Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека
Владимир Владимирович Косточкин Государев мастер Федор Конь
OCR и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по
В. В. Косточкин. Государев мастер Федор Конь. М., издательство "Наука", 1964.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в книге)
Предисловие. стр. 5
Строительная деятельность конца XVI века. стр. 9
Федор Конь и его сооружения
Сведения источников о зодчем. стр. 34
Белый город Москвы. стр. 44
Крепость Смоленска. стр. 71
Характер работы мастера и некоторые особенности его сооружений. стр. 119
О предполагаемых постройках Федора Коня. стр. 138
Заключение. стр. 170
Принятые сокращения. стр. 174
Ответственный редактор А.А. Тиц
М., Наука, 1964 г.
Тираж 1700 экз.
Год рождения Федора Савельевича Коня, как и время его смерти — неизвестны. Почти неизвестна и биография зодчего; краткие и отрывочные записи в источниках конца XVI — начала XVII в. дают лишь некоторое представление о нем и его творчестве. К таким источникам относятся: приходные и расходные книги Болдина-Троицкого монастыря под Дорогобужем за 1568—1607 гг.1, наказы и грамоты царя Федора
1 Известно 13 таких книг. Книга расходная 1568—1570 гг. (РИБ, т. XXXVII, Л., 1924, стб. 1-13); Книга расходная 1585—1586 гг. (РИБ, т. II, СПб., 1875, стб. 290-313, хранится в Архиве ЛОИИ, Коллекция С. В. Соловьева, № 139): Книга приходная 1585-1589 гг. (РИБ, т. XXXVII, стб. 13-91, хранится в ОР ГПБ, О, IV, 70, т. II, лл. 140-219); Книга расходная 1591 г. (РИБ, т. XXXVII, стб. 91-114 хранится в ОР ГПБ, С, IV, 70, т. III, л. 160-186); Книга расходная 1592 г. (не опубликована, хранится в Архиве ЛОИИ, Коллекция С. В. Соловьева, № 141); Книга приходная 1593—1596 гг. (РИБ, т. XXXVII, стб. 188-216, хранится в ОР ГПБ, Q, IV, 70, т. 1, лл. 365-394); Книга приходная 1597—1598 гг. (не опубликована, хранится в Архиве ЛОИИ, Коллекция С. В. Соловьева, № 145); Книга расходная 1598—1600 гг. (РИБ, т. XXXVII, стб. 118-187, хранится в ОР ГПБ, О, IV, 70, т. II, лл. 220-296); Книга приходная 1598—1600 гг. (РИБ, т. XXXVII, стб. 216-239, хранится в ОР ГПБ, О, IV, 70, т. II, лл. 46-69); Книга приходная 1600—1601 гг. (не опубликована, хранится в Архиве ЛОИИ, Коллекция рукописных книг, № 836); Книга приходная 1603—1604 гг. (АЮ, т. II, СПб., 1864, стб. 263-284, хранится в Архиве ЛОИИ, Коллекция С. В. Соловьева, № 155); Книга расходная, не датирована, но не ранее 1603 г. (не опубликована, хранится в Архиве ЛОИИ, Коллекция рукописных книг, № 837); Книга приходная 1605—1607 гг. (РИБ, т. XXXVII, стб. 239-264, хранится в ОР ГПБ, О, IV, 70, т. II, лл. 99-128).
- 34 -
Ивановича 1591 и 1595 гг.2 и различные хронографы и летописцы XVII в.3, повторяющие друг друга.
На основе перечисленных источников устанавливается, что Федор Савельевич Конь был русским человеком; составитель Хронографа 1617 г. особо отметил, что это был мастер из «русских людей»4. О том, что Федор Конь был «мастер... русских людей», говорится и в некоторых более поздних летописных сборниках XVII в.»5.
Цитированные указания весьма красноречивы. Сделанные в то время, когда в Россию в поисках работы и наживы, иногда по приглашению правительства, время от времени продолжали прибывать иностранные специалисты6, среди которых были, между прочим, и авантюристы7, они прекрасно свидетельствуют, что и в XVII в. очень гордились русским мастером, завоевавшим себе славу и занявшим в русском строительном искусстве видное место.
Учитывая, что в XVI—XVII вв. во главе крупных строек ставились обыкновенно князья и бояре, а имена их подлинных создателей даже не упоминались, свидетельства Хронографа 1617 г. и летописных сборников XVII в. говорят также о том, что Федор Конь был простым человеком, вышедшим, вероятно, из народа.
Упомянутые источники называют Федора Савельевича Коня и Конем Федоровым и Кононом Федоровым8, а в хронографе второй поло-
2 АИ, т. I, СПб., 1841, стр. 437-440; ААЭ, т. I, СПб., 1836, стр. 450-452.
3 Изборник славянских и русских сочинений и статей, внесенных в хронографы русской редакции, М., 1869, стр. 187; РИБ, т. XIII, изд. 2, СПб., 1909, стб. 1280; М. Н. Тихомиров, Краткие заметки о летописных произведениях в рукописных собраниях Москвы, М, 1962, стр. 154-157; ПСРЛ, т. XXVII, М.-Л., 1962, стр. 142-155; ОР ГПБ, Q, IV, 217 и Q, XVII, 186.
4 РИБ, т. XIII, стб. 1280. См. также Изборник..., стр. 187.
5 ОР ГПБ, Q, XVII, 186, л. 190; F, IV, 217, л. 278, об.; ПСРЛ, т. XXVII, стр. 147. В хронографе с летописными записями, написанном скорописью второй половины XVII в. сказано, что Федор Конь «турской человек» (М. Н. Тихомиров, Краткие заметки..., стр. 155). Это, очевидно, описка составителя хронографа.
6 К ним относятся: «мастер ... немчин агайских немец», заложивший в 1582 г. земляной «город» в Ростове; Джон Таллер, пожалованный в 1624 г. за работу в Москве по ремонту сводов Успенского собора и постройку Зеленой палаты; Христофор Дальгамер, строивший в 1630—1634 гг. земляные укрепления Вязьмы; Ян Роденбург, приехавший в Россию в 1631 г.; Юст Матсон, по замыслу которого в 1632 г. в Новгороде на Софийской стороне делался «ров и у рва всякие крепости»; Александр Краферт, по «вымыслу» которого в 1641 г. в Туле был сделан земляной вал; Корнилий Клаусен, укреплявший в первой половине XVII в. город Терки и др.
7 К их числу относится Ян де Грон, подвизавшийся в первой половине XVII в. при дворе московского царя под именем Антона Грановского. (Н. А. Бакланова, Ян де Трон, прожектер в Московском государстве XVII в. — «Ученые записки РАНИОН», т. IV, 1929, стр. 103-122).
8 РИБ, т. XIII, стб. 1280; Изборник..., стр. 187; ОР ГПБ, Q., XVII, 186, л. 190, F, IV, л. 278, об.; ПСРЛ, т. XXVII, стр. 147.
- 35 -
вины XVII в. он именуется еще и Кондратом Федоровым9. Это объясняется, по-видимому, тем, что они составлялись либо тогда, когда польско-литовские интервенты «разлияхася яко прах по российскому царствию, ...по градом и по честным обителям и всем весям»10, либо после «лихолетья» начала XVII в. В то время строительные кадры, как и в период хозяйственного разорения 70-80-х годов XVI в., были растеряны, строительные работы эпохи Федора Ивановича и Бориса Годунова заслонены новыми событиями, а имена работавших ранее зодчих и мастеров уже путались и искажались различного рода переписчиками. Те же, кто знал зодчего лично или как-то соприкасался с ним по работе, величали его либо Федором Конем, либо Федором Савельевичем Конем. Так, на исходе XVI в. и в самом начале следующего столетия его звали и дьяки, составлявшие царские наказы, и старцы Троицкого монастыря в Болдине, которые вели записи в монастырских хозяйственных книгах11.
Среди древнерусских собственных имен прозвище Конь, хотя и редкое, но не единственное. В источниках под 1482 г. назван московский иконописец Конь, под 1500 г. — крестьянин Колгожского погоста Васко Конь, под 1535 г. — крестьянин Богородицкого погоста Фешко Конь, в начале XVI в. — крестьянский сын Конь Сидоров, под 1621 г. — казак Кондрашко Конь, под 1631 г. — крестьянин Игнат Конь, а под 1700 г. — московский тяглец Иван Матвеев сын Конек12. Для Федора Савельевича такое прозвище могло быть связано либо с его личными качествами, либо с его происхождением.
В расходных книгах Троицкого монастыря в Болдине за 1591 г. упомянут «Мартин Иванов сын Коня»13. Это позволяет предполагать, что Иванов — настоящее имя Федора Савельевича Коня. Конем называли и сына зодчего; тот же источник свидетельствует, что Мартин Иванов сын Коня имел «прозвище Конь»14.
Исследователи предположительно считают Федора Коня выходцем из Троицкого монастыря в Болдине 15 (стр. 37). Основанием для этого служат записи в приходных книгах этого монастыря. В одной из них значится, что 18 июня 1594 г. «государев мастер Федор Конь дал вкладу тритцать пять рублев», в другой — что 1 апреля 1606 г. «с Москвы
9 М. Н. Тихомиров, Краткие заметки..., стр. 155.
10 РИБ, т. XIII, стр. 252-253.
11 См. АИ, т. I, стр. 437; ААЭ, т. I, стр. 450 и 451; РИБ, т. XXXVII, стб. 198 и 244.
12 Н. М. Тупиков, Словарь древнерусских собственных имен. — «Записки отделения русской и славянской археологии Русского археологического общества», т. VI, СПб., 1903, стр. 249.
13 РИБ, т. XXXVII, стб. 109.
14 Там же, стб. 97; Архив ЛОИИ, Коллекция С. В. Соловьева, № 141, л. 4 об.
15 Н. Н. Воронин, Очерки по истории русского зодчества XVI—XVII вв. М.-Л., 1934, стр. 22; Н. М. Коробков, Стена Белого города. — ИАС, М., 1948, стр. 43-44.
- 36 -
Общий вид Троицкого монастыря в Болдине под Дорогобужем
из Суконного ряду Федор Петров сын, а Федорова Коня пасынак, дал вкладу дватцать рублев» и, наконец, в третьей — что 16 апреля 1607 г. «с Москвы гость Федор Петров сын Конев дал вкладу десять рублев»16. Видимо, Федор Савельевич Конь и его пасынок были чем-то связаны с Троицким монастырем в Болдине и были обязаны ему; в противном случае они не стали бы делать в него такие крупные по тому времени вклады17.
Тесная связь Федора Коня с Троицким монастырем в Болдине подтверждается еще и тем, что его сын Мартин Иванов работал в этом монастыре и получал в нем жалование18. В монастырских расходных книгах сказано: 30 июня 1591 г. «Мартину Иванову прозвище Конь, дано...
16 РИБ, т. XXXVII, стб. 198, 244 и 260.
17 Чтобы представить их размер, укажем, что в 1599 г. тем же монастырем за 3 пуда меду было заплачено 42 алтына (РИБ, т. XXXVII, стб. 170).
18 Н. Н. Воронин, Очерки..., стр. 31-32.
- 37 -
за полгода двенатцать алтын три денги»19. Такая же сумма «за полгода» была выплачена «Мартину Иванову сыну Коню» 30 декабря того же года20. Известно также, что 30 июня 1592 г. «Мартыну прозвище Конь» было дано «на полгода четыре гривны»21.
Из аналогичной выплатной записи, но относящейся к 31 мая 1591 г., узнаем, что Мартин Иванов был в числе восьми работников монастыря, которые занимались подвозкой камня («на судех ходят по камен»), а из других — что он был монастырским «детенышем»22.
В литературе Федор Савельевич Конь всегда упоминается как строитель оборонительных сооружений. Это обусловливается, по-видимому, тем, что исследователи знают его как строителя Белого города Москвы и городских стен Смоленска23. Действительно, в царском наказе о заготовлении материалов для строения Смоленской крепости Федор Конь назван «городовым мастером»24, а две названные стройки, самые крупные в царствование Федора Ивановича и Бориса Годунова, связаны с его именем. Об этом свидетельствуют источники. В 1586 г. значится в Хронографе 1617 г. «государь царь и великий князь Федор Ивановичь, всеа Русии самодержец, повеле на Москве делати град каменной... а нарекоша имя ему Царев град, а мастер был... имянем Конь Федоров»25. В 1595 г. говорится в наказе об укреплении Смоленска «государь царь и великий князь Федор Ивановичь всеа Русии велел князю Василью Ондреевичю Звенигородцкому, да Семену Володимировичю Безобразову, да диаком Поснику Шипилову да Нечаю Перфирьеву, да городовому мастеру Федору Савельеву Коню, ехати в Смоленеск... делати... государеву отчину город Смоленеск каменой»26.
Наряду с Белым городом Москвы и стенами Смоленска имя Федора Коня связано также и с кремлем Астрахани. Из царского наказа 1591 г. астраханским воеводам мы узнаем, что в ходе работ по возведению Астраханского кремля боярин и воевода князь Федор Михайлович Троекуров прислал из Астрахани в Москву к царю Федору «на образец» известь, которая была «обивана с кирпичю» при разборке построек быв-
19 РИБ, т. XXXVII, стб. 97.
20 Там же, стб. 109.
21 Архив ЛОИИ, Коллекция С. В. Соловьева, № 141, л. 4 об.
22 РИБ, т. XXXVII, стб. 65, 79, 95 и 103.
23 См., например, Н. Н. Воронин, Древнерусские города. М.-Л., 1945, стр. 33 и 94; А. В. Бунин, Л. А. Ильин, Н. X. Поляков и В. А. Шквариков, Градостроительство, М., 1945, стр. 122 и 125; П. И. Гольденберг, Старая Москва, М., 1947, стр. 17.
24 ААЭ, т. I, стр. 450-452; Древнюю копию с этого документа см. СС, вып. I, ч. II, Смл., 1911, стр. 23-25.
25 РИБ, т. XIII, стр. 1280. См. также Изборник..., стр. 187; ПСРЛ, т. XXVII, стр. 147; М. Н. Тихомиров, Краткие заметки..., стр. 155; ОР ГПБ, Q, XVII, 186, л. 190, F, IV, 217, л. 278 об.
26 ААЭ, т. I, стр. 450.
- 38 -
Фрагмент царского наказа 1591 г. астраханским воеводам, именующего Федора Коня «церковным и палатным мастером»
(Архив ЛОИИ, ф. 178, № 1, склейка 12)
шей столицы Золотой Орды — города Сарая27, а царь, желая получить данные о возможности использования этой извести при выкладке астраханских укреплений, «тое известь велел смотрити... Федору Коню с товарищи»28. Известно при этом, что «Федор Конь тое известь смотрив,
27 Теперь село Селитренное (на берегу Ахтубы) Харабалинского района Астраханской области.
28 АИ, т. I, стр. 438. Ср. Пискаревский летописец. — МИ, вып. И, М., 1955, стр. 91.
- 39 -
сказал: толко тое известь мешати вполы с новою известью, и она в городовое дело пригодится»29.
Но Федор Конь был не только горододельцем. Диапазон его творческой деятельности был гораздо шире. Наряду с возведением оборонительных сооружений в центре страны и на западной окраине государства, он строил также культовые и гражданские постройки. Правда, ни одна из этих построек нам неизвестна, но о том, что такие постройки Федором Конем возводились, свидетельствует «царская память» 1591 г., данная боярину и воеводе князю Ивану Васильевичу Сицкому, где зодчий назван «церковным и палатным мастером»30 (стр. 39).
Остававшийся до сих пор вне поля зрения исследователей этот титул очень существенен. Он говорит, что в историю русской архитектуры Федор Конь должен входить не только как горододелец, а и как зодчий, который, наряду с крепостными стенами и башнями, создавал также храмы и жилые постройки. Не исключено, что такие постройки следует отнести к начальному периоду творчества Федора Коня, так как «церковным и палатным мастером» он назван в самом раннем источнике с его именем. В источниках более поздних этого титула уже не встречается; ранее мы видели, что в них зодчий именуется «мастером», «городовым мастером» и «государевым мастером».
Горододельческая специализация стала превалировать в творчестве Федора Коня, видимо, тогда, когда был уже в зрелом возрасте, а его способности как опытного и талантливого военного строителя были хорошо известны. В противном случае он не стал бы строителем Белого города Москвы, который был задуман самим царем и возводился под неослабным наблюдением правительства.
Сугубо городовым делом Федору Коню пришлось заняться, несомненно, в связи с определенным характером русского строительства конца XVI в. Во всяком случае, церквей, палат и других каменных гражданских зданий, несмотря на широкие государственные кредиты, открытые частным лицам, строилось в то время не так много, а внешняя политическая обстановка вынуждала московское правительство вести огромные работы по восстановлению старых и созданию новых оборонительных сооружений на различных стратегических направлениях. Федор Конь не мог стоять в стороне от этих работ, тем более, что в мастерах «городового каменного дела» Москва очень нуждалась.
Документы с именем Федора Коня, предписывающие начать городовые работы в Смоленске, были обнаружены в архиве Соловецкого монастыря31. Ниже мы увидим, что между окончанием работ по Белому городу Москвы и началом подготовительных работ в Смоленске прошло
29 АИ, т. I. стр. 438.
30 Там же.
31 См. ААЭ, т. I, стр. 451 и 452.
- 40 -
несколько лет. Отсюда может возникнуть предположение, что перед подготовкой к строительству укреплений Смоленска зодчий жил где-то на севере — может быть, в Соловках. Этому, однако, противоречат сами документы. Их даты показывают, что в Соловецкий монастырь они попали случайно. Действительно, царская грамота «об отправлении в Смоленск с... казною», предназначенной для строительства смоленских стен и башен, была написана в Москве 22 декабря 1595 г. По получении этой грамоты на ней была сделана помета, что ее принес «сын боярской Ярославца малого Гаврила Ноздринин» 26 декабря того же года32. Правда, куда была принесена грамота, в помете не значится, но ясно, что не в Соловецкий монастырь, так как за четыре дня добраться до Соловецкого архипелага из Москвы в XVI в. было невозможно33. Следовательно, царская грамота, предписывающая начать укрепление Смоленска, была доставлена Гаврилой Ноздрининым куда-то в другое место, а в Соловки она попала по какому-то стечению обстоятельств уже впоследствии 34.
Смоленск не мог быть местом доставки царской грамоты, так как адресованная Василию Андреевичу Звенигородскому, Семену Владимировичу Безобразову, Поснику Шипилову, Нечаю Перфирьеву и городовому мастеру Федору Савельевичу Коню, она предписывала им спешно ехать в Смоленск. Не исключено, однако, что Гаврила Ноздринин возил ее в Болдино. Основанный в 1528 г. на тракте, шедшем из Смоленска через Дорогобуж и Вязьму на Москву, Болдин-Троицкий монастырь в конце XVI в. имел прочные деловые связи с городами этой важной стратегической магистрали35; известно, в частности, что в июне 1592 г. в него приезжали: из Москвы «от государя Степан Истленьев», а из Смоленска — «от архиепископа Феодосья» — сын боярский «з грамотою»36. Царский гонец Гаврила Ноздринин в 1595 г. тоже мог прибыть в этот монастырь.
32 ААЭ, т. I, стр. 452.
33 Путь этот был длинным и долгим: «от Соловецкого монастыря... шли морем до Онеского устья, а от устья в верх Онегою рекою до Каргополя, а от Каргополя Лачь озером и рекою Свирью, а от Свири иными реками и до Москвы». Так в 1652 г. из Соловков в Москву везли мощи митрополита Филиппа Колычева (Изборник..., стр. 212),
34 Может быть, потому, что род Звенигородских был связан с Соловецким монастырем; в 1589 г. в этом монастыре, в северной стене церкви Зосимы и Савватия был похоронен князь Василий Андреевич Звенигородский, который в 1584 г. был воеводой в Туле, а в 1587—1589 гг. — в только что построенном Архангельске (см. Синбирский сборник, Часть историческая, т. I, М., 1844, стр. 86; ДРВ, ч. XIV, М. 1790, стр. 451; ч. XVIII, М., 1791, стр. 15). Князь Василий Звенигородский, которому в 1595 г. был дан царский наказ о построении «города» в Смоленске, был его родственником.
35 В марте 1598 г. этот монастырь получил даже от Бориса Годунова «по бывшем государе царе и великом князе Федоре Ивановиче... милостины четыреста рублев» (Архив ЛОИИ, Коллекция С. В. Соловьева, № 145, л. 8).
36 Архив ЛОИИ, Коллекция С. В. Соловьева, № 141, лл. 3 об. и 4. Между 1917 и 1922 г. в Обществе древней письменности и искусства М, С. Боровкова-Майкова сделала два доклада: «Болдин-Дорогобужский монастырь в сношениях с правительственными учреждениями (1568—1607)» и «Художники XVI в. Болдинского монастыря» (Краткий отчет о деятельности общества древней письменности и искусства за 1917—1923 гг., Л., 1925, стр. 5). Содержание их нам неизвестно.
- 41 -
Запись 1594 г. в приходной книге Болдина-Дорогобужского монастыря, в которой Федор Конь назван «государевым мастером»
(ОР ГПБ, Q, IV, 70, т. I, л. 369)
Денежный вклад Федора Коня, сделанный в Болдин-Троицкий монастырь 18 июня 1594 г., т. е. после окончания строительства Белого города Москвы, также указывает на Болдино как на место пребывания зодчего в то время. Приезд его в этот оживленный пункт был связан, очевидно, с тем, что в 1591 и 1592 гг. в Болдин-Троицком монастыре жил и работал Мартин Иванов — сын Коня, не покинувший его, по-видимому, и в летний период 1594 г. Из Болдина Федор Конь и был, вероятно, вызван грамотой 1595 г. на городовые работы в Смоленск.
- 42 -
Говоря о Болдине как о вполне возможном местожительстве Федора Коня перед строительством смоленских укреплений, следует обратить внимание также на то, что в конце XVI — начале XVII в. князья Звенигородские весьма часто упоминаются в книгах Болдина-Троицкого монастыря37 и что этот монастырь был их фамильной усыпальницей38. Известно также, что 4 января 1599 г. монастырский казначей выплатил полтину старого долга слуге князя Василия Андреевича Звенигородского, поставленного во главе строительства смоленских укреплений, что Василий Андреевич Звенигородский в 1604 г. дважды сделал денежные вклады в монастырь, а в 1607 г. два раза вносил в него деньги «по кнегине своей Марье, во иноцех Марфе», и, наконец, то, что князю Семену Звенигородскому принадлежало село Заборье, расположенное к юго-востоку от монастыря39. Не говорит ли все это о том, что где-то в районе Болдина были родовые вотчины Звенигородских, а мастер, строивший Белый город Москвы и стены Смоленска, — выходцем из дворовых людей отца князя Василия Андреевича Звенигородского?
Предполагая, что между зодчим и князем Звенигородским могла существовать какая-то связь, стоит обратить также внимание на причастность Звенигородских к каменному военно-оборонительному строительству конца XVI в. Во всяком случае, если Василий Андреевич Звенигородский в 1595 г. был поставлен во главе строительства укреплений Смоленска, то Семен Звенигородский в 1591 г. участвовал в строительстве Астраханского кремля40. Естественно предположить в связи с этим, что князья Звенигородские могли держать при себе каких-то опытных мастеров, на которых можно было бы положиться. Федор Савельевич Конь, которому царским наказом 1595 г. предписывалось ехать в Смоленск вместе с Василием Андреевичем Звенигородским, в начале своей строительной деятельности мог быть таким мастером.
37 См. РИБ, т. XXXVII, стб. 205, 214, 226, 256 и 263; Архив ЛОИИ, Коллекция рукописных книг, № 836, лл. 9, 10об., 11, 12, 12об и 15.
38 В 1591 г. в Болдин-Дорогобужском монастыре была похоронена жена князя Федора Звенигородского; в 1598 г. — княгиня Домникея и князь Гаврила Звенигородские (мать и брат Василия Андреевича Звенигородского, уже возглавлявшего тогда городовые работы в Смоленске); в 1599 г. — князь Андрей Дмитриевич Звенигородский (отец Василия Андреевича); в 1600 г. — князь Герасим Звенигородский, инок монастыря и в 1607 г. — жена князя Григория Звенигородского (РИБ, т. XXXVII, стб. 97, 143-144, 149, 184, 256 и 258; Архив ЛОИИ, Коллекция С. В. Соловьева, № 145, лл. 7-7 об. и 9 об.), который в 1576 г. был воеводой в новопостроенном городе Красном около Полоцка (ДРВ, ч. XIV, стр. 311).
39 РИБ, т. XXXVII, стб. 123, 224, 259 и 263; АЮ, т. II, стб. 273 и 283.
40 АИ, т. I, стр. 437. В 1600—1601 гг. Семен Звенигородский был воеводой в Копорье (А. Барсуков, Списки городовых воевод и других лиц воеводского управления Московского государства XVII ст., СПб., 1902, стр. 110).
- 43 -
Обращает на себя внимание, что размер денежного вклада Федора Коня в Болдин-Троицкий монастырь превышает многие (взятые отдельно) вклады такого знатного человека, как боярин Дмитрий Иванович Годунов41. Поскольку этот вклад был сделан в 1594 г., можно говорить, по-видимому, о вполне благополучном материальном положении, мастера перед началом строительства укреплений в Смоленске. Возможно, что постройка им Белого города в Москве сыграла в этом отношении определенную роль. Может быть, что величание его «государевым мастером» в приходной книге Троицкого монастыря за 1594 г. (стр. 42) также не случайно. Во всяком случае, сооружение Белого города было очень существенным явлением в жизни государственной столицы, и правительство могло как-то отметить работу создавшего его зодчего. Этим объясняется, вероятно, и то, что в царском наказе 1595 г. об укреплении Смоленска он назван по имени и отчеству, что делалось, обыкновенно, только по отношению к высокопоставленным лицам.
Высказывалось мнение, что «Федор Конь — строитель Белого города» — мог не подчиняться Приказу каменных дел «как это постоянно бывало в XVII в., когда при больших постройках на долю Приказа каменных дел выпадала исключительно роль организатора рабочих и поставщика всякого рода запасов»42. Однако титул «государев мастер», которым зодчий величался в 1594 г., дает возможность считать, что во время строительства укреплений Смоленска его имя уже стояло в списке квалифицированных мастеров этой огромной строительной организации.
41 См. РИБ, т. XXXVII, стб. 196 и 207-208.
42 А. Н. Сперанский, Очерки по истории Приказа каменных дел Московского государства, М., 1930, стр. 39.
С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!