Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека
OCR и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по
А.В. Воробьев. Астраханский кремль. Издательство газеты «Волга», Астрахань, 1958.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в книге)
III. Архитектурные памятники кремля.
Приложения
[планы соборов]
Краткий словарь архитектурно-исторических терминов
В 1560 г. на месте нынешнего Успенского собора был построен деревянный храм, замененный в конце XVI в. каменным одноэтажным собором. Строительством каменного собора руководил игумен Троицкого монастыря Феодосий. В середине XVII в. к собору пристроили придел во имя Афанасия и Кирилла.
Современное здание Успенского собора сооружено в 1698—1710 гг. Постройкой собора руководил выдающийся зодчий из крепостных крестьян Дорофей Минеевич Мякишев.
Успенский собор — замечательный памятник древнерусской архитектуры. Собор представляет из себя простой кубический объем, увенчанный пятью золочеными главами с крестами, поставленными на небольшие деревянные расписные барабаны. Эти барабаны в свою очередь покоятся на куполах барочной формы, покрытых железом. Купол завершают кирпичные барабаны. В каждом барабане имеется по восемь оконных проемов, обрамленных уходящими внутрь наличниками из фасонного кирпича. Между наличниками в простенках с наружной стороны имеется по одной колонке с белокаменной капителью стилизованного коринфского ордера. Барабаны завершаются карнизами из фасонного кирпича. Центральный барабан сверху над наличниками украшен вставками, сделанными из белого камня с резным орнаментом различного рисунка.
С восточной стороны к основному объему собора примыкает алтарь, выступающий пятью апсидами, а с западной — лобное место с широкой двухмаршевой лестницей.
Собор двухэтажный. Он имеет две церкви: нижнюю и верхнюю. Верхний храм, благодаря хорошо, найденным архитектурным пропорциям и большой высоте, имеет величественный и богатый вид. Нижний храм невысокий, со всех сторон огорожен столбами галереи (гульбища), имеет небольшие окна, выходящие под галерею, вследствие чего он кажется полутемным и мрачным.
Во втором этаже собора имеются два света: верхний и нижний. В верхнем свете на южной, северной и западной
- 20 -
сторонах имеется по три окна высотой 5,38 м и шириной 2,16 м. Окна нижнего света расположены под окнами верхнего света.
Верхний храм предназначался для торжественных богослужений в теплое время. Нижегородские мастера Иван
Успенский собор
- 21 -
Тимофеев с сыном Терентием и Матвей Логинов сделали в верхнем храме восьмиярусный резной золоченый иконостас 23-метровой высоты.
В 1812 г. внутренние стены и колонны верхнего храма были разделаны под мрамор: колонны — под белый мрамор, стены — серый, оконные проемы — бледно-желтый, обрамление оконных проемов — под розовый цвет. Капители колонн были позолочены.
Пол в храме был выстлан гладкими чугунными плитами. В это же время во всех главах своды были расписаны масляной живописью.
Интерьер нижнего храма носит совершенно другой характер, чем верхний. Посредине храма находятся четыре квадратные в плане столба, на которые поставлены колонны верхнего этажа собора. Иконостас нижнего храма был двухъярусный, золоченый.
Расположение нижнего храма одинаково с верхним. Собор имеет входы с трех сторон: северной, западной и южной.
Собор украшен тонкой белокаменной резьбой и фасонным кирпичом более ста видов. Большую художественную и архитектурную ценность представляют северные, южные и западные двери собора, вставленные в богатые, тончайшей работы порталы из кирпича и белого камня. Металлические двери также были многоцветными. Они украшены прорезным орнаментом чеканной работы, сделанным «под серебро». Под орнамент подложена слюда, через которую просвечивает красная и зеленая подкладка. Стены собора выложены из большемерного кирпича и имеют красный цвет. Наличники окон, колонны, капители, карнизы и другие детали выложены из фасонного кирпича и белого камня. Белокаменные детали обходной галереи собора были раскрашены в несколько цветов.
Крыша собора вначале была не четырехскатной, а повторяла принятую в древности форму покрытия церквей по сводам с очень интересной системой отвода воды с кровли. Апсиды собора также имели другое сферическое покрытие, в центре которого возвышался барабан с куполом.
Завершающие собор полукруглые арки с нишами расписаны масляной живописью на библейские темы. В
- 22 -
праздничные дни в этих нишах в большом количестве ставились иллюминационные плошки.
Нижний храм Успенского собора долгое время служил усыпальницей астраханских митрополитов и воевод, над захоронениями которых были установлены надгробия. В 1801 году надгробия убрали. Вместо них на стенах собора установили памятные доски. В каменных склепах под полом собора похоронены грузинские цари Вахтанг VI (1737 г.) и Теймураз II (1762 г.). На уровне второго этажа собор окружает открытая обходная галерея (гульбище), соединенная в одно целое с лобным местом — уникальное произведение древнерусской архитектуры.
Первоначальный парапет на гульбище, выполненный из фасонного кирпича в виде балясин (фигурных столбиков), не сохранился. Существующий в настоящее время парапет с ширинками был сооружен позднее. Однако на лестнице и лобном месте сохранились фрагменты парапета с балясинами, что дает возможность восстановить его в прежнем виде.
Площадь застройки собора составляет 1790 м2, кубатура — 40444 м3. Высота собора с крестом — около 75 м. Ширина основного объема — 26,8 м, длина — 36 м. С галереями и лобным местом ширина составляет 34 м, клина — 70 м. Диаметр лобного места — 15 м.
Недалеко от Никольских ворот, на территории кремля, у северо-западной стены, в 1568 году был построен первый в Астрахани деревянный Троицкий монастырь. В монастыре были храм Троицы, трапезная, келарская, двенадцать келий и подсобные помещения — погреба с сушилами, хлебная, поварская. Монастырь был огорджен деревянным тесовым забором.
В 1574 году сооружаются еще два храма — Николая Чудотворца и Введенский.
С 1593 по 1603 год деревянные сооружения монастыря заменяются каменными. Во время сильного пожара в кремле в 1623 году каменные храмы и все монастырские постройки пострадали от огня. Вскоре после пожара монастырь был восстановлен и просуществовал до конца XVII века без ремонта и переделок.
- 23 -
В 1696—1700 гг. Троицкая церковь собора была перестроена. Вскоре после этого монастырь передали в ведение Троице-Сергиевской лавры. Он пришел в запустение, здания не ремонтировались и разрушались. В 1765 году Троицкий монастырь был отчислен от Троице-Сергиевской лавры и передан в гражданское ведомство. В разное время в нем помещались гарнизонная и ремесленная школа, тюрьма, кладовая денежной казны и другие заведения. Здания и церкви со временем ветшали. Многие сооружения были разобраны и употреблены на разные постройки города.
В 1806 г. Астраханское гражданское ведомство составило предложение о сломе всех сооружений монастыря. Это предложение было одобрено Сенатом, но по ходатайству астраханского архиепископа Братановского о превращении Троицкой церкви в теплый собор решение Сената в 1807 г. было отменено, и в 1815 г. Троицкий собор был отремонтирован на средства купца Обезьянина.
С того времени до 1885 г. комплекс Троицкого собора оставался без ремонта. В ноябре 1865 г. Троицкий собор приспособили для использования в зимнее время.
В настоящее время комплекс Троицкого собора состоит из трех церквей, расположенных на общем высоком подклете: Троицкой, Сретенской, Введенской и двух Трапезных палат.
Кирилловская часовня вхддила в ансамбль сооружений Троицкого монастыря. Первоначально она была деревянной. В 1677 г. на месте деревянной построили каменную часовню.
В начале XIX в. часовня перестроена вновь.
С южной стороны около Успенского добора на бывшем Архиерейском дворе находится Архиерейский дом. Он состоял из домовой церкви, жилых комнат и архиерейских палат. В плане дом имеет форму прямоугольника, вытянутого по направлению с востока на запад.
Из дошедших до нас письменных источников и планов
- 24 -
Троицкий собор
- 25 -
кремля XVIII в., а также благодаря проведенным натурным исследованиям здания, видно, что эти сооружения были возведены в конце XVI — начале XVIII вв. Домовая церковь с жилыми помещениями, расположенными с восточной стороны дома, сооружены в конце XVI — начале XVII вв., а Архиерейские палаты — в середине XVII — начале XVIII вв.
Архиерейские палаты были пристроены к домовой церкви и образовали единый архитектурный комплекс Архиерейского дома.
В 1778 г. Архиерейский дом сильно пострадал от пожара, после чего здание было искажено надстройкой двух этажей. Позднее оно неоднократно приспосабливалось под размещение различных учреждений. При этих переделках древний комплекс Архиерейского дома потерял свою архитектурную выразительность и слился с безобразящей его двухэтажной надстройкой. Как показали исследования, зданию Архиерейских палат и домовой церкви можно вернуть их первоначальный вид, для чего необходимо разобрать эту надстройку, восстановить утраченные детали и фрагменты древних зданий, стесанные наличники, заштукатуренные ценнейшие изразцы XVI в. и т. д. Эти работы предусмотрены планом реставрации архитектурных памятников кремля.
Время построения Консистории пока неизвестно. По сохранившимся древним стенам сооружение ее можно отнести к началу XVIII в. В 1778 г. здание пострадало от пожара и было сильно искажено при его последующих перестройках в XIX в. Здание Консистории предусмотрено восстановить в первоначальном виде.
Гауптвахта построена в 1807 году по типовому проекту того времени. В это время в Астраханском кремле производились большие строительные работы по сооружению каменных построек для нужд Астраханского гарнизона.
В 1807—1808 гг. на стене между Житной и Крымской башнями строится Артиллерийский цейхгауз. В 1808 г. на
- 26 -
Макет Астраханского кремля (к проекту реставрации)
- 27 -
участке стены от Красных до Никольских ворот началось строительство двухэтажной солдатской казармы.
* * *
В настоящее время по проектам, выполненным Центральными научно-реставрационными мастерскими Академии строительства и архитектуры СССР, проводятся работы по реставрации стен и башен кремля. Подготовлена документация на реставрацию всех памятников архитектуры, которые входят в комплекс кремля — Успенского собора, Троицкого собора, Архиерейского дома и других.
В разработанных проектах памятники архитектуры восстанавливаются в максимальном приближении к их первоначальному облику.
Наряду с реставрацией сооружений в кремле предусматриваются большие работы по планировке, устройству водопровода, канализации, отопления и освещения территории и зданий, устройству проездов и тротуаров.
Вся юго-западная территория кремля, где в настоящее время находятся здания, не представляющие собой ценности, отводится под парк. В юго-восточной части кремля, где сосредоточены ценные архитектурные памятники, будет сооружена красивая площадь. Территория кремля свяжется с городом выходами через Никольские и Красные ворота и дополнительные проходы, сделанные у Житной башни.
Реставрационные работы кремлевского ансамбля увязаны с проектом планировки и застройки центра города. Проведены большие работы по благоустройству прилегающей к кремлю территории. Одерновываются и озеленяются склоны кремлевского холма. Вдоль южной стены кремля к 400-летию Астрахани, отмечавшемуся 25 октября 1958 г., создана замечательная площадь им. В. И. Ленина. 6 ноября 1958 г. на этой площади торжественно открыт памятник великому вождю трудящихся В. И. Ленину.
После проведения намеченных проектом работ, являющихся составной частью реконструкции центра города, ценнейшие памятники древней русской культуры приобретут свой первоначальный архитектурный облик и станут достойным украшением социалистической Астрахани.
- 28 -
С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!