Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека
Владимир Владимирович Косточкин Государев мастер Федор Конь
OCR и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по
В. В. Косточкин. Государев мастер Федор Конь. М., издательство "Наука", 1964.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в книге)
Предисловие. стр. 5
Строительная деятельность конца XVI века. стр. 9
Федор Конь и его сооружения
Сведения источников о зодчем. стр. 34
Белый город Москвы. стр. 44
Крепость Смоленска. стр. 71
Характер работы мастера и некоторые особенности его сооружений. стр. 119
О предполагаемых постройках Федора Коня. стр. 138
Заключение. стр. 170
Принятые сокращения. стр. 174
Ответственный редактор А.А. Тиц
М., Наука, 1964 г.
Тираж 1700 экз.
Мы познакомились с первоисточниками, упоминающими о Федоре Савельевиче Коне, дали представление об архитектуре двух достоверных сооружений зодчего и попытались вскрыть их особенности. В результате этого биография Федора Коня пополнилась хотя и мелкими, но новыми и интересными сведениями, дающими возможность несколько по-иному, как мы думаем, взглянуть на его творчество. Зодчий был не только горододельцем; он предстает перед нами как мастер, которому наряду со стенами и башнями приходилось строить также храмы и жилые здания и давать практические советы по другим крупным объектам строительства, выступая фактически в роли правительственного эксперта. Два последних момента в жизни Федора Коня, совершенно не освещенные в литературе, делают его биографию шире, богаче и содержательнее. Если в эту биографию включить, кроме того, предположения, сделанные нами на основе изучения источников о зодчем, а также принять во внимание постройки, которые можно считать принадлежащими мастеру только ориентировочно, то эта биография может быть изложена примерно в следующем виде.
Являвшийся, видимо, выходцем из дворовых людей князей Звенигородских, которые имели вотчины в районе Дорогобужа и принимали участие в каменном военно-оборонительном строительстве времени Федора Ивановича и Бори-
- 170 -
са Годунова, Федор Конь был тесно связан с Троицким монастырем в Болдине. В этом монастыре или в непосредственной близости от него он мог провести свое детство, а позднее в нем работал и его сын. В этот монастырь Федор Конь и его пасынок делали и денежные вклады. Однако в Болдине зодчему не приходилось строить ни в начале своей деятельности, когда Троцкий монастырь был еще деревянным, ни позднее, когда в нем возводились каменные здания. Не работал также зодчий и над созданием укреплений Пафнутьева монастыря под Боровском, хотя его башни, отличающиеся скромностью художественного облика, и имеют общие черты с Белым городом Москвы и крепостью Смоленска. Однако Федору Коню пришлось работать, по-видимому, в Вяземах — загородной усадьбе фактического правителя страны, уделявшего ей много внимания. В этой усадьбе в первые годы царствования Федора Ивановича на возвышенном берегу искусственного пруда был создан архитектурный комплекс, Троицкую церковь и звонницу которого по своеобразию художественных форм и мастерству исполнения можно считать лучшими постройками того времени.
Позднее основной специальностью Федора Коня становится, однако, не строительство загородных резиденций высокопоставленных особ, а возведение крепостных стен и башен. Может быть, не без участия Бориса Годунова он попадает в Москву, где возглавляет строительство огромного пояса каменных стен Белого города — самого крупного сооружения конца XVI в. Незадолго до окончания белгородской стены, уже тогда сыгравшей важную роль в жизни государственной столицы, Федору Коню по распоряжению царя пришлось давать даже заключение о извести, которую предполагалось использовать при строительстве кремля Астрахани. Популярность зодчего особенно возросла после постройки Белого города, так как архитектурные и военные качества этого сооружения вызывали восхищение многих современников. Не будет преувеличением сказать, что работой Федора Коня в Москве было довольно и правительство. Это существенно изменило его положение. В официальных государственных документах он стал называться уже по имени и отчеству, что по отношению к простым людям обыкновенно не делалось, и величаться «государевым мастером». Все это выделило Федора Коня из среды других работавших тогда мастеров-строителей и определило его дальнейшую судьбу как горододельца. На него было возложено строительство стратегически очень важной Смоленской крепости, которая по своим размерам почти не уступала Белому городу Москвы и была вторым грандиозным военно-оборонительным сооружением страны времени Федора Ивановича и Бориса Годунова.
Постройка этой крепости — видимо, вершина творчества Федора Коня. Имеющая общие черты с оборонительными сооружениями более раннего времени, крепость Смоленска отличалась от них самобытностью и оригинальностью архитектуры. Нигде не встречавшимися ранее
- 171 -
особенностями этого величественного сооружения были трехъярусная система боя, подошвенные и средние бойницы которого мастер снабдил большими, не применявшимися ранее камерами, и богатое для крепостного сооружения декоративное убранство, среди которого особенно выделяются белокаменные ордерные порталы, вытесанные из блоков белого камня профилированные карнизные вставки и более развитые, чем в Пафнутьев-Боровском монастыре, кирпичные рамочные обрамления по краям бойниц, сближающие крепость с гражданскими зданиями. Выстроенные тогда же кремли Астрахани и Казани хотя и имеют декоративную обработку, но эта обработка не столь изящна и отличается ограниченностью форм и их повторяемостью. Она не делает оборонительные сооружения Астрахани и Казани горделиво торжественными и парадными, что свойственно крепости Смоленска. На современников и иностранцев эта крепость производила большое впечатление. Говоря о высоких качествах ее архитектуры и обороноспособности, они называли ее строителя не иначе, как опытным инженером.
Позднее архитектурные формы, свойственные для Смоленской крепости, в несколько иной трактовке были применены в крепости Борисова городка, которая создавалась в условиях быстрой ухудшавшейся обстановки на западе и представляла собой передовой форпост Можайска, прикрывавшего путь на Москву. Хронологически следующая за укреплением Смоленска, эта крепость также могла быть постройкой Федора Коня. Ею и закрывается, по существу, та творческая биография зодчего, которую мы можем воспроизвести сегодня. В период польской интервенции имя зодчего бесследно исчезает из документов также неожиданно, как неожиданно оно в них и появилось.
Конечно, изложенный путь деятельности Федора Коня очень несовершенен. В нем подлинные сведения переплелись с предположениями, которые сами по себе могут быть сомнительными. Однако надо надеяться, что кропотливые архивные и натурные изыскания других исследователей не только внесут в творческую биографию зодчего существенные коррективы, но и дополнят ее новыми сведениями, что даст возможность дописать ее незаконченные страницы. Но какими бы не были данные новых, не известных нам сейчас источников, даже и без них можно категорически заявить: несмотря на то, что исторические данные о Федоре Савельевиче Коне в настоящее время очень бедны и отрывочны, сквозь них четко проступает все же фигура крупного и эрудированного мастера, строительная деятельность которого была не только широкой и разнообразной, но и отличалась от деятельности других мастеров-строителей (в том числе и приглашенных из-за рубежа), работавших на Руси в то же время.
В дальнейшем, когда в стране, пережившей годы «лихолетья», вновь развернулось большое строительство, всячески поддерживаемое прави-
- 172 -
тельством, собравшим в Москву каменщиков и кирпичников из разных областей, деятельность церковного, палатного и городового государева мастера Федора Коня не была забыта. Правда, составители летописей и хронографов, упоминая о зодчем как о строителе Белого города Москвы и с гордостью подчеркивая его русское происхождение, уже искажали транскрипцию его имени и совершенно забывали указать, что им же была построена не менее грандиозная крепость Смоленска. Однако постройки Федора Коня еще стояли перед глазами зодчих времени Михаила Федоровича и оказывали на их творчество благотворное влияние. Сходство архитектуры укреплений Пафнутьев-Боровского и Симонова монастырей с архитектурой Смоленской крепости — прямое свидетельство притягивающей силы его творчества. Заставившее исследователей русской архитектуры приписать эти укрепления творчеству Федора Коня, это сходство говорит, что городовые мастера более позднего времени, развивали идеи зодчего и создавали постройки, появление которых знаменовало дальнейшую ступень развития русской архитектуры.
- 173 -
ААЭ — Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией имп. Академии наук.
АИ — Акты исторические, собранные и изданные Археографической экспедицией.
АИМ — Артиллерийский исторический музей.
АН — Архитектурное наследство.
АЮ — Акты, относящиеся до юридического быта древней Руси.
ВУА — Военно-учетный архив (фонд ЦГВИА).
ГБЛ — Государственная библиотека СССР имени В. И. Ленина.
ГПБ — Государственная публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.
ДАИ — Дополнения к Актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией.
ДРВ — Древняя Российская вивлиофика.
ЖМНП — Журнал министерства народного просвещения.
ИА — Исторический архив.
ИАК — Известия имп. Археологической комиссии.
ИАС — Историко-археологический сборник Научно-исследовательского института краеведческой и музейной работы.
ИЗ — Исторические записки.
ИОАИЭ — Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете имени В. И. Ульянова-Ленина.
ИИИ — Институт истории искусств Академии наук СССР.
ИРА — История русской архитектуры.
ИРГО — Известия русского генеалогического общества.
ИРИ — История русского искусства.
- 174 -
КСИИМК — Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры Академии наук СССР.
ЛИРО — Летопись историко-родословного общества в Москве.
ЛОИИ — Ленинградское отделение Института истории Академии наук СССР.
МИ — Материалы по истории СССР.
МИА — Материалы и исследования по археологии СССР.
МОРРП — Материалы по охране, ремонту и реставрации памятников Татарской АССР.
ОИИ — Отдел изобразительного искусства (фонд ГПБ).
ОР — Отдел рукописей.
ПК — Памятники культуры (исследование и реставрация).
ПСЗ — Полное собрание законов Российской империи.
ПСРЛ — Полное собрание русских летописей.
РАНИОН — Российская Ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук.
РИБ — Русская историческая библиотека.
РСНРПМ — Республиканская специальная научно-реставрационная производственная мастерская
СА — Советская археология.
СГГД — Собрание Государственных грамот и договоров.
СС — Смоленская старина.
ССДС — Сказания современников о Дмитрии Самозванце.
Тр. ВГУАК — Труды Вятской губернской ученой архивной комиссии.
Тр. ТИМ — Труды Государственного исторического музея.
Тр. ИИЕТ — Труды Института истории естествознания и техники Академии наук СССР.
Тр. МАО — Труды комиссии по сохранению древних памятников Московского археологического общества.
Тр. ОДР ИРА — Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы Академии наук СССР.
ЦГАДА — Центральный Государственный архив древних актов.
ЦГВИА — Центральный государственный военно-исторический архив.
ЧОИДР — Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских при Московском университете.
- 175 -
С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!