Rambler's Top100

Русский город | Всякая всячина

М. Пирогова, В. Краюшкин

Греция
Заметки путешествующих любителей древностей
Микены, Тиринф, Пирамиды Кефалари

(Фото авторов, кроме 1, 4, 12, 14, 14a, 20, 21, 26, 27)


Заметки путешествующих любителей древностей. Греция
Арголида Микенская
        Асини - Толо
        Микены. Тиринф. Пирамиды Кефалари
Острова Кикладского архипелага
        Наксос. Часть I. Кикладская цивилизация - бабушка Античности
        Наксос. Часть II. Хоровод вокруг Хоры


        Микены

        Итак, продолжим наши путевые заметки любителей древней Греции, попавших впервые на землю Эллады восемь лет тому назад и до сих пор не исчерпавших энтузиазма по поводу греческих древностей. Попутно выражаем благодарность хозяину здешнего сайта – если бы не он, этого продолжения не было бы….
        Первая часть наших заметок касалась малоизвестного знатокам-любителям древней Греции вообще и микенского периода ее истории в частности микенского поселения Асини. Действительно, этот периферийный укрепленный пункт микенской Греции почти не упоминается в русскоязычной специальной и не очень литературе, посвященной этому периоду истории древней Греции. Чего не скажешь о знаменитых "златообильных" Микенах. Литературы здесь, в том числе и на русском языке, популярной и специальной – более, чем достаточно и кое-какими источниками из нам доступных мы будем при составлении нынешнего отчета пользоваться (Литература <ссылка вниз>). И все-таки, не смотря на соблазн написать очередную статью о микенском периоде греческой цивилизации с большой ссылочной базой и претензией на научность, мы изо всех сил старались сохранить приверженность выбранному жанру – личные впечатления заинтересованных и продвинутых любителей, путешествовавших по Греции, о любимом предмете. Читателю судить – удалось ли нам это.
        Итак, Арголида микенская. Не знаю, стандартизован ли этот термин, внесен ли он в исторически-археологические глоссарии. Но поскольку в этом году мы специально остановились в Толо, чтобы ближе познакомиться с памятниками этой части Пелопоннеса (с некоторыми – не в первый раз), а значительная часть этих памятников – именно всемирно-известные микенские укрепленные города, то и возникло такое название. Начнем с короткого исторического экскурса. Без него не обойтись. Ю.В. Андреев [1] очень образно подытожил самые различные версии возникновения Европейской истории как особой культурной общности или как самостоятельного "культурно-исторического типа":
        "Как бы то ни было, совершенно очевидно, что такое уникальное историческое явление, каким была классическая греческая цивилизация, не могло возникнуть с первой же попытки. Появлению столь совершенных форм культуры и социальной организации должен был предшествовать более или менее длительный период поисков…. Основными вехами на этом пути и одновременно более или менее удачными попытками, приближавшими рождение "греческого чуда", могут считаться последовательно сменявшие друг друга на протяжении двух тысячелетий эпохи бронзы культуры и цивилизации Эгейского мира: кикладская, троянская, ранне- и среднеэлладская, минойская и, наконец, микенская. Видимо, в этой череде культур и берет свое начало процесс размежевания Евразии и Европы".
        Начало собственно микенской цивилизации обычно связывают с XVI веком до н.э. Эта цивилизация появилась на исторической сцене после довольно продолжительной паузы – культурного упадка периода XXII-XVII вв. до н.э. или раннеэладского III и среднеэлладского периодов. Однозначного вывода о том, откуда взялись те новые этнические и культурные элементы, которые так положительно повлияли на население юга Балканского полуострова, пока не существует. Есть разные версии – степи Северного Причерноморья, Анатолия, Центральная Европа. Однако, имеющийся археологический материал все-таки признается слишком разнородным для того, чтобы основываясь на нем, можно было бы с уверенностью определить, откуда эти новые этнические элементы взялись и каким образом продвинулись на юг Балканского полуострова [1]. В любом случае, сама микенская цивилизация представляет собой результат сложного культурного синтеза, объединившего разнородные этнические элементы и индоевропейского (ахейского или эллинского) и неиндоевропейского (эгейского, пеласгического и минойского) происхождения.
        Периодом наивысшего расцвета принято считать XIV-XIII века. Именно в эти времена были построены практически все известные теперь микенские дворцы и цитадели в Микенах, Тиринфе, Асини, Пилосе, Афинах, Фивах, Орхомене, Иолке и в других местах. В некоторые из них мы и отправимся.
        Самым известным центром, конечно же, является город Микены, собственно и давший название этому периоду древней истории Греции. В этом году мы уже во второй раз смогли посетить это удивительно красивое место Пелопоннеса. (Фото 1 [ Альбом 1 ].). Несколько советов, желающим посетить греческие археологические памятники и в частности – Микены. По опыту нескольких лет советуем, если это для вас представляется возможным, берите экскурсии не на русском языке, лучше всего – на английском или ещё лучше – на немецком. Они, как правило, гораздо более обстоятельные, подробные, включают большее количество осматриваемых объектов и, как правило, дешевле, немецкоязычные – уж во всяком случае. В этом году мы "базировались" в Толо, что в 11 км от Навплиона, первой столицы Греции, между прочим. Это очень близко от Микен и прочих достопримечательностей Арголиды, достойных осмотра. Поэтому добраться до Микен – проблем не составляло. Помимо экскурсионного автобуса (как оказалось - с весьма неплохим экскурсоводом), можно было взять за приемлемую цену такси (которое будет Вас ждать, пока вы будете осматривать памятник). Можно просто взять машину напрокат, что наиболее эффективно, если у вас есть права. Ну и самый простой вариант – это добраться до Микен можно на городском автобусе, правда – с пересадкой в Навплионе. Уже подъезжая к цитадели, вы замечаете по обе стороны дороги следы деятельности археологов. Прежде всего, на глаза попадаются остатки жилищ микенцев, расположенные за пределами укрепления (Фото 2 и 3 [ Альбом 1 ]), а также т.н. толосовые гробницы, которых в округе Микен можно насчитать более десятка. Этот вид монументальных памятников микенской эпохи очень любопытен. Монументальные толосовые гробницы, служившие местом захоронения микенских царей и их ближайших сородичей, были созданы в эпоху наивысшего расцвета Микен – в XIV-XIII веках. Самая грандиозная из них – это т.н. "сокровищница Атрея" (Фото 4 [ Альбом 1 ]). Основные конструктивные элементы толосовых могил – это насыпной курган, ведущий внутрь коридор – дромос, монументальный вход – стомион и просторная внутренняя камера с высоким сводчатым потолком. Сегодня принято считать, что этот выдающийся памятник микенской эпохи построен одновременно со знаменитыми Львиными воротами Микен (о которых речь ниже) примерно в 1250 году до н.э. Его название восходит к временам Павсания, который во II веке н.э. в своем "Описании Эллады" описал руины Микен в том виде, какой они имели в его время. "…Тут были и подземные сооружения Атрея и его сыновей, где хранились их сокровища и богатства. Тут могила Атрея, а также и могилы тех, которые с Агамемноном вернулись из Илиона и которых Эгисф убил на пиру…" (Павсаний, II, 16, 6) Считается, что Павсаний упомянул именно этот толос. Во всяком случае, археологи позапрошлого столетия дали ему такое имя и под ним он вошел в историю микенской архитектуры. Хотя иногда его называют и гробницей Агамемнона. Дромос этого толоса (Фото 5 [ Альбом 1 ]) ориентирован с востока на запад и имеет длину 36 метров при ширине 6 метров. Стены этого дромоса облицованы кладкой из хорошо обтесанных блоков конгломерата, постепенно повышающейся к фасаду гробницы. Некоторые из этих блоков имеют весьма внушительные размеры (Фото 7 и 8 [ Альбом 1 ]). Интересно (особенно в свете разговоров о технологиях древних, ведущихся с особой интенсивностью на сайтах коллег и оппонентов – можно дать ссылку на парахронологию и консилиум), что эти блоки, а также блоки для стен укрепления, добывались в непосредственной близости от Микен, на дне речки, протекавшей когда-то у подножия микенского холма. Фасад гробницы (Фото 6 [ Альбом 1 ]), достигающий 10,5 м в высоту, сохранился хорошо, хотя весь декор с него практически исчез. Некоторые его детали хранятся в музеях. Красная и зеленая порода камня, использовавшиеся для отделки фасада, доставлялись сюда из Лаконии, лежавшей в 100 км к югу от Микен. После входного проема следовал длинный коридор или стомион (5,2 м), открывавшийся в круглую камеру гробницы (диаметр камеры – 14,6 м, высота свода – 13, 4 м, камера сложена из 33 рядов прекрасно отесанных камней) – Фото 9 [ Альбом 1 ]. Стомион перекрыт двумя каменными блоками, из которых второй, внутренний, отличается колоссальными размерами (9мх5мх1,2м) и весит 120 тонн. Пол камеры – это выровненная скала. Толос имеет внутреннюю камеру, высеченную в скале, к которой примыкает кладк а толоса. "Сокровищница Атрея" – одно из самых монументальных сооружений микенской цивилизации, к тому же находящееся в прекрасной сохранности.
        Кроме "Сокровищницы Атрея" в непосредственной близости от Микен можно видеть т.н. "Гробницу Клитемнестры" (Фото 10 [ Альбом 2 ]), которая предположительно построена на 30 лет позже Атреевой сокровищницы. Размеры этого толоса сопоставимы с ранее описанными. Так же как и предыдущий толос, эта гробница была разграблена еще в древности, и в процессе ее разграбления был разрушен ее купол. Восстановили купол в 1951 году и в процессе восстановления был открыт круг шахтных гробниц В, который находится за пределами стен укрепления Микен (Фото 11 [ Альбом 2 ]). Добавим, что в эллинстические времена на кургане "гробницы Клитемнестры" был сооружен амфитеатр, остатки рядов которого видны еще и сегодня.
        Так мы подошли совсем близко к главному входу в цитадель Микен – знаменитым львиным воротам. К ним ведет из нижнего города мимо священного для микенцев круга шахтных могил В (которые относятся к XVI веку до н.э и старше, чем знаменитые, раскопанные Шлиманом царские шахтовые гробницы круга А) главная улица (Фото 12 [ Альбом 2 ]).
        Сегодня существует мнение, что главнейшую роль в становлении микенской цивилизации сыграл фактор завоевания. Микены – это типичный пример характерного для этого времени в Греции типа укрепленного поселения на вершине холма – дворец-цитадель или городок-акрополь [1]. Этот тип сооружений восходит к традиции первых индо-европейских пришельцев, обосновавшихся на территории Балканского полуострова в конце эпохи ранней бронзы. И, хотя пришельцы обосновались в стране, идеально приспособленной для занятий мореплаванием и торговлей, они далеко не сразу сумели по достоинству оценить преимущества их новой родины и продолжали создавать свои укрепленные цитадели вдали от побережья, на местах, выгодных с точки зрения обороны от противника. Таким идеальным местом явился и холм, на котором расположились Микены. Город был сооружен на скалистом холме (280 м над уровнем моря), в северной части плодородной аргосской равнины, в 15 км от берега моря. С севера Микены защищены от холодных ветров горой св. Ильи. Территория микенского акрополя составляет 30 000 кв. м, периметр стены – 900 м. Подходя ко Львиным воротам самое время вспомнить об истории археологических раскопок Микен. Местонахождение древнего города было известно давно – задолго до того момента, когда Шлиман в 1868 году впервые оказался у стен древнего города. Изображения укрепленного акрополя на скалистом холме в аргосской долине известны уже в 18 и начале 19 века. Первые раскопки в районе Львиных ворот, открывшие их внутренний двор, были произведены в 1840 году силами Афинского Археологического общества под управлением К. Петакиса. В 1876 году в результате довольно быстрой разведки Шлиман раскопал шахтные гробницы круга А (Фото 13 и 14 [ Альбом 2 ]), находящиеся внутри стен укрепления и сделал свои всемирно известные находки, ныне украшающие экспозицию Национального Археологического музея Афин. ( см. сайт Афинского музея). Кстати, именно здесь были обнаружены знаменитые стелы с изображениями колесниц – одни из древнейших в Европе. В дальнейшем, с разной степенью интенсивности, раскопки велись в течение всего 20 столетия (Британской археологической школой и Афинским археологами), в результате чего был вскрыт комплекс зданий внутри укрепления, сам дворец, множество зданий за пределами стен, толосовые гробницы и многие другие памятники. Но продолжим наш осмотр цитадели Микен. Мы подошли к главному входу и Львиным воротам Микен (Фото 15 [ Альбом 3 ]). Это выдающийся памятник относится ко второму периоду застройки Микен и датируется приблизительно 1250 годом. Сегодня именно эта дата считается наиболее достоверной, хотя еще несколько десятков лет тому назад признавались более ранние датировки. [2] Сами стены Микен производят огромное впечатление. Они в большей части представляют собой циклопическую кладку из огромных известняковых глыб, совсем не обработанных или лишь грубо обколотых. Сохранились стены на высоту до 8 м, хотя первоначальная их высота неизвестна. Строители прекрасно использовали природный ландшафт, возводя свои стены на гребнях материковой скалы. Наряду с циклопическими стенами из почти необработанных блоков, в Микенах есть участки стен, построенных в другой технике и из другого материала – они сложены ровной и правильной кладкой из хорошо обработанных почти прямоугольных каменных блоков, достигающих иногда 3 м в длину. Такова стена и бастион у Львиных ворот (Фото 16 [ Альбом 3 ]), а также участки стены у северных ворот (Фото 17 и 18 [ Альбом 3 ]). Львиные ворота несомненно являются самым интересным монументом Микен. "До сих пор все еще сохранились от Микен часть городской стены и ворота, на которых стоят львы. Говорят, что эти сооружения являются работой киклопов, которые выстроили для Прета крепостную стену в Тиринфе" (Павсаний. "Описание Эллады", II, 16, 6)
        Это сооружение из больших блоков конгломерата правильной формы, образующих порог и боковые столбы. Пролет ворот – это правильный квадрат со сторонами 3,1 м, закрывавшийся деревянными створками ворот. Ворота перекрыты одним громадным правильным блоком, которому сверху придана округлая форма. Чтобы облегчить колоссальную тяжесть этого блока, строители применили остроумный прием, который является характерной особенностью микенской архитектуры. Они оставили в кладке стены над воротами пустой треугольник, заложив его плитой из плотного известняка с рельефным изображением двух львов, опирающихся на алтарную колонну. Есть мнение, что этот характерный микенский "треугольник" над дверным проемом послужил прообразом появившегося позже классического античного фронтона.
        Колонна эта т.н. критского типа. Здесь, кстати, особенно ощущается влияние минойской культуры на микенскую. У львов отсутствуют головы. Пазы для их крепления показывают, что головы были сделаны из другого материала, бронзы или камня, и прикреплены к туловищам. Эта композиция до сих пор является древнейшей в области монументальной пластики в Европе.
        Значение изображений львов может считаться очевидным. Львы были животными, посвященными богине Потнии, богини – покровительнице зверей. Ее имя неоднократно встречается на табличках линейного письма Б. Но есть и предположения, что этот рельеф представляет из себя герб династии Атреидов, строителей этого укрепления Микен.
        За воротами внутри крепости находился узкий двор, обрамленный с обеих сторон стенами, где легко было защищаться от прорвавшихся сквозь ворота врагов. (Фото 19 [ Альбом 3 ]) Далее, справа по ходу движения находится уже упомянутый круг А шахтных гробниц. Он был включен в периметр стен укрепления в период их возведения по всей видимости, как некий священный, культовый центр. Самые ранние укрепления Микен оставляли этот некрополь за пределами цитадели. По соседству с этим комплексом находятся остатки здания позднемикенского периода, также раскопанного Шлиманом, которое получило в наши дни название "Дом воинской вазы", благодаря знаменитому, найденному здесь большому микенскому кратеру с изображением воинов (Фото 20 [ Альбом 3 ]). Этот кратер находится сегодня в экспозиции Афинского Национального музея.
        Двигаясь вверх по сохранившейся древней лестнице, переходящей в вымощенный камнями пандус, можно подняться на самую вершину холма, где и находился дворец правителя Микен. Сегодня принято считать, что в середине 13 века до н.э. в Микенах правил сильный властитель, во времена которого и были сооружены основные монументы Микен – "Сокровищница Атрея", которая вероятнее всего является усыпальницей одного из сильнейших представителей династии Атреидов, Львиные ворота и их бастион, Северные ворота, южный участок стены укрепления, включивший в состав акрополя круг гробниц А, а также пандус, ведущий ко дворцу. (Фото 21 [ Альбом 4 ]) Наиболее "узнаваемым" среди раскрытых остатков сооружений и помещений дворца является, конечно же, мегарон. Устройство этого официального дворцового помещения описано у Гомера и оно аналогично другим микенским дворцам – в Мегаре, Пилосе, Тиринфе. Центральный зал мегарона (Фото 22 [ Альбом 4 ]) имел размеры 12,95 х11,50 м. В центре этого помещения находился священный очаг, вокруг которого находились 4 деревянные колонны, украшенные бронзовыми накладками (базы этих колонн видны на фото) и трон правителя. Пол зала вымощен плоскими плитами. Здесь были обнаружены остатки фресковой росписи, находящиеся сегодня в музее.
        Спускаясь с вершины холма, нужно обязательно заглянуть в уходящую в толщу стен цитадели, а затем – и под землю, рукотворную галерею, ведущую к подземному источнику и цистерне с запасами питьевой воды. Это типично микенское сводчатое помещение, сложенное из огромных, плохо обработанных известняковых глыб, заканчивающееся вырубленным в скале проходом к цистерне, производит огромное впечатление своей мощью и размерами. (Фото 23 - 25 [ Альбом 4 ]) Здесь же в стене можно заметить две узкие лазейки, которые могли служить тайным ходом для внезапных вылазок во время осады.

        Тиринф

        Как уже отмечалось, микенская архитектура – прежде всего оборонительная. Еще большее впечатление производят в этом смысле мощные укрепления другого сохранившегося в Арголиде микенского центра – древнего Тиринфа. Принципы крепостного строительства микенцев лучше всего прослеживаются именно здесь. (Фото 26 [ Альбом 5 ]) По легендам Тиринф был построен раньше Микен. Страбон рассказывает, что его построили для царя Пройта великаны – одноглазые циклопы, приведенные им из Ликии. Глядя на стены Тиринфа, прекрасно сохранившиеся на максимальную высоту в 7,5 м до наших дней, в это можно поверить…. Хотя на самом деле крепостные стены Тиринфа в том виде, в каком они дошли до нас, относятся к тому же периоду, что и укрепления Микен, а именно – к XIII веку до н.э. Холм, на котором расположен Тиринф, поднимается на высоту 18-20 м над уровнем окружающей его равнины, и находится совсем недалеко от побережья Арголидского залива Эгейского моря, совсем рядом от Навплиона и от нашей базы – Толо. В достопамятные времена значение Тиринфа трудно было переоценить – эта крепость защищала равнину Аргоса от набегов морских пиратов, с одной стороны, а с другой – играла вероятно важную роль в международной торговле микенской Греции. Поэтому цитадель Тиринфа была сооружена с таким тщанием. Желтоватые камни крепостных стен сливаются с гребнями скалистого холма, но при приближении к нему все более вырисовываются гигантские необработанные глыбы известняка, некоторые из которых весят до 12 тонн. Камни держатся друг на друге без какой-либо цементирующей смеси, лишь за счёт своей тяжести. Промежутки между ними забутованы мелкими камнями. Толщина стен Тринфа превышала 4,5 метра, а местами, там где внутри стен были сооружены казематы и галереи (Фото 27 [ Альбом 5 ]) – достигала 17 м. К сожалению, в настоящее время Тиринф реконструируется. Укрепляются его стены, прежде всего – циклопическая кладка. Осмотреть Тиринф нам удалось только снаружи, несколько раз - из окна автобуса, а когда мы наконец-то добрались туда специально – то только через забор. Фото 28 [ Альбом 5 ] – это единственное, что получилось сфотографировать…. Сегодня эти треугольные ниши на внешней стороне стен Тиринфа принято считать лавками торговцев.

        Пирамиды у деревни Эллинико

        Любопытные сооружения, сегодня большинством исследователей также относимых к микенским временам, это пирамиды у деревни Эллинико, по пути к Кефалари. (Фото 29 и 30 [ Альбом 5 ]) Точное назначение этих сооружений неизвестно. Ранее их считали гробницами, построенными по образу и подобию египетских пирамид. Позже высказывалась гипотеза о том, что они могли служить наблюдательными пунктами: пирамиды были расположены на вершинах холмов, откуда открывалась замечательная перспектива и были видны все основные укрепления и города аргосской равнины. Во всяком случае, от той пирамиды, которую нам удалось посетить, виден и Аргос и Микены и возможные направления нападения потенциального противника.
        Точно известно одно – пирамиды Греции упоминались у Павсания в его Описании Эллады :
        "Если идти из Аргоса в Эпидавр, то на правой стороне будет сооружение, очень похожее на пирамиду; оно имеет рельефные изображения аргосских щитов. Здесь проходил бой между Претом и Акрисием из-за власти; говорят, что исход сражения был неопределенный и что поэтому они позднее заключили мирный договор, так как ни тот, ни другой не мог добиться решительной победы. Передают также, что тогда впервые и все начальники и все остальное войско сражались вооруженные щитами; павшим и с той и с другой стороны, так как они были сограждане и сородичи, сооружен здесь общий памятник."
        Описанная Павсанием пирамида не сохранилась. Всего же таких пирамид было не меньше пяти, лучше всех сохранилась пирамида у деревни Эллинико, которую мы и запечатлели.

        Содержание Альбома 1

        Фото1. – Вид на Микены с высоты птичьего полета. Видны т.н. "киклопические стены", которые окружали замок и главный вход с Львиными воротами, круг шахтных гробниц А, многочисленные городские постройки, а на самой верхней точке холма – сам дворец
        Фото2. Вид на аргосскую равнину с вершины укрепления Микен. Перед дорогой – остатки микенского "посада".
        Фото 3. Остатки сооружений за пределами укрепления Микен. На заднем плане – коридор перед входом в "сокровищницу Атрея".
        Фото 4. Вид на "Сокровищницу Атрея".
        Фото 5. Дромос "Сокровищницы Атрея"
        Фото 6. Вход в камеру "Сокровищницы Атрея"
        Фото 7. Блоки облицовки дромоса "Сокровищницы Атрея" (уже есть)
        Фото 8. Материал блоков облицовки дромоса "Сокровищницы Атрея" (уже есть)
        Фото 9. Внутренний вид камеры "Сокровищницы Атрея"

        Содержание Альбома 2

        Фото 10. Гробница Клитемнестры
        Фото 11. Шахтные гробницы круга В.
        Фото 12. Бастион главных ворот Микен и Львиные ворота.
        Фото 13. Шахтные гробницы круга А.
        Фото 14. Шахтные гробницы круга А. Вид сверху.
        Фото 14-а. Стела шахтной гробницы круга А с изображением колесницы.

        Содержание Альбома 3

        Фото 15. Львиные ворота Микен
        Фото 16. Блоки стены бастиона у Львиных ворот
        Фото 17. Северные ворота. Наружная стена.
        Фото 18. Северные ворота. Внутренний двор.
        Фото 19. Внутренний двор за Львиными воротами.
        Фото 20. "Воинская ваза" из Микен. 12 век до н.э.

        Содержание Альбома 4

       Фото 21. Лестница и пандус, ведущий ко дворцу
       Фото 22. Дворец Микен. Мегарон. Главный зал с очагом.
       Фото 23. Вход в подземную галерею – проход к источникам и цистерне.
       Фото 24. Лестница в галерее.
       Фото 25. Продолжение галереи, вырубленное в скальном основании цитадели. Тьма кромешняя – это все, что выхватила вспышка фотокамеры…. Дальше спускаться мы уже не решились.

        Содержание Альбома 5

       Фото 26. Тиринф.
       Фото 27. Галереи внутри стен укрепления Тиринфа.
       Фото 28. Стены Тиринфа.
       Фото 29. Пирамида у деревни Эллинико.
       Фото 30. Пирамида у деревни Эллинико. Внутренне помещение.

        Использованная литература

       1. Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III-начало I тыс. до н.э.). С.П-б., изд-во "Дмитрий Буланин", 2002 г. –862 стр.
       2. Н.А. Сидорова. Искусство Эгейского мира. Москва, "Искусство", 1972 г. – 227 стр.
       3. Г. Соколов Эгейское искусство. Москва, "Изобразительное искусство", 1972 г. – 168 стр.
       4. Энциклопедия "Исчезнувшие цивилизации". Удивительные эгейские царства. Москва, "Терра" – "Terra", 1997 г. – 166 стр.
       5. Elsi Spatari MYKENE. Historischer und archaeologischer Fuehrer. Esperos Verlag, Athen 2001 – 96 s.
       6. E. Karpodini – Dimitriadi DER PELOPONNES. Ein Reisefuehrer zu den historischen Staetten, Monumenten und Museen. Ekdotike Athenon S.A., Athen 2000 – 208 s.
       7. Nikos Papachatzis MYKENE-EPIDAUROS, TIRYNS-NAUPLIA. Das Heraion zu Argos – Argos-Asine-Lerna-Troizen, Kleio-Verlag, Athen 1986 – 151 s.
       8. Сайт "Микены" Греческого министерства культуры.

С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru