Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека
Владимир Владимирович Косточкин Государев мастер Федор Конь
OCR и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по
В. В. Косточкин. Государев мастер Федор Конь. М., издательство "Наука", 1964.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в книге)
Предисловие. стр. 5
Строительная деятельность конца XVI века. стр. 9
Федор Конь и его сооружения
Сведения источников о зодчем. стр. 34
Белый город Москвы. стр. 44
Крепость Смоленска. стр. 71
Характер работы мастера и некоторые особенности его сооружений. стр. 119
О предполагаемых постройках Федора Коня. стр. 138
Заключение. стр. 170
Принятые сокращения. стр. 174
Ответственный редактор А.А. Тиц
М., Наука, 1964 г.
Тираж 1700 экз.
Федор Савельевич Конь — известный зодчий конца XVI в., имя которого упоминается во всех общих трудах по истории, строительству, архитектуре и военно-инженерному искусству1. Однако специальных работ о его творчестве нет; исследователи уделили ему лишь считанное количество строк 2.
Иначе обстоит дело в художественной литературе. В 1934 г. загадочная фигура Федора Савельевича Коня привлекла внимание В. Жаковой, которая в небольшом очерке, на фоне общественной и политической жизни Руси второй половины XVI — начала XVII вв. нарисовала картину жизни и творчества мастера3. Хорошо на-
1 См., например, В. Киприянов, Описание Московской губернии в строительном отношении, СПб., 1856, стр. 100; Ф. Ласковский, Материалы для истории инженерного искусства в России, ч. I, СПб., 1858, стр. 56 и 259; И. Грабарь, История русского искусства, т. II, М., (изд. «Кнебель»), стр. 328-330; Л. М. Тверской, Русское градостроительство до конца XVII в., Л.-М., 1953, стр. 142 и 163; ИРИ, т. III, М., 1955, стр. 397, 400 и 405; «Очерки истории СССР, Период феодализма (конец XV в. — начало XVII в.)», М., 1955, стр. 430; ИРА, изд. 2, М., 1956, стр. 161 и 163-165.
2 М. А. Ильин, Федор Савельевич Конь. — «Люди русской науки», т. II, М.-Л., 1948, стр. 1108-1111; Н. И. Брунов, Мастера древнерусского зодчества (Мастера русского зодчества), М., 1953, стр. 49-54.
3 В. Жакова, О черном человеке Федоре Коне. — «Тот, семнадцатый», Альманах четвертый, Советская литература, М., 1934, стр. 398-406.
- 5 -
писанный, легко и с интересом читающийся, этот очерк привлекает теперь писателей и поэтов, рассказывающих о зодчем в своих произведениях4. Под впечатлением их сочинений художник Ю. Королев создал даже «портрет» Федора Коня 5.
Однако архитектурно-исторической науке очерк В. Жаковой принес большой вред. Собрав имеющиеся документальные известия о Федоре Коне, В. Жакова не имела возможности на их основе составить более или менее исчерпывающую биографию зодчего и заменила лакуны в этой биографии произвольными домыслами. При этом, стремясь придать своему произведению большую убедительность и красочность, талантливая писательница мастерски ввела в текст «цитаты» из якобы обнаруженных ею документов, указав для некоторых из них и вымышленные места хранения. Благодаря этому ее сочинение приобрело видимость научного исследования.*)
Как ни странно, но очерк В. Жаковой ввел в заблуждение некоторых специалистов — особенно кандидата архитектуры И. Д. Белогорцева, который не учел, что этот очерк является лишь литературным произведением6, и, приняв якобы «цитированные» в нем «источники» за результат архивных изысканий, нарисовал на их основе развернутую биографию зодчего7. Из этой биографии можно узнать о дне рождения Федора Коня и обстоятельствах его смерти; неожиданно установить, что Федор Конь возглавлял строительство Болдина монастыря близ Дорогобужа, создал ансамбль Ивано-Предтеченского монастыря в Вязьме и построил вяземский городской собор; что ему было поручено возвести ограду Пафнутьева монастыря под Боровском и собор этого монастыря; что он наблюдал за постройкой «Скородома» Москвы, ставил собор Донского монастыря, укреплял Симонов монастырь и надстраивал его башни; что им был сделан верх колокольни Ивана Великого в Московском Кремле, сложены стены Ростовского собора, выстроены церкви и боярские палаты в различных городах и отремонтированы еще оборонительные сооружения каких-то никому неведомых монастырей8. Из брошюры И. Д. Белогорцева можно почерпнуть, наконец, и массу мелочей из жизни зодчего — узнать, в частности, о его взаимоотношениях со зна-
4 В. Аристов, Ключ город Смоленск, Курск, 1940; Д. Кедрин. Конь. — Избранное, М., 1957, стр. 209-231; А. Плющ. Каменных дел мастер. — «Неделя» (приложение к газете «Известия»), 1961, № 31, стр. 22; Н. Кончаловская, Наша древняя столица, М., 1962, стр. 139-143.
5 См. «Юность» (литературно-художественный и общественно-политический ежемесячник), № 11, М., 1962, оборот вклейки 1 после стр. 80.
6 Как, между прочим, и два других подобных же очерка («О мастере Аристотеле Фиоровенти» и «Горестная жизнь архитектора Василия Ивановича Баженова»), опубликованных В. Жаковой в том же альманахе (стр. 410-424).
7 И. Белогорцев, Зодчий Федор Конь, Смл., 1949.
8 О наблюдении за постройкой «Скородома» и о надстройке колокольни Ивана Великого Федором Конем в брошюре И. Д. Белогорцева говорится предположительно.
*) Отмечу, что как минимум один из этих "придуманных" документво был найден и опубликован. OCR.
- 6 -
менитым русским литейным мастером Андреем Чоховым и известным немецким шпионом Генрихом Штаденом. Однако все это сплошная фантазия; об авторах перечисленных сооружений источники ничего не сообщают, а каких-либо косвенных данных, позволяющих приписывать их творчеству Федора Коня, в этой «биографии» не приводится. Мало в ней и достоверных сведений о зодчем, причем данные некоторых источников о Федоре Коне И. Д. Белогорцев даже не использовал. По сути дела, его брошюра повторяет сочинение В. Жаковой и вносит в науку большую путаницу. Поэтому в печати она получила резкую критическую оценку9.
Приходится отметить, что эта справедливая критика выпала из поля зрения некоторых исследователей — в частности Н. В. Андреева и такого крупного историка русской архитектуры, как профессор Н. И. Брунов. Характеризуя творчество Федора Коня в общих чертах, они опирались (правда, без ссылок) на брошюру И. Д. Белогорцева 10.
В результате всего этого крайне скупые и отрывочные биографические сведения о Федоре Коне, обессмертившем свое имя постройкой Белого города в Москве и великолепных стен в Смоленске, оказались засоренными различными вымыслами и необоснованными предположениями. Остаются ограниченными и наши представления о творчестве зодчего, так как Белый город Москвы известен очень мало11, а архитектурные качества стен Смоленска, несмотря на частые упоминания в литературе12, до сих пор не раскрыты.
9 См. М. А. Ильин, Рецензия на брошюру И. Белогорцева «Зодчий Федор Конь». — «Советская книга», № 10, 1950, стр. 106-108.
10 Н. В. Андреев, Очерки по истории культуры на Смоленщине. — Материалы по изучению Смоленской области, вып. I, Смл., 1952, стр. 141-142; Н. И. Брунов, Ук. соч., стр. 52.
11 Белому городу, упоминаемому во всех общих трудах по истории искусства, архитектуры, градостроительства и Москвы, посвящена только одна работа: Н. М. Коробков, Стена Белого города. — ИАС, М., 1948, стр. 12-42.
12 Краткие сведения о постройке смоленских стен и их беглое описание см. в работах: Д. Н. Мурзакевич, История губернского города Смоленска от древнейших времен до 1804 г., Смл., 1804, стр. 161-163; А. Глаголев, Краткое обозрение древних русских зданий и других отечественных памятников, ч. 1, тетрадь 1, О русских крепостях, СПб., 1838, стр. 23-25; П. Никитин, Записки о Смоленске, М., 1845, стр. 10-11 и 78-79; Н. Мурзакевич, Достопамятности города Смоленска. — ЧОИДР, 1846, кч. 2, отд. IV, стр. 11-13 (есть отдельный оттиск); П. Никитин, История города Смоленска, М., 1848, стр. 125-127; Ф. Никифоров, Описание города Смоленска. — Памятная книжка Смоленской губернии на 1859 г., Смл., 1859, ч. II, стр. 116; П. Я. Бугайский, Смоленск (историческо-военный очерк), СПб., 1879, стр. 5; Краткий хронологический очерк истории города Смоленска, Смл., 1888, стр. 59-62; А. К. Ильенко, Смоленск — дорогое ожерелье царства Русского (исторический очерк), СПб., 1894, стр. 34-37; С.П. Писарев, Княжеская местность и храм князей в Смоленске, Смл., 1894, стр. 112-118; Исторический очерк Смоленска, СПб., 1894, стр. 51-54; С. П. Писарев, Памятная книжка г. Смоленска, Смл., 1898, стр. 38-39; В. Грачев, Смоленская крепостная стена по поводу трехсотлетнего ее существования, — «Русский архив», 1900, стр. 577-595; И. И. Орловский, Смоленск и его стены, Смл., 1902, стр. 14-17; Д. Довгялло, Предисловие к Археографическому сборнику документов, относящихся к истории Северо-Западной Руси, т. 14, Вильна, 1904, стр. VII-XLII; А. Даниловский, План осады и обороны города Смоленска в 1632 и 1634 гг. СПб., 1904, стр. 31-35; Д. И. Довгялло, Смоленск в 1654 г., Вильна, 1905, стр. 5-11; В. И. Грачев, Иллюстрированный путеводитель по г. Смоленску, Смл., 1908 стр. 35-95; И. Орловский, Краткое описание смоленской стены, — «Смоленская старина», вып. 1, ч. II, Смл., 1911, стр. 165-168; «Спутник экскурсанта», № 2 (Смоленск), М., 1912, стр. 19; В. И. Грачев, Краткий исторический очерк г. Смоленска. — План г. Смоленска с кратким историческим очерком города, Смл., 1917, стр. 33-40; С. Д. Ширяев, Смоленск и его социальный ландшафт в XVI-XVII ст., Смл., 1931, стр. 30-33; Н. Н. Воронин, Древнерусские города, М.-Л., 1945, стр. 33; В. Столяров, Памятники смоленской старины, — «Смоленский альманах», кн. 2, Смл., 1947, стр. 276-279; Н. В. Андреев и Д. П. Маковский, Доисторические и исторические памятники города Смоленска и его окрестностей, Смл., 1948, стр. 32-37; Д. П. Маковский и В. С. Орлов, Смоленск с древних времен до XX в. — «Города Смоленщины», вып. 1, Смл., 1948, стр. 94-95; И. Белогорцев, Архитектурный очерк Смоленска, Смл., 1949, стр. 22-28; И. Д. Белогорцев и И. Д. Софийский, Смоленск (Архитектура городов СССР), М., 1952, стр. 14-20; Памятники архитектуры Смоленской области (Аннотированный каталог), Смл., 1956, стр. 13-17; Смоленск (Справочник-путеводитель), Смл., 1960, стр. 62-72, и общие труды по истории искусства архитектуры и градостроительства. Наиболее подробно история смоленской стены изложена в работе: И. Орловский, Смоленская стена, 1602—1902 (Исторический очерк Смоленской крепости в связи с историей Смоленска), Смл., 1902.
- 7 -
Предлагаемая работа — только начало изучения творчества древнерусского мастера. В ней дается общее представление об условиях и объектах строительства конца XVI в., приводятся сведения исторических источников о Федоре Коне, характеризуются его бесспорные сооружения и рассматриваются постройки, которые приписывались зодчему предположительно. Одновременно в работе делается попытка выявить архитектурно-строительный «почерк» Федора Коня и установить его место в истории русской архитектуры.
Автор надеется, что выход в свет этой книги, где собраны все имеющиеся на сегодня данные о Федоре Савельевиче Коне, исключит появление необоснованных гипотез об этом зодчем, позволит глубже понять особенности его сооружений и будет способствовать дальнейшему изучению его творчества.
- 8 -
С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!