Русский город
|
Всякая всячина
Тунис. Античные города
Дугга
Путешествие в Тунис (2003 г.) Вступление Отель "Рияд Пальмз" ("Riadh Palms") Римские мозаики Археологический музей в Сусе Музей Бардо Античные города Карфаген Дугга Тубурбо Маджус (Тубурбо Майус) Сбейтла Эль-Джем Прочие достопримечательности Тунис, Сиди-Бу-Саид Сус Кайруан Зоопарки Экскурсия в Сахару Заключение Дороги Туниса
Капитолийский храм II века нашей эры
Небольшое вступление
Дугга оставила, наверное, самое сильное впечатление среди всех античных руин в Тунисе, в которых нам удалось побывать. От Суса до Дугги довольно далеко, свыше 200 км. Кроме того, она в стороне от магистральных дорог, что затрудняет возможность добраться до нее рейсовым транспортом. Да, конечно, туда можно доехать на луаже (это такие междугородние рейсовые такси в Тунисе, типа наших маршруток-газелей), но луажи не имеют никакого представления о кондиционерах, а как раз в это время в Тунисе установилась жара за 40 градусов в тени, от которой страдали даже сами тунисцы, так что пользоваться местным транспортом не хотелось. Экскурсии в Дуггу, увы, не делают. В уголке турфирм нашего отеля поездка туда была заявлена только на стенде голландской фирмы. В итоге решили поехать на такси. Это была наша первая поездка на такси, мы еще толком не знали, где вообще эти такси искать. В итоге пошли по самому простому пути - обратились в отеле на стойку регистрации. Как оказалось, заказать такси - не проблема. Это могут сделать и местные гиды, работающие на российские фирмы (точнее, на фирмы, привозящие российских туристов в Тунис), так и сотрудники гостиниц и т.д. Стоит это относительно дорого. Мы договорились за 180 динаров, но машина (фольксваген) могла вместить 7 пассажиров, так что поехало бы две семьи - цена была бы вполне сравнима с ценой обычных экскурсий.
В Дугге помимо нас была еще одна небольшая группа туристов человек в десять. Охранник и билетер были весьма удивлены, когда мы появились в их домике, очевидно, долго не могли понять, как мы тут оказались, но увидев такси, успокоились. Сама Дугга расположена на небольшой горе. Подъем на эту гору при пятидесятиградусной жаре несколько притушил энтузиазм к осмотру достопримечательностей. К счастью, наверху, рядом с амфитеатром, оказалось небольшое кафе. Оно представляло собой несколько столиков расположенных в тени деревьев. Оттуда открывался классный вид на окружающие поля и оливковые рощи, а с другой стороны находились развалины амфитеатра. Чуть в стороне располагался капитолийский храм, а еще дальше, недалеко от триумфальной арки, пасся мелкий рогатый скот. Туристическая группа уехала, в итоге можно было гулять почти в полном одиночестве. К сожалению, жара не позволила обойти все развалины. Но я бы очень советовал включать Дуггу в свои планы в обязательном порядке. Она того стоит.
История Дугги
Город расположен в холмистой, поднятой над уровнем моря местности, с относительно более мягким климатом, нежели в окружающей его территории. Первое упоминание города приходится на конец IV в. до н. э. Во время экспедиции Агафокла против Карфагена полководец сиракузского тирана Евмах захватил Дуггу после недолгой осады. В то время Дугга, по словам Диодора Сицилийского, была городом значительной величины. Он продолжал оставаться карфагенским в течение всего III века до н. э. Но в начале следующего, II века до н. э., перешел под контроль нумидийского царя Масиниссы, который сделал его своей столицей. После падения Карфагена в 146 году до н. э. Дугга осталась вне пределов созданной римлянами первой африканской провинции. Граница (Фосса Регия) прошла недалеко от Дугги, в нескольких километрах южнее города. Ровно через столетие, после разгрома нумилийского царя Юбы I-го Дугга, как и все нумидийское царство, вошла во вновь созданную провинцию Новая Африка. Долгое время между старым населением и римлянами, поселившимися во вновь присоединенных землях, сохранялось неравенство. Только в 261 году н. э. город получил статус колонии, а во времена Септимия Севера (в 205 году н. э.) получил ранг муниципии. Это неравенство постоянно смягчалось из-за присвоения наиболее влиятельным и богатым представителям местного населения ранга гражданина на индивидуальной основе. Кроме того, браки между представителями двух разных общин тоже способствовали перемешиванию населения.
Дугга продолжала управляться на пунийский лад двумя суфетами и ассамблеей декурионов. Продолжалось использование ливийского и пунического языков, местное население гордилось этими отличиями. Но римляне принесли с собой не только латинский язык и греко-римских богов, они принесли с собой свою моду, свой стиль жизни, который быстро овладел сердцами и умами местного населения. Так, из сохранившихся эпиграфических надписей можно узнать, что, например, строительство многих объектов имперского культа (триумфальной арки, храма Сатурна и др.) в начале нашей эры финансировали не римляне, а богатые представители местного населения. В истории Дугги оставили свой след многие богатые семьи - Габинии, Марции и др.
Примерно с конца IV - начала V века Дугга уже не заслуживает права носить гордое название "город". В ее жизни, как и в жизни многих городов Северной Африки, начинается период дезурбанизации. Отсутствие сведений о городе в письменных источниках во времена владычества Вандалов над Северной Африкой не дает нам возможности сказать что-либо о ее внутренней жизни. То, что ее представители не упоминаются среди епископов - участников многочисленных соборов в Северной Африке, может свидетельствовать об упадке городской жизни и даже об оттоке части населения. Интересно, что и во время возвращения в Северную Африку византийцев (533-698 гг. н. э.) роль Дугги в выстроенной ими системе обороны была ничтожной по сравнению с такими городами, как, например, Агбия или Тубурсикум (современный Тебурсук). Ко времени арабского завоевания Дугга превратилась в небольшой городок, безо всяких амбиций и претензий на славу.
Сейчас руины Дугги - один из самых впечатляющих городов не только в Тунисе, но и во всей Северной Африке. В декабре 1997 года ЮНЕСКО включило их в Список Мирового Наследия.
Экспозиция
1)
Капитолийский храм, посвященный Юпитеру, Юноне и Минерве. Выстроен в 166-167 гг. н. э.
2)
Тот же храм, но несколько ближе
3)
4 колонны по фасаду и еще по одной по бокам. Насколько я понимаю, эта часть храма не восстанавливалась, она сохранилась в таком виде с античных времен
4)
На тимпане фронтона можно рассмотреть рельеф – орел, уносящий в небо человека. Считается, что он означает вознесение императора Антонина Пия
5)
Вот такая она - дорога к древнеримскому храму
6)
капитолий в 1883 году (из путеводителя Мустафы Ханусси по Дугге)
7)
Один из наиболее сохранившихся театров в Северной Африке
8)
Элементы колоннады 2-го этажа были заново возвращены на свое прежнее место
9)
Остатки эпиграфических надписей
10)
Еще одна надпись
11)
вид от кафе рядом с амфитеатром на окружающий пейзаж
12)
Это полукруглое сооружение диаметром 25.7 м раньше было отхожим местом терм. Оказывается, я сфотографировал древнеримский туалет!
13)
Термы - обязательное сооружение в любом древнеримском городе. Во многих городах их было по несколько штук
14)
Нимфей - так называлось сооружение над источником. Обычно в нимфеях делали фонтаны и приносили жертвы нимфам - богиням источника
15)
Храм Piete Auguste. Построен, скорее всего, во время правления Адриана (118-138 гг. н. э.) по завещанию Гая Помпея Нахания на его собственной земле
16)
Вход в безымянный храм (кому он был посвящен, увы, неизвестно). Выстроен в 164-166 гг. н. э.
17)
Вдали - арка Александра(?) Севера (222-235 гг. н. э.), выстроенная в честь дарования городу статуса муниципии
С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!