Rambler's Top100

Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВЫСОЦКИЙ

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ


OCR и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по
С.А.Высоцкий. Золотые ворота в Киеве. Киев, 1982.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в книге)



РУСЬ ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ. стр. 3

НЕСТОР-ЛЕТОПИСЕЦ О ЗОЛОТЫХ ВОРОТАХ. стр. 8

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ЗАПИСАЛИ, НАРОД СЛОЖИЛ ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ. стр. 20

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА — ЛЮБИМАЯ РЕЛИКВИЯ КИЕВЛЯН. стр. 29

РУИНЫ ЗОЛОТЫХ ВОРОТ НЕ ДАЮТ ПОКОЯ УЧЕНЫМ. стр. 44

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА РАСКРЫВАЮТ СВОИ ТАЙНЫ. стр. 50

КАКИМ БЫЛ ВИД ЗОЛОТЫХ ВОРОТ В ДРЕВНОСТИ? стр. 70

КАК СОХРАНИТЬ ОСТАТКИ ЗОЛОТЫХ ВОРОТ? (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ). стр. 118

ЛИТЕРАТУРА. стр. 127


НЕСТОР-ЛЕТОПИСЕЦ О ЗОЛОТЫХ ВОРОТАХ

Перелистав страницы летописи, под 1037г. мы читаем: «В лето 6545 (1037). Заложи Ярослав город великыи, у него же града суть Златая врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Золотых воротех святыя Богородица благовещенье, посемь святаго Георгия монастырь и святыя Ирины».

Летописец с пафосом повествует о строительной деятельности Ярослава Мудрого в Киеве. Не следует, конечно, понимать его слова буквально. Город Киев давно уже существовал, и закладывать его вновь не было


- 8 -


никакой необходимости. Летопись сообщает о закладке новых укреплений вокруг расширенной городской территории, так называемого «города Ярослава». Чтобы читателю было понятно, о каких укреплениях идет речь, он добавляет, что у них «есть Золотые ворота». Далее говорится о закладке митриполичьего Софийского собора — главного храма Древней Руси, постройке церкви Благовещения на Золотых воротах и монастырей Георгия и Ирины.

Исследователи летописи давно уже заметили, что все эти грандиозные сооружения нельзя было построить за один год. Они пришли к выводу, что под 1037 г. в летописи подводится итог и воздается хвала Ярославу Мудрому за его пятнадцати-двадцатилетнюю строительную деятельность в Киеве. Из сообщения летописи, к сожалению, нельзя установить точную дату постройки того или иного здания, а можно судить только о том, какое из них было сооружено раньше, а какое позже. Первым построен был «город великыи», затем Софийский собор, надвратная церковь на Золотых воротах, монастыри Георгия и Ирины.

Правда, о постройке монастыря Георгия можно судить более определенно благодаря чудом уцелевшему другому письменному источнику, так называемому проложному «Сказанию об освящении церкви Георгия в Киеве перед вратами св. Софии».

Почему же мы так подробно рассматриваем летописную запись 1037 г.? Во-первых, потому, что это одно из самых ранних известий о Золотых воротах; во-вторых, в ней содержится интересная подробность, имеющая прямое отношение к истории их сооружения. В записи сначала говорится о строительстве «города великого», т. е. укреплений, затем Софии и только после этого о церкви Благовещения на Золотых воротах. Выходит, что некоторое время главные ворота новых укреплений функционировали без надвратного храма. Ведь не могли же построенные укрепления оставаться вообще без ворот.

Правда, можно допустить, что летописец попросту поставил впереди более значительную постройку — Софийский собор, а затем уже менее значительную — церковь Благовещения. Такое предположение было бы вполне вероятным, если бы не существовало еще одного письменного свидетельства, которое, возможно, является


- 9 -


даже более ранним, чем летописная запись. Это написанное в 1037—1050 гг. «Слово о законе и благодати...» Илариона, приближенного лица Ярослава Мудрого.

Очень много места в «Слове» уделено деятельности Владимира Святославича. Его деяния и деяния бабки Владимира княгини Ольги сравниваются автором с деяниями византийского императора Константина I (334—337) и его матери Елены, при которых христианство стало государственной религией в Византийской империи. Пишет Иларион и о продолжателе «добрых дел» Владимира его сыне Ярославе, который «неоконченное тобой окончил», и перечисляет постройки, осуществленные при нем: Софийский собор, укрепления города, церковь Благовещения. Интересно, что таких построек он упоминает меньше, чем Нестор. Он воздает хвалу Ярославу Мудрому за сооружение Софийского собора, богато украшенного «золотом и серебром, каменьями дорогими и сосудами» и успевшего уже прославиться среди окружавших Русь стран, и за сооружение церкви Благовещения. Иларион ни одним словом не упоминает о монастырях Георгия и Ирины, которые, несомненно, должны были быть поставлены им в заслугу Ярославу.

Но самым удивительным является даже не это. Воздавая хвалу за церковь Благовещения, Иларион говорит о постройке ее не на Золотых воротах, как это отмечено в летописи, а на Великих воротах. Это подтверждает правильность чтения и понимания летописной записи 1037 г., согласно которой сначала были построены укрепления с воротами, но без надвратного храма, затем София и только после нее возвели церковь Благовещения. Из «Слова» Илариона выходит, что до постройки надвратного храма ворота назывались Великими, название же «Золотые», несомненно, более позднее.

Из летописной записи 1037 г. и «Слова» Илариона, таким образом, можно почерпнуть такие сведения о Золотых воротах в Киеве: они были построены одновременно с укреплениями «города Ярослава», одновременно или несколько ранее Софийского собора, т. е. в 1037 г. Первоначально ворота назывались Великими. После постройки Софии на воротах была сооружена церковь Благовещения. Надо полагать, что промежуток времени, когда главные городские ворота функционировали без надвратного храма, был небольшим и не превышал нескольких лет.


- 10 -


Дополнить сведения о Золотых воротах можно на основании «Сказания об освящении церкви Георгия...» В нем рассказывается, как Ярослав Мудрый задумал построить в Киеве церковь в честь своего патрона Георгия. Здесь надо заметить, что в древности многие имели по два имени: светское и христианское, крестильное. Так, христианское имя Ярослава Мудрого было Георгий, а его супруги Ингигерд — Ирина. Поэтому он и решил построить храм своему патрону Георгию, а другой — в честь Ирины. Из «Сказания» становится ясно, что церковь Георгия была сооружена в начале 50-х годов XI в., так как ее освятил митрополит Иларион, первый поставленный из русских, а не из греков, собором епископов в Софийском соборе в 1051 г.

В «Сказании» говорится, что при постройке церкви Георгия оказалось мало рабочей силы. Тогда князь приказал возвестить на торгу, что работающим будут платить в день по ногате «и бысть множество делающих». Для расплаты с рабочими «повеле (князь. — С. В.) куны возить на телегах в комары Золотых врат». Этими куньими мехами и оплачивалась работа на строительстве. Меха возили «в комары Золотых врат».

Возникает вопрос: что это за «комары»? В Древней Руси комарами назывались сводчатые каменные перекрытия в светских и культовых постройках. Следовательно, выражение «возили в комары Золотых ворот» можно понимать так, что куньи меха, предназначавшиеся для оплаты работ, свозили под своды Золотых ворот. Надо заметить, что грубая ошибка в чтении и понимании этого термина привела к плачевным последствиям во время одного из исследований Золотых ворот в первой половине XIX в., о чем речь будет идти ниже.

Перед ученым, который обращается к тому или иному письменному источнику, неизбежно возникает вопрос: насколько правдива информация, заложенная в нем, не искажены ли факты при многочисленных переписках, не тенденциозно ли они освещены. Такая проверка необходима и в нашем случае. Оказывается, «Сказание» упоминается уже в месяцеслове Мстиславова евангелия 1115 г., сохранившегося до наших дней и написанного писцом Алексой по заказу князя Мстислава — сына Владимира Мономаха и правнука Ярослава Мудрого, княжившего в то время в Новгороде. А это значит, что «Сказанию» вполне можно доверять.


- 11 -


Итак, по письменным свидетельствам можно сделать вывод, что Ярослав Мудрый к 1037 г. построил большие укрепления вокруг расширенной части верхнего города, Софийский собор и церковь Благовещения на Золотых воротах. Сооружение же патрональных монастырей Георгия и Ирины следует отнести к более позднему времени, 50-м годам XI в.

Где же находилась территория расширенного Ярославом города, известны ли ее границы и площадь? Еще совсем недавно ответить на эти вопросы было нелегко, потому что к середине XIX в. во время планировки улиц остатки древних валов постепенно исчезли. Южная граница с сохранившимися до наших дней руинами Золотых ворот и северная, примыкавшая к древнейшей части Киева — «городу Владимира», не вызывали у исследователей особых разногласий. Более или менее ясной была и западная граница, проходившая по краю плато (ныне — ул. Ярославов Вал), а вот о юго-восточной границе «города Ярослава» долгое время было много споров и различных толкований.

Из летописных источников следует, что где-то с этой стороны находились Лядские ворота, упомянутые во время борьбы за Киев в 1151 г., когда его осадили войска Вячеслава, Изяслава и Ростислава, выступившие против Юрия Долгорукого. Но где находились эти ворота, было неизвестно.

Большинство ученых XIX в. склонялись к тому, что юго-восточная граница укреплений XI в. проходила по верхней части горы (примерно по нынешней ул. Владимирской). И только в наше время появились новые, более близкие к истине мнения. Так, в 1948 г. опубликовали свой план верхнего Киева А. Тихонович и Н. Ткаченко; юго-восточную границу укреплений они провели не по верху горы, а от Золотых ворот опустили вниз, к современной площади Октябрьской революции. План, уточненный и дополненный в результате археологических исследований В. Богусевича и П. Раппопорта в 1952 г. у телецентра (ул. Малая Подвальная), в настоящее время наиболее точно отражает границы укреплений «города Ярослава». Они шли от Золотых ворот на северо-восток по направлению ул. Малой Подвальной к пл. Октябрьской революции, где и были Лядские ворота, археологически зафиксированные в 1981 г. Укрепления поднимались по ул. Челюскинцев, огибали территорию


- 12 -



Укрепления верхнего Киева в XI—XIII вв. План.
1 — Золотые ворота; 2 — Львовские ворота; 3 — Лядские ворота.


бывшего Михайловского монастыря и вплотную подходили к валам «города Владимира» и шли вдоль ул. Большой Житомирской до Львовской площади, где были Львовские ворота. На участке от Золотых ворот до Львовских укрепления располагались по краю плато, по современной ул. Ярославов Вал. Протяженность укреплений «города Ярослава» составляла 3,5 км, они охватывали площадь в 80 га — в 8 раз больше древнейшей части Киева, «города Владимира».

Городские укрепления были сооружены из земли с деревянными конструкциями — срубами — внутри. Высота огромного земляного вала с находившейся на нем деревянной стеной и брустверами-заборолами достигала 16 м. Установить это удалось не сразу.

Главной постройкой, определившей планировку и архитектурное лицо «города Ярослава», стал Софийский собор. Из летописного повествования известно, что до сооружения собора это место было «полем вне града», на котором произошла кровопролитная битва с печенегами, решившая судьбу Руси и Киева.


- 13 -


Как мы видели, в летописном тексте после постройки «великого града», Софии, церкви Благовещения на Золотых воротах упоминаются монастыри Георгия и Ирины. Неподалеку от Софийского собора, с западной стороны, во время археологических исследований обнаружены остатки не двух, а трех храмов XI в. Один находится на пересечении ул. Владимирской и Ирининской. Фундаменты и части стен этого здания были открыты К. Лохвицким в 1833 г. Остатки другого храма нашли на месте пересечений ул. Рейтарской и Стрелецкого переулка, а фундаменты третьей церкви того же времени открыты Д. Милеевым во дворе примыкающего к Софийскому заповеднику жилого дома по ул. Стрелецкой. Сказать точно, какая из названных построек являлась церковью Ирины и какая церковью Георгия, пока еще трудно.

В древности от Золотых ворот к Софийским воротам «города Владимира» шла мимо Софийского собора главная улица, частью которой в настоящее время являются улицы Золотоворотская и Владимирская. Направление ее было не случайным: она являлась продолжением древней дороги, шедшей на юг по «полю вне града» от Софийских ворот еще до расширения территории верхнего города Ярославом.

Перечисление летописцем под 1037 г. построек Ярослава Мудрого невольно заставляет вспомнить выдающийся город средневекового мира Царьград (Константинополь) — столицу Византийской империи, с которой Древняя Русь была связана тесными экономическими и культурными отношениями. В Царьграде были одноименные постройки: главный храм империи София Константинопольская, построенный при императоре Юстиниане в 532 г. зодчими Анфимием Тралльским и Исидором Милетским, неподалеку от него — церковь Ирины; главным триумфальным въездом в город являлись Золотые ворота. Сходство в названиях константинопольских и киевских сооружений дореволюционными авторами объяснялось подражанием постройкам Царьграда.

Здесь мы вплотную подошли к вопросу о названии Золотых ворот в Киеве, которое часто выводилось из названия Золотых ворот в Константинополе. Однако согласиться с тем, что здесь имело место простое заимствование, трудно. Бесспорно, главный храм Древней Руси — Софийский собор — назван так под влиянием главного храма Византии — Софии Константинопольской.


- 14 -



Золотые ворота в Константинополе (IV в.). Реконструкция.


Что же касается других построек, то тут можно усомниться в зависимости их от константинопольских. Напомним, что крестильное имя Ярослава было Георгий, а его супруги Ингигерд — Ирина. Если Ярослав задумал создать монастыри в честь патронов своего и супруги, то это совершенно не имело никакого отношения к тому, были ли в Царьграде одноименные храмы или нет. А если бы имена патронов Ярослава и Ирины были бы другими, заставило бы это отказаться от постройки патрональных монастырей в Киеве? Конечно, нет. Просто эти


- 15 -


постройки носили бы другие названия. Надо полагать, в данном случае имело место простое совпадение.

А теперь о названии Золотых ворот. Оно и сейчас часто выводится от названия Золотых ворот в Константинополе. Но если вспомним, что Иларион назвал их в своем «Слове» Великими, а не Золотыми, то уже одно это указывает, что они строились не как подражание константинопольским. Если бы их сооружали по образцу константинопольских, то тогда с самого начала их называли бы Золотыми.

Помимо сказанного отметим, что Золотые ворота в Царьграде в архитектурном отношении не имеют ничего общего с киевскими. Они представляли собой триумфальную арку с тремя пролетами. Главная, наиболее высокая арка предназначалась для триумфальных императорских шествий. Киевские же ворота были однопролетными. Они прорезали земляной вал, а не служили проходом в каменной стене. Важнейшей отличительной чертой киевских Золотых ворот являлся надвратный храм, весьма редко встречавшийся среди византийских построек.

Другая версия относительно названия Золотых ворот в Киеве, видимо, появилась с легкой руки польского хрониста XV в. Я. Длугоша, который писал: «Кроме того, чтобы показать пышность, как свою, так и города, он (Ярослав. — С.В.) соорудил с большой щедростью и роскошью ворота, повернутые в сторону Польши, и приказал называть их Золотыми, потому что створы этих ворот и их купол украсил вызолоченными листами».

Мы не знаем, какими письменными источниками располагал Я. Длугош, говоря о «позлащенности» створ Золотых ворот в Киеве, но его замечание о позолоченном куполе надвратной церкви, на наш взгляд, заслуживает гораздо большего доверия. Известно, что Золотые ворота только одним Иларионом в его «Слове» названы Великими и что именно на них Ярослав приказал построить надвратный храм, после чего во всех других письменных источниках их именуют исключительно Золотыми. Подобное превращение представляется вероятным только в том случае, если надвратный храм имел позолоченный купол.

По-видимому, аналогом этому является и название собора Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Мы имеем в виду Михайловскую Златоверхую церковь,


- 16 -



Золотые ворота в г. Киеве. Вид с северо-востока до восстановления.


построенную Святополком-Михаилом в 1108 г. Трудно поверить, что это название, встречающееся во многих списках летописи, является позднейшей припиской. Во всяком случае, с XIV в. оно зафиксировано и в других письменных источниках.

Таким образом, у нас есть достаточно ранний пример того, как из-за позолоты купола церковь получила название «Златоверхая». Поэтому очень вероятно, что и Золотые ворота в Киеве так назвали по той же причине. Правда, следует заметить, что название «Золотые» было традиционным: его носили ворота во многих древних городах (Спалато, Иерусалим, Трир и др.).

Более поздние летописные известия о Золотых воротах в Ипатьевской летописи связаны с теми или иными историческими событиями, происходившими поблизости от них в XII в.

Под 1146 г. в летописи описывается битва под Киевом Изяслава Мстиславича с Игорем Ольговичем, которая должна была решить судьбу киевского стола. В войске Изяслава Мстиславича были, как их называет летописец, «свои поганые», т. е. некрещеные, язычники, кочевые союзные племена: берендеи, коуи, торки, печенеги. Обобщающее их название на Руси было «черные


- 17 -


клобуки». Так вот, один из таких вспомогательных отрядов, «переехавше Берендичи черес Лыбедь и взяша Игоревы товары перед Золотыми вороты и под огороды», т. е. отряд берендеев, переправившись через речку Лыбедь, захватил обозы войск Игоря, находившиеся на дороге перед Золотыми воротами.

Особенно интересное упоминание о киевских городских воротах, в том числе и Золотых, содержится в летописном рассказе о борьбе за Киев Изяслава Мстиславича с Юрием Долгоруким. В 1151 г. Юрий переправился с войском через Днепр ниже Киева у Заруба. А рать Изяслава Мстиславича и. его союзников, ожидая Юрия, расположилась перед укреплениями города: «Изяслав не ходяща в город стаста товары перед Золотыми вороты оу Язины, а Изяслав Давыдович ста межи Золотыми вороты и межи Жидовськими, противу Бориславлю двору». Вспомогательное войско «своих поганых» расположилось так: «Кооуеве и Торчи и Печенези тоуда сташа от Золотых ворот по тем огородам до Лядьских ворот, а оттоле оли и до Клова и до Берестового».

Изяслав Мстиславич, таким образом, перед битвой стал со своими войсками и обозами у Золотых ворот возле местности, которая называлась Язина. Его союзник Изяслав Давыдович расположил свою рать между Золотыми и Жидовскими (Львовскими) воротами, напротив двора киевского боярина Борислава. Отряды торков, печенегов, коуев растянулись по огородам от Золотых до Лядских ворот (находились на нынешней площади Октябрьской революции) и далее до Клова (ул. Карла Либкнехта) и Берестова (сейчас Парк вечной славы).

Летописец, описывая переговоры Изяслава и его союзников — дяди Вячеслава и Ростислава — во время этой битвы с послом Юрия, упоминает такую деталь, как икону богоматери на Золотых воротах: «...и рече Вячьслав, озряся на святую Богородицю яже есть над Золотыми враты, а той ны пречистеи Госпожи судити с сыном своим и Богом нашим, в сии век и в будущий, то рек отпусти Гюргиева мужа» (т. е. посла Юрия. — С.В.).

Первая стычка на берегу речки Лыбеди оказалась неудачной для Юрия. Его войско было оттеснено и отступило со значительными потерями к Белгороду. Между убитыми летописец особо отмечает половчанина Севенча Боняковича: «И многих избиша ту же и Севенча Боняко-


- 18 -


вича — дикого половчанина оубиша иже бяшет рекл хощю сечи в Золотая ворота яко же и отець мои». Этот «дикий половчанин», хвастаясь «посечи Золотые ворота, как и его отец», вспоминает поход своего отца — половецкого хана Боняка.

В 1096 г. при князе Святополке Изяславиче Боняк совершил два неожиданных набега на Русь и дошел до самого Киева. В мае этого года он разграбил окрестности Киева и сжег княжеский двор на Берестовом, а в июле Боняк внезапно появился у Киева, едва не проник в город. Видимо, во время этого похода Боняк, пытаясь войти в город, «сечи в Золотая ворота», т. е. его воины сделали неудачную попытку вырубить створы Золотых ворот.

О том же мечтал и его сын, половецкий хан Севенч Бонякович. Вполне понятно, что слова «дикого половчанина»: «хочю сечи в Золотыя врата» — имели скрытый символический смысл. Он, несомненно, мечтал не только «посечь» Золотые ворота, но и взять Киев приступом, по выражению летописца, «на копье». Видимо, это и привело Севенча Боняковича к участию в походе на Киев в 1151 г.

В летописи под 1161 г. Золотые ворота упоминаются во время наступления на Киев Изяслава Давыдовича, боровшегося за киевский стол с Ростиславом Мстиславичем. Войско Изяслава Давыдовича и его союзников перешло замерзший Днепр у Вышгорода и приблизилось к северо-западной окраине города, в жестокой схватке оттеснив рать двоюродного брата Ростислава — дорогобужского князя Владимира Андреевича. Половцы, бившиеся на стороне Изяслава Давыдовича, просекли деревянную стену (столпие), шедшую от горы до Днепра. Это вызвало панику среди защитников: «побегоша берендиче к Оугорьскому, а друзии к Золотым воротом».

В роковой для Киева 1240 г. несметные полчища монголо-татар во главе с ханом Батыем подошли осенью к городу и осадили его. Оборону Киева возглавил воевода Дмитр — мужественный и знающий воин. Но силы были слишком неравны. Монголо-татары не решились атаковать твердыню города — Золотые ворота. Они предпочли для главного удара более уязвимое место возле Лядских ворот, там, где местность понижалась в сторону Крещатицкой долины. Поставив «пороки» —


- 19 -


метательные орудия, они день и ночь били по городским укреплениям. Затем начался штурм. Киевляне мужественно защищались, но вынуждены были отойти к Десятинной церкви и здесь героически оборонялись до последней возможности. Киев был взят и разграблен. Его жители убиты, а оставшиеся в живых проданы в рабство.

То, что главный удар монголо-татары направили на Лядские ворота, совсем не означает, что они не пытались атаковать Золотые ворота. Во время археологических раскопок у Золотых ворот, и особенно во рву перед ними (по ул. Золотоворотский проезд), было обнаружено нагромождение костей, метательных каменных ядер, скелетов и т. д.

Скупые летописные известия о Золотых воротах позволяют в самых общих чертах судить о постройке. Это было мощное для своего времени оборонительное сооружение с надвратным храмом. Оно являлось символом крепости обороны города. Недаром «посечь» Золотые ворота означало взять город штурмом.

Золотые ворота в Киеве, сохранившиеся до наших дней в руинах, представляют собой редкий памятник древнерусской архитектуры, в котором удачно сочетались черты оборонительного и культового зодчества Киевской Руси.


С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг
Mail.ru Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru