Русский город
|
Всякая всячина
Греция
М. Пирогова, В. Краюшкин
Заметки путешествующих любителей древностей
Наксос
Часть II. Хоровод вокруг Хоры
Заметки путешествующих любителей древностей. Греция |
Арголида Микенская |
Асини - Толо |
Микены. Тиринф. Пирамиды Кефалари |
Острова Кикладского архипелага |
Наксос. Часть I. Кикладская цивилизация - бабушка Античности |
Наксос. Часть II. Хоровод вокруг Хоры |
Наксос, остров в Эгейском море
Итак, возвращаемся к запискам путешествующих дилетантов, добравшихся до Наксоса. Сам остров, как известно из школьного курса географии расположен в Эгейском море, самый крупный в архипелаге Киклад. 423 кв. км. С севера на юг через остров проходит гранитный хребет с известковыми и мраморными вершинами, с древности известными месторождениями такого важного в деле камнеобработки материала, как наждак, даже теперь его добывают здесь ежегодно 2,2 млн. кг. Главный город Наксос (Хора, как говорят греки) расположен на северо-западе острова, с замком, построенным венецианцами, и гаванью; две тысячи коренных жителей Фото 1 [ Альбом 1 ].
Цитата из учебника:
“В древнейшее время остров назывался Стронгилой ("округленным"), также Дией и Дионисиадой и был известен по мифам о Дионисе. Древнейшими жителями острова были карийцы, вытесненные ионийцами. Последние основали на Н. могущественное государство, имевшее гегемонию над соседними островами. В 536 г. Наксос вступил в борьбу с Писистратом афинским, был побежден и должен был признать тираном Лигдама, вождя олигархической партии на Наксосе. В 510 г. аристократы были изгнаны и призванные ими на помощь персы должны были, после четырехмесячной осады, отступить (501), ничего не достигнув. В 490 г., при своем нашествии на Грецию, персы огнем и мечом опустошили остров. После битвы при Саламине Наксос перешел на сторону греков, получил свободу и стал участником афинского морского союза, но позже первым из союзников отпал от афинян, был покорен ими в 466 г. и подвергся участи завоеванной страны. После падения афинского могущества Наксос пользовался недолго полной независимостью. В 376 году афинянин Хабрий, желавший включить Наксос в новый морской союз, разбил у берегов острова спартанский флот, пришедший к нему на выручку; с тех пор Наксос на короткое время вновь примкнул к Афинам. Позже Наксос принадлежал Македонии, потом Египту, затем родосцам, наконец римлянам. В Средние века остров получил название Наксия. После основания латинской империи венецианец Марко Занудо (Санудо) в 1207 г. завладел Наксосом; в 1210 г. латинский император Генрих провозгласил Марко Зануду наследственным герцогом Додеканеса, и Наксос сделался столицей герцогства. Когда в 1362 г. дом Занудо вымер, муж дочери последнего герцога, Иоанн далле Карчери, владетель Негропонта, получил герцогство Наксос. С 1383 по 1566 г. здесь правили представители семейства Криспи. В 1566 г. остров пеоеходит под власть Блистательной Порты - Оттоманской империи. После освобождения Греции от османского ига, Наксос становится греческим островом.”
Ср. Grüter, "De Naxo insula" (Галле, 1833); Curticus, "Naxos" (Б., 1846); Dugit, "De insula Naxo" (П., 1867).
Палатия
Сегодня мы остановимся собственно в городе Наксос, то есть в Хоре.
Фото 2
Наксос. План
См. http://www.naxos-greece.biz/naxos-map/map-naxos-greece.jpg
Сам город в плане осмотра мы бы разделили на три части - Палатию, Бургу и Кастро. Всё надо обойти “ногами”, расстояния тут небольшие, да и на каждом шагу попадаются непременные таверночки и рестораны, где всегда можно переждать дневную жару. Особенно живописно можно предаваться такому занятию на набережной, благо вся она именно из “посадочных мест” ресторанов и состоит. Вот в чём тут Наксосская Хора отличается (самый крупный Кикладский остров, всё-таки), так это большей европейскостью, что ли, ресторанчиков на набережной. Тут уже нет уюта и одомашненности, как, например, в ресторанчиках гавани Идры, или игрушечности (прямо Александр Грин) таверн центра Миконоса. Нет, на Наксосе рестораны гавани - это авеню, безо всяких уютных закутков, прямая и даже с проезжей частью и с (о ужас для эллинов!) тремя фаст-фудами. Европа, короче. Почти Америка. Однако, кухня ничуть не хуже, чем на любом другом греческом острове, а цены - намного демократичнее, чем даже на соседнем Миконосе. Однако, не есть же мы сюда приехали? Так, вот про доисторические прото- и просто кикладские культуры мы уже рассказали немного - пора и дальше двигаться.
А двигаться надо в самое видное отовсюду место - на махонький полуостров Палатия (карта -план Фото 3 [ Альбом 1 ]), мимо пройти никому не удастся, потому что на этом полуострове есть очень выдающееся сооружение - “дверной переплёт” (Фото 4 [ Альбом 1 ]). Практически, визитная карточка и туристский лейбл (Фото 5 [ Альбом 1 ]). На самом деле, это сооружение - всё, что осталось от мраморного храма Аполлона (Фото 6 [ Альбом 1 ]). Видимо, очень выдающегося храма, почти дворца, поскольку само название полуостровка - Палатия - происходит, говорят, от античного “сто палати” - “при дворце”. (Фото 7 [ Альбом 1 ]) Сооружение храма относят ко времени правления тирана Лигдама (третья четверть 6 века до н.э.), а “разоружение” - к 5-6 веку нашей эры, когда византийское засилье заставило местных апологетов христианства перестроить величественный храм в небольшую базилику, да и ту впоследствии время не пощадило. А вот “дверной переплёт” античной постройки сохранился до сих пор. Он сделан из четырёх мраморных деталей квадратным сечением более метра на метр и длиной метров семь каждая. Исследователи утверждают, что все эти четыре мраморные балки сделаны из одного монолита. В любом случае - впечатляет.
Венецианская крепость и резиденция Делла-Рока Бароцци
С Палатии по узенькой дорожке по морю аки посуху можно далее перебраться в жилую часть Хоры, и буквально сразу же попасть в Бургу - средневековый квартал Наксоса, лежащий на склонах городского холма, верхнюю часть которого занимает уже Кастро - крепость, или как ещё говорят - Фортеция(Фото 8 [ Альбом 1 ]). Странная она, эта крепость. Сначала ждёшь, что как в книжках эта островная крепость будет представлять собой что-то, обнесённое высокой крепостной стеной. То есть, мы и ожидали увидеть такую крепостную стену, замкнутую, с башнями и воротами. Строго говоря, башни (Фото 9[ Альбом 1 ]) тут есть, даже есть стены. Вот только замкнутости нет, а есть типично греческая “головоломка” - лабиринт. Фортеция и представляет собой такой лабиринт домов и кривых улочек. Дома с толстыми (“крепостными”) стенами, примыкая друг к дружке, формируют совершенно никакой логике не поддающуюся сеть улочек-переулков-тупичков. Любой завоеватель, даже проникнув “за крепостные стены”, должен был, рассредоточивать свои силы, пытаясь овладеть этими домами. Помните “Три Поросёнка”? Дом поросёнка должен быть крепостью? На местном наречии это должно было прозвучать так: “спити наксосца должен быть кастрой”. Даже крыши зданий (Фото 10[ Альбом 1 ]) и те были “оборонными объектами” - они, как и стены и башни, имеют систему машикулей и с них открывается хороший такой стрелковый обзор. При грамотном распределении секторов обстрела и согласованности действий домовладельцев Бурга превращалась бы в этакий Грозный: улочки узёхонькие (Фото 11[ Альбом 1 ]), тяжелая осадная техника, не говоря уж о кавалерии, сюда попасть не может, а все господствующие высоты - это здания, попасть в которые можно только через небольшие двери в массивных стенах (Фото 12 [ Альбом 1 ]).
Крепость в том виде, в котором она дошла до нас, в основном сформировалась во времена венецианского правления. Собственно правителем было семейство венецианцев Занудо, однако самым интересным местом в Кастро, по сути примыкающим к венецианскому музею, является резиденция другой аристократической фамилии - герцогов Де ла Рош (Фото 13 [ Альбом 2 ]). Называется сиё сооружение и сейчас совсем как-то не по-гречески - Домус Делла-Рокка Бароцци. Эта резиденция семейства Делла-Рокка Бароцци расположена в северной части Фортеции Наксоса (Кастро Наксос), справа от главного входа (Фото 14 [ Альбом 2 ]). Фортеция, она же Кастро, она же крепость, говоря по-нашему, по-русски, была построена на холме в центре города Наксос, на высоте, господствующей над гаванью. Материалом крепостных стен послужил камень, основной план крепости сложился при строительстве в XIII веке, когда основными фортификационными работами на острове были озабочены франки, захватившие этот остров во время четвёртого крестового похода. Толщина этих франкских стен, дошедших до нашего времени, изменяется от 6 метров (у основания) до 1,65 метра в верхней части. При строительстве стены фортеции использовались также блоки и куски достаточно больших размеров из гранита и мрамора. Короче, в дело укрепления обороноспособности у крестоносцев здесь шли останки разрушенных и разобранных к XIII веку строительных сооружений более ранних периодов - античных построек и византийских зданий, находившихся на этом месте (Фото 15 [ Альбом 2 ] - Вот тут даже остатки мраморной византийской колонны к делу фортификационной защиты от басурман приспособили ).
Резиденция (Домус) семейства Делла-Рокка Бароцци занимает основное место в структуре фортеции и состоит из жилого помещения, обеденного зала, спальни, библиотеки и кухни, расположенных в нескольких уровнях. В настоящее время владельцами этих помещений являются прямые потомки первых владельцев - семейства Делла-Рокка Бароцци (Вид с балкона Домуса на нижележащую Хору. Вид на юг - Фото 16 [ Альбом 2 ]. Вид на север - видно даже мраморный портал античного святилища на Палатии - Фото 17 [ Альбом 2 ]).
Собственно, правильнее это семейство именовать на манер XIII века, “по-франкски”, Де ла Рош (вернее, De la Roche sur Ougnon). Джиакомо Джузеппе де Гримальди, составитель истории Наксоса и Афин, упоминает это семейство как одно из самых известных в истории герцогства Афин. Основатель этого изначально французского семейства происходил из Бургундии, а на Наксос этих самых Делла-Рокка Бароцци или Де ла Рошей занесло (как и местных тогдашних правителей из Венеции - Занудо и папаши ихнего Марко) ветрами четвёртого крестового похода (1203-1207). В конце похода, после завоевания Константинополя, первые Делла-Рокка Бароцци или Де ла Рош высадились на Наксосе, произошло это в 1207 году. Главой семейства был тогда Отон Де ла Рош (Othone De la Roche), участник также и шестого крестового похода и основатель герцогства Афин и Фив, которое принадлежало этому семейству вплоть до 1308 года. Отон Де ла Рош, первый герцог Афин, носил титул “Sirе” (Кстати, он “засветился” и в истории с Туринской Плащаницей - см. http://www.ldi5.net/sindo/sindhist.php#rn4, Согласно записям участника Четвертого крестового похода, Жоффруа де Виллардуэна, плащаницу эту похитил бургундский рыцарь Оттон де ля Рош, пожертвовавший ее впоследствии собору города Безансон во Франции.). Ему наследовал Гвидо I или Гай, правивший с 1225 по 1263 год, а после смерти этого Гая титул наследовал Джованни I или Джон I (с 1263 по 1280 год). После Джованни I в 1280 году титул переходит к его потомку Гульельмо I или Уильяму I, который носит его вплоть до своей смерти в 1287 году. После Уильяма I (последним) герцогом Афин становится Гвидо II, более известный под именем Гийо. Он правит островом с 1287 года до своей смерти - 5 октября 1308 года. В дальнейшем имя “Де ла Рош” уже не употребляется и трансформируется в “современное” Дела-Рокка Бароцци, видимо, вследствие усиливающегося венецианского влияния, под которое остров всё больше и больше попадает после завоевания Марко Занудо (1207 год). Да, это всё - дела давно минувших дней, но вот что интересно: Афины Афинами, а Де ла Роши и до сих пор благополучно живут в этой самой резиденции. Она же музей (Фото 18 [ Альбом 2 ]). Она же - жилое помещение прямого потомка Дела Рока Бароцци. Его мы видели лично - какой-то довольно моложавого вида сухощавый молодой человек, чем-то напоминающий клерка средней руки на отдыхе. Собственно, он, по-видимому, в дневные часы был живым приложением к экспозиции и одновременно (но всё-таки, после окончания работы музея) жильцом тутошним. Интересный факт - его жена - русская, родом из славного города Архангельска. Как она с ним смогла познакомиться в “тяжёлые времена засилья тоталитаризма и разгула КГБизма” - нам так и не удалось выяснить, да и интересно ли это? Просто сам этот дом, который его обитатели смогли “отстоять” несмотря на многовековые передряги и головокружительные кульбиты истории, обладает какой-то странной притягательностью. Строго говоря, это - не дворец, не замок и даже не вилла, а скорее всего - как мог бы выглядеть венецианский дом купца средней руки, если бы каналы обмелели и высохли, сам бы дом занесло бы горячим песком лет на двести, Венецию бы перенесли куда поцентральнее, а потом бы этот забытый дом откопали и пропылесосили. Там какое-то всё высохшее, со следами потуг на роскошь, белесое от времени, скрипит и интересно. Как у прабабушки в деревне летом на чердаке. Если будете в Кастро Наксоса - не пожалейте денег на билет. Попасть туда можно без проблем - посетителей практически нет, так что молодой Бароцци не страдает от назойливости туристов (и от экскурсионных доходов, наверное). И ещё - мы попали в экскурсию по дому (“экскурсия” - это аж пять человек, включая нас, экскурсовода и еще одну пару франкоговорящих канадо-греков, завернувших на историческую родину), которую делала гид из Южной Африки. Нет, это - типично по-гречески: экскурсию в Греции ведёт для русской парочки по французскому “замку” с венецианской историей, отягощённой турецким влиянием, потомок какого-нибудь буссенаровского Капитана-Сорви-Голова. И у неё, как и у нас (да, наверное, как и у этих самых Дела Рока Барроццей), эта самая “сорви-Голова” сорвана Грецией со своей нарезки отныне и уж до старости. Помните такую Ширли Валентайн? В Греции все мы немножко Ширли. Не Мырли там какие-нибудь, а именно Валентайн. Так и тянет забросить всю московскую суету, рвануть к тёплому морю и тихой размеренной и простой жизни…. Эх, а кто же будет тогда сугробы разгребать?
Бурга и оступление к пиву
Однако, пора и честь знать - хозяевам пора кушаньки-баиньки, а нам - в Бургу. Сам этот район частично сформирован домами “посадских”, частично - крепостной стеной. (Фото 19 [ Альбом 3 ]) Занудовские строители ребята были практичные - они особо себя не утруждали дальними поездками в каменоломни (которые, кстати, есть на Наксосе), а пускали в дело всё, что подворачивалось под руку - будь то каменные остатки разрушенных домов, гранитные обломки или мрамор раздолбанных в христианском запале античных храмов. Такую вот фортификационно-архитетктурную “эклектику” (Фото 20 [ Альбом 3 ])здесь можно встретить на каждом шагу.
Ну, а среди жителей города - не один Бароцци с тех раннесредневековых лет “дотянул” до нашего времени (Фото 21 [ Альбом 3 ])- есть и другие, более известные для нас имена. Может, не такие “крестоносные”, зато уж известные - нет сил. Вот на одной из улочек в верхней части Бурги мы обнаружили апартаменты простого такого наксосца - Маркополо (Фото 22 [ Альбом 3 ], Фото 23 [ Альбом 3 ]). Именно так - в одно слово. Помнтися, тот, “исторический” Марко Поло, был венецианец? Ну да, так и Наксос находился под властью венецианцев. А если вспомнить первое немецкое типографское издание книги Марко Поло, то там он также назван не “Марко Поло”, а “Марко поло”, почти “Маркополо”. J
Совсем на выходе из Бурги, перед ресторанной шеренгой гавани Хоры, вам ну никак не миновать кулинарной достопримечательности Наксоса - магазина (магазинов) (Фото 24 [ Альбом 3 ]), торгующих ликёрами (их тут называют “китро”, почти “ситро”) из плодов и листьев (из плодов - послабее, из ботвы - покрепче) всяких цитрусовых - “Промпонасы” разные. Да, кстати, вроде бы вся “винокуренная” промышленность (не путать с винодельческой, где нет перегонных кубов и змеевиков) Греции - наследие турецкого засилья. Собственно греки исстари пробавлялись виноградными винами. И только. А вот всякий крепкий аль-коголь сюда притащили турки. В основном, продукты перегонки (вот на таких “муншайнерах”, самогоноагрегатах - Фото 25 [ Альбом 3 ]) виноматериалов - это виноградные араки: послабее - узо, и покрепче - цикудья, ципуро и ракы. А на рубежах 18-19 веков греки “творчески” переработали идеи мусульманского тоталитарного водочного влияния и стали гнать крепкое уже не только из винограда (Фото 26 [ Альбом 3 ]). Вот и появляются то тут, то там на островах Греции всякие центры ликёропроизводства. Промпонасы на Наксосе, Кумкуаты на Керкире (Кумкуат - это недоапельсино-перемандарин такой, народ путается в показаниях: то-ли китайский, то-ли японский….) и так далее…. Вплоть до Метаксы (кстати, надо произносить “МетаксА”, с ударением на второе “а”), которая вообще-то хоть и не совсем ликёр, но уж ну никак не коньяк. Да, вот с крепким на жаре - осторожнее. Лучше всего - холодное пиво. Мы не помним - мы уже пели дифирамбы и слагали осанну греческому “Амстелу”? Нет? Тогда запомните - нет ничего правильнее и вкуснее, чем в жаркий греческий полдень, уходившись до потери пульса и тапочек по всяким Палатеям-Бургам-Фортецциям, истекнув последними пятью литрами капель пота из ушей, обессилев от груза очередных впечатлений и давно позабыв про оставшийся где-то там поза-поза-вчера утренний легкий завтрак, сесть (неа, рухнуть!) где-нибудь в тенёчке какой-нибудь улочки или наоборот - под навесом на берегу, но обязательно - в таверне, и заказать себе тарелку Цацики и бутылку “Амстел-бир”. И то и другое будет обязательно хо-лод-ным! А иногда - и кружка для пива - будет подана со льда!. В любой самой захудалой деревне. Проверено - именно Амстел будет всегда подан вам в запотевшей и холодной бутылке. В путеводителях пишут, что Греция более всего известна своими сухими винами, но это ерунда! Они делают Амстел по лицензии лучше, чем этот же Амстел делают на его “исторической” родине и на наш вкус - именно это самое замечательное “питьё” в Греции днём. А уж если с Цациками - то это уже даже не знаем как описать! Это надо попробовать самому. Между прочим, местное чистогреческое пиво, “Мифос” какой-нибудь - такая же ерунда, как наш какой-нибудь “Золотой Колос” или “Красный Восток”. “Мифос”.Но не “Амстел”! Казалось бы - одни и практически те же греки, из одного и того же практически греческого ячменя - а разницу никакими словами не передать. Однако, cколько волка соловьями не корми - он всё басням, как говорится, не верит. Это мы к тому, что если будет возможность - не забудьте: жарким летним днём закажите в Греции цацики с Амстелом - не пожалеете.
Куросы
Итак, мы уже уяснили, что несмотря на наличие холодного пива, на Наксосе тем не менее необходимо попробовать местного ликёра “Промпонас”. Еда едой, но не есть же мы в Грецию приехали (или собираемся приехать). А раз так, то дальше наш хоровод надобно несколько расширить и постепенно, нарезая круг за кругом, отправиться из Наксоса малого по Наксосу большому. Наксос, как мы уже сообщили, издревле известен как центр добычи строительного камня (доломит, гранит, мрамор) и, что намного важнее - исключительного наждака, без которого камнеобработка и в древности, да и порой сейчас, занятие весьма проблематичное. Так что Наксос в этом отношении - средство от проблем в камнеобработке. Помните? Здесь по сей день добывают “ежегодно 2,2 млн. кг.” этого самого элитного наждака. Вот, на килограммы официально меряют, не на караты, но и не на тонны. Посмотрим, что же дошло до наших дней, что свидетельствовало бы о камнеобработке здесь, на месте.
А дошло кое-что. И весьма существенное “кое-что”, как говаривал классик марксизма-ленинизма. Нам удалось самим увидеть такое “кое-что” (Фото 27 [ Альбом 4 ]) - гигантский недовырубленный из известнякового массива (Фото 28 [ Альбом 4 ]) старинной каменоломни курос (статуя длиной более десяти метров). Находится этот слёгший гигант (Фото 29 [ Альбом 4 ]) рядом с деревней Аполлония (Фото 30 [ Альбом 4 ]), на северной оконечности острова. Туда обязательно есть экскурсии в любом турбюро на Наксосе, а если есть водительская лицензия и желание самим поездить по греческим серпантинам - то дорога от Хоры до Аполлонии - это тридцать километров по не очень обжитой дороге на северо-восток или шестьдесят по основным островным трассам - через сердце острова Филоти, далее - на Аперантос-Коронос-Корониду. Правда, этот маршрут может занять несколько дней, потому что не остановиться как минимум в этих четырёх местечках, мы уж не говорим о многочисленных очаровательных горных деревушках - Пиргосах - ну никак не получится. Так или иначе, но вы сможете добраться до окрестностей Аполлонии, где прямо под открытым небом на территории античной каменоломни разлёгся (Фото 31 [ Альбом 4 ]), как говорят, (нет, не Аполлон) Дионис. Дообработать его, видимо, наждачка не хватило (Фото 32 [ Альбом 4 ]) - весь на экспорт пошёл. Или там и тогда местный дефолт грянул….
Другие такого же масштаба куросы, аж два (Фото 33 [ Альбом 4 ], Фото 34 [ Альбом 4 ]), прилегли дообработаться (да так до сих пор и остались там) поближе к Хоре - в семи километрах от островной “столицы” - на полдороге между Наксосом и Цикаларио (направление к Халки-Филоти). Здесь, в районе Меланес, расположены остатки (мы бы сказали - “следы”) античных, а вернее - архаичных, мраморных и доломитовых каменоломен (Фото 35 [ Альбом 4 ]). Учёные сошлись в том, что именно эти два куроса относятся к шестому веку до нашей эры. И один из них - скорее всего, Аполлон. Тут главное запомнить: Дионис в Аполлонии, а Аполлон, наоборот - в Меланесе. В принципе, наксосцы в античности были как раз хорошо известны своими многочисленными и неслабыми по длине архаическими статуями и мастерством ваять каменные изделия крупных форм (Вот самое маленькое - стул каменный раннесредневековый - Фото 36 [ Альбом 4 ]. Сделан местными мастерами, ещё не утерявшими ремесла и имевших, видимо, наждака в достатке). Изделиями этими они “снабжали” все окрестные острова. В частности, известна статуя, выполненная тут, на Наксосе, для храма Аполлона на Делосе. Сейчас она хранится даже не на Делосе, а в Афинах, в Национальном Археологическом музее. Изготовил эту статую (вот ведь когда стали заботиться об авторских правах) в середине 7-го века до н.э. Наксосец Никандр. Вообще это принято было среди наксосцев - не оставлять свои статуи без подтверждения авторства. Для того же соседнего Делоса понаделали они, жители Наксоса, статуй всяких, так вот на одной из них, а она хранится сейчас в музее острова Делос, так прямо написано (ну, выдолблено, конечно) - сделал эту статую Евкратид из Наксоса. Личное клеймо качества.
В плане античного каменностроительного “гигантизма” наксосцы несомненно обошли других известных “гигантоманов” Греции - эвбейцев, у которых до сих пор в тамошней каменоломне Пиргари Нимфорио (а всего в этом районе сейчас обнаружено два десятка античных каменоломен) сохранились брошенные колонны, вырубленные целиком из одного каменного “куска”. Эти колонны всё равно и по размеру и по весу меньше наксосских трёх куросов: объём самого крупного “осколка” колонн при диаметре 2,20м и длине 4,50м составляет 17кубометров , а вес, соответственно - 65 тонн. Гораздо меньше, чем у куроса в Аполлонии.
Размер этих заметок, конечно же, не позволяет рассказать и о сотой части того, что может Вам встретиться на Наксосе. Но с другой стороны, чтобы только находясь в Хоре, не выезжая за пределы “столицы”, облазить Гроту, античную Агору Аполомату, святилище Артемиды, святилище Деметры - не хватит и двух недель. А уж чтобы более подробно ознакомиться с островом, наверное, надо по-серьёзному год. Не меньше. Если же у Вас будет, как и у большинства туристов, всего неделя - не забудьте о тех местах здесь, о которых мы сохранили самые яркие впечатления.
Всего хорошего.
Всегда ваши (Фото 37 [ Альбом 4 ])
Приложения
Извлечение из книги Жоффруа Виллардуэна "Завоевание Констнтинополя", а также списки династий герцогов Афинских и герцогов Наксоса по различным материалам
(Жоффруа Виллардуэн, ЗАВОЕВАНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ. [ИМПЕРАТОР АНРИ ПРЕДПРИНИМАЕТ НАСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ БОЛГАР (сентябрь -октябрь 1206 г.)]
В это время в лагерь прибыл гонцом барон маркиза Монферратского по имени Отон де ла Рош. И он повел речь о браке между дочерью Бонифация Монферратского и императором Анри, о чем уже говорено было раньше; и он принес весть о том, что дама прибыла из Ломбардии, и что ее отец послал за ней, и что она сейчас в Салониках. И было уговорено о браке с той и другой стороны. Тогда гонец Отон де ла Рош вернулся в Салоники.
Герцогство Афинское
Герцогство Афинское было основано мелким бургундским рыцарем Отто де ла Рошем, участником IV крестового похода. Афины были вначале вассалом королевства Фессалоники, с 1224 - герцогов Ахайи. На протяжении XIII века герцоги Афинские были значительными сеньорами Латинской Греции, расширив владения на север и захватив часть Македонии. С 1311 года Афины попадают под влияние сицилийской ветви Арагонской династии, в качестве официального языка французский заменяется каталонским. С 1388 года - владение флорентийской фамилии Ачаюоли. В 1456 фактически захвачено османами, ликвидировано в 1458.
Отто I ( -1205-1225) де ла Рош
Гюи I (1215-1225-1263)
Жан I ( -1263-1280)
Гийом I ( -1280-1287) с 1280 герцоги официально
Гюи II ( -1287-1308)
Гоше I ( -1308-1311) де Бриенн
Жанна I ( -1311-1311-1354) Шатийон
Роже I ( -1311-1312- ) Деслэр
Манфредо I (1306-1312-9.XI.1317) Сицилийский
Гульельмо II (1312-1317-22.VIII.1338)
Джованни II (1317-1338-3.IV.1348)
Федерико I (1340-1348-11.VII.1353)
Федерико II (1.IX.1341-1355-27.I.1377)
Мария I (1362-1377-1388-25.V.1401)
Педро I (5.IX.1319-1381-6.I.1386)/ Арагонский
Нери I ( -1388-25.IX.1394) Ачаюоли
Франческа I ( -1394-1395-1430?)
1395-1402 - к Венеции
Антонио I ( -1402-.I.1435)
Нери II (1409-1435-1439;1441-1451)
Антонио II ( -1439-1441)
Франческо I ( -1451-1455)
Франческо II (1440-1455-1455-14??)
Франческо III (1430-1455-1458-1460) - к Османской империи
Герцогство Афинское (1205 - 1460). Мегаскиры (Великие сеньоры) Афин
По материалам http://www.genealogia.ru/ru/lib/catalog/rulers/2.htm
1. Оттон де ла Рош (1205 - 25, в Аргосе с 1212, ум. 1234).
2. Ги I, плем. (1225 - 63, в Фивах с 1208, герцог с 1260).
3. Жан I, сын (1263 - 80).
4. Гийом I, брат (1280 - 87).
5. Ги II, сын (1287 - 1308).
6. Готье (Вальтер) I де Бриенн (1308 - 11, граф Лечче с 1296)
7. Готье II, сын (1311, в Аргосе 1311 - 56).
1311 - 1312 власть каталонских наемников.
1312 - 1319 к Сицилии.
1319 - 1356 к Фессалии.
8. Готье III, сын 7 (1356 - 67).
9. Готье IV, сын (1367 - 81).
10. Людовик, дядя (1381 - 94).
11. Раньери (Неро) I Аччаюоли (1394 - 95, факт. с 1385).
1395 - 1402 к Венеции.
12. Антонио I, сын (1402 - 35, в Фивах с 1395).
13. Раньери II, сын (1435 - 39)(1441 - 51).
14. Антонио II, сын (1439 - 41).
15. Франко I, брат (1451 - 55).
Клара ди Джорджо, мать (рег. 1451 - 55).
16. Франко II, сын (1455 - 58, в Фивах до 1460)
1458 османское завоевание Афин.
Герцогство Наксос (1207 - 1566)
По материалам http://www.genealogia.ru/ru/lib/catalog/rulers/2.htm
1. Марко I Санудо (1207 - 27).
2. Анджело, сын (1227 - 62).
3. Марко II, сын (1263 - 1303).
4. Гульельмо I, сын (1303 - 23).
5. Никколо I, сын (1323 - 41).
6. Джованни I, брат (1341 - 62).
7. Флоренция I, дочь (1362 - 71). + Никколо Спекьябанда (1362 - 74).
8. Никколо II дельи Гарчери , сын (1371 - 83)
9. Флоренция II, дочь (форм. 1383 - 97, ум. 1437).
10. Франческо I Гриспо, муж (1383 - 97).
11. Якопо I, сын (1397 - 1418).
12. Джованни II, брат (1418 - 37).
13. Якопо II, сын (1437 - 47).
14. Джованни Якопо, сын (1447 - 53).
15. Гульельмо II, сын 10 (1453 - 63).
16. Франческо II, брат (1463).
17. Якопо III, сын (1463 - 80).
18. Джованни III, брат (1480 - 94).
1494 - 1500 к Венеции.
19. Франческо III, сын (1500 - 18).
20. Джованни IV, сын (1518 - 64).
21. Якопо IV, сын (1564 - 66, ум. 1576).
22. Иосиф Наси (Жоан Мигеш)(1566 - 79).
1579 османское завоевание.
Содержание Альбома 1
Фото 1 - Хора Наксоса так, как её видят с пирса местного порта.
Фото 3 - План полуострова Палатия с нанесённой на него схемой расположения античного храма Аполлона. Внизу справа - масштабная линейка. Одно большое деление - 10метров, одно маленькое - 5 метров, Стрелка указывает на север (схема из [6])
Фото 4 - Мраморный Портал - это всё, что дошло до нашего времени от величественного сооружения времён правления Лигдама - храма Аполлона.
Фото 5 - Визитная карточка острова Наксос - мраморный античный портал среди развалин античного храма Аполлона.
Фото 6 - Реконструкция размещения храма Аполлона на полуострове Палатия (схема из [6])
Фото 7 - Палатия - вид с высоты птичьего полёта (правда, редкая птица в такую жару долетит до середины полуострова): сравнение размеров самого скального пятачка и гиганского портала вызывает уважение дерзости замысла античных мастеров. И досаду за христианских попов, раскатавших по мелочам весь храмовый комплекс. Кстати, вопрос для любознательных - на сколько метров просматривается прозрачная морская вода в этой части бухты Наксоса? (правильный ответ - на все, какие только ни на есть). (Воспроизведение почтовой открытки)
Фото 8 - Хора и сегодня издалека ничем не напоминает город XX века, ну, вот разве современность выдаёт отсвечивающая справа развалина античного храма - результат активной деятельности христианской церкви (Портал храма Аполлона). (фото из [6])
Фото 9 - Крепостные стены Наксоса. Район северных ворот (на севере проглядывает море), башня Глецос.
Фото 10 - На крыше местного археологического музея, в старину служившего кому-то очередным “Домусом”. Видны ограждения типично фортификационного назначения. Римская мозаика на полу - уже музейный экспонат, баронам не принадлежал и помещён тут, также как и керамика и мраморы у стены - в наше время.
Фото 11 - Узенькие улочки, низкие, нависающие над прохожими арки, постоянные повороты и тупички улиц верхнего города в прежние времена, видимо, служили хорошим подспорьем горожанам в деле повышения обороноспособности.
Фото 12 - Попытка взять приступом крепостную стену закончилась ничем. Несмотря на то, что при строительстве стены использовалось всё, попадавшееся под руку, стена и поныне производит серьёзное впечатление.
Содержание Альбома 2
Фото 13 - Герб рода Де ла Рош - Дела-Рока Бароцци (материалы музея)
Фото 14 - Ну, и почему же больше никто сегодня не хочет пойти на экскурсию в Венецианский музей за какие-то двадцать вечнозелёных?
Фото 15 - При сооружении крепостной стены в ход шли даже осколки порушенной античной цивилизации - мраморные колонны.
Фото 16 - На балконе резиденции Дела-Рокка Бароцци: пока хозяин не видит, можно и несанкционированное фото сделать.
Фото 17 - На балконе резиденции Дела-Рокка Бароцци: пока хозяин продолжает не видеть, можно сделать ещё одно несанкционированное фото. На севере хорошо просматривается мраморный портал храма Аполлона на полуостровке Палатия.
Фото 18 - Фрагмент экспозиция Венецианского музея Наксоса в помещении Домуса Дела-Рокка Бароцци.
Содержание Альбома 3
Фото 19 - Image-35.jpg - На пути из Бурги в Фортецию.
Фото 20 - Очередной типичный элемент строительных наксосских средневековых технологий: активное использование античного архитектурного “наследства” в чисто утилитарных целях. Не всегда, правда, “правильное”… А могли бы ведь и перевернуть капитель на 180 градусов при “встроительстве”, ведь могли бы?
Фото 21 - Ещё один баронский дом в Бурге. Аристократов средневековья совсем не тяготило очень близкое влияние улицы. Тем более, что сама улица хорошо пристреляна из окна привратницкой.
Фото 22 - На стене дома в Бурге рядом с входной дверью висит табличка …..
Фото 23 - “Марко Поло - стучать два раза. Перерыв на путешествие в Каракорум - каждую среду и пятницу с 12 до трёх”.
Фото 24 - Ликёрный бутик - Вы всё ещё не купили “Промпонас”? Тогда мы зовём вас!
Фото 25 - Тяжкое наследие османского ига и глубокий культурный шрам турецкого происхождения - самогонный, читай - “Винокуренный” - агрегат. Как и всякое истинное греческое изделие XIX века имеет клеймо “Сделано в Германии”.
Фото 26 - В Греции всё есть. Даже производство крепких спиртосодержащих напитков.
Содержание Альбома 4
Фото 27 - Image-08.jpg - Незаконченный курос Диониса в античной каменоломне у деревни Аполлонас. Исходя из того, что этот курос “носит” бороду, расположен на острове, посвящённом в античности Дионису и Дионис также всегда “в бороде”, принято считать, что это - статуя Диониса. (фото из [6])
Фото 28 - Незаконченный курос Диониса в античной каменоломне у деревни Аполлонас. Для сравнения итальянские туристы высекли тут же своего мальчика в натуре. Мальчик во время экзекуции громко разговаривал с Сицилийским акцентом.
Фото 29 - Незаконченный курос Диониса в античной каменоломне у деревни Аполлонас. Состояние мрамора статуи оставляет желать лучшего. Все туристы делают вид, что они тут ни при чём, хотя полминуты назад только что не ногами прошлись по этому бедному “Дионису”.
Фото 30 - Незаконченный Курос Диониса лежит в недовырубленном состоянии у приморской деревни Аполлонас. Рядом с такой симпатичной бухтой любой бы недовырубился в лежачее состояние, причём также, как и курос Диониса - очень надолго.
Фото 31 - Незаконченный курос Диониса в античной каменоломне у деревни Аполлонас. Пока отечественный турист, уперев руки в боки, размышляет о особенностях античной технологии камнеобработки, турист итальянский ближе знакомится с памятником культуры самым непосредственным образом.
Фото 32 - Незаконченный курос Диониса в античной каменоломне у деревни Аполлонас. Русский турист смело подставляет плечо в надежде подмогнуть чутка в меру сил (и средств, уже затраченных на экскурсию) дряхлеющему античному божеству
Фото 33 - Куросы в Меланесе буквально валяются чуть ли не на каждом шагу. (фото из [6])
Фото 34 - Курос в Меланесе, в отличие от куроса из Аполлонии, не носит бороды. Зато налицо длинные волосы. Из всего ареопага античных богов так хипповать получалось только у Аполлона. Интересно - в Аполлонии - курос скорее всего Диониса, а курос "скорее всего Аполлона" - вовсе даже в другом месте. (Воспроизведение почтовой открытки)
Фото 35 - Остатки античной каменоломни у Меланеса
Фото 36 - КамнерезнОе кресло: несмотря на солидный возраст и каменную жёсткость сидения, качество обработки поверхности мрамора заслужило похвалу известных, но к концу того дня уже уставших, апологетов Пантикапей вообще и Мирмекиев в частности
Фото 37 - Это мы в последний день на Наксосе (Холл отеля “Наксос Бич”). Отплываем на Санторин.
Использованные источники
1. http://www.cyclades-orbit.com/naxos/.
2. http://www.fast.net.au/tancarville/libro%20d’Oro/naxos.html.
3. http://www.virtualtourist.com/vt/6833c/4/2ac1/.
4. http://www.genealogia.ru/ru/lib/catalog/rulers/2.htm.
5. Жоффруа Виллардуэн, ЗАВОЕВАНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ (любое русское издание) Раздел «ИМПЕРАТОР АНРИ ПРЕДПРИНИМАЕТ НАСТУПЛЕНИЕ ПРОТИВ БОЛГАР» (сентябрь —октябрь 1206 г.), параграф 450
6. Photini Zaphiropoulou, “NAXOS – Denkmaeler und Museum”.- Krene Verlag, 1988/ -80s.
С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!