работавших в новой русской столице.

В этой твердыне, расположенной при входе в Неву, как бы на границе между старыми русскими городами (Старая Ладога, Тихвин и другие) и только что возникшими, удивительно органично сочетались укрепления средневековые (московской поры) и фортификационные сооружения петровского времени. Так возник новый Шлиссельбург, который был и каменным стражем, и водными воротами новой столицы с востока, и торговым центром, и военно-административной резиденцией.

- 85 -



С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru