Rambler's Top100

Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВЫСОЦКИЙ

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ


OCR и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по
С.А.Высоцкий. Золотые ворота в Киеве. Киев, 1982.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в книге)



РУСЬ ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ. стр. 3

НЕСТОР-ЛЕТОПИСЕЦ О ЗОЛОТЫХ ВОРОТАХ. стр. 8

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ЗАПИСАЛИ, НАРОД СЛОЖИЛ ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ. стр. 20

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА — ЛЮБИМАЯ РЕЛИКВИЯ КИЕВЛЯН. стр. 29

РУИНЫ ЗОЛОТЫХ ВОРОТ НЕ ДАЮТ ПОКОЯ УЧЕНЫМ. стр. 44

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА РАСКРЫВАЮТ СВОИ ТАЙНЫ. стр. 50

КАКИМ БЫЛ ВИД ЗОЛОТЫХ ВОРОТ В ДРЕВНОСТИ? стр. 70

КАК СОХРАНИТЬ ОСТАТКИ ЗОЛОТЫХ ВОРОТ? (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ). стр. 118

ЛИТЕРАТУРА. стр. 127


КАК СОХРАНИТЬ ОСТАТКИ ЗОЛОТЫХ ВОРОТ? (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ)

Золотые ворота в Киеве относятся к ценнейшим памятникам архитектуры и истории XI в. Они являются звеном в цепочке ассоциаций, связывающих сегодняшний день с героическим прошлым нашего народа. Это один из тех памятников исторического ядра Киева, который, будучи вкрапленным в застройку современного города, придает ему особый колорит, подчеркивает его роль как «матери городов русских», свидетельствует о непрерывности его многовекового исторического и культурного развития. Тем самым в реальной, осязаемой форме Золотые ворота воплощают связь далекого прошлого нашего города с современностью.

Такие памятники зодчества надо беречь как зеницу ока. Хорошо об этом сказал английский писатель, теоретик искусства Дж. Рескин в книге «Семь светочей архитектуры»: «Берегите должным образом ваши монументы, и вам не понадобится их реставрировать. Несколько листов свинца, уложенных вовремя в кровлю.., спасут стены от разрушения. Следите за древним зданием с беспокойной заботливостью, берегите его так хорошо, как только вы можете и любой ценой. Пересчитайте его камни, как вы считали бы бриллианты короны; поставьте стражу возле него, как если бы это были ворота осажденного города; свяжите его железом, где оно поддалось; подоприте деревом, где оно накренилось; не беспокойтесь о неприглядности подпорок: лучше костыль, чем отрезанная нога; делайте это осторожно, с уважением и постоянно, и еще много поколений родятся и пройдут под его сенью!»

Между тем руины Золотых ворот все больше и больше разрушались, несмотря на многочисленные попытки реставраторов остановить или хотя бы замедлить этот процесс. Достаточно было взглянуть на памятник, чтобы заметить возле древних стен многочисленные пристройки, укрепительные кладки, контрфорсы, железные связи,


- 118 -


          
Золотые ворота в Киеве. Разрушение кладки восточной стены за 100 лет:
а — фотография 80-х годов XIX в.; б — фотография 1979 г.


козырьки и т. д. Если внимательно разобраться во всем этом, то можно увидеть следы работ начиная с 50-х годов XIX в. и вплоть до 80-х нашего столетия.

К сожалению, эти меры оказались явно недостаточными. Плоскость восточной стены, выходящая в проезд, которая в XIX в. была еще почти в полной сохранности, в наше время уже сильно эрозирована. Ее лицевая по-


- 119 -


верхность полностью утрачена и даже очертания пилястр угадывались с большим трудом. Многие камни кладки повыпадали, а плинфа и цемяночный раствор постоянно крошились и осыпались.

В чем же дело, почему, несмотря на все усилия реставраторов, памятник неумолимо разрушался? Главная причина здесь — в особенностях нашего климата, атмосферных осадках и резких колебаниях температуры в зимнее время. Хорошо известны капризы киевских зим, когда мороз неожиданно сменяется оттепелью или наоборот. Во время дождей и таяния снега стены руин пропитывались водой, а затем, когда оттепель сменялась морозом, влага, попадая в мельчайшие трещины, замерзала и, расширяясь, разрушала древнюю кладку.

Эти причины разрушения Золотых ворот замечены давно. Напомним планы Киевского общества охраны памятников старины и искусства за 1912 г., которые предусматривали так называемое флюотирование руин Золотых ворот, т. е. покрытие кладок бесцветным водонепроницаемым составом. К счастью, это не было сделано, так как совершенно неизвестно, что было бы с древними стенами, если бы их лишили естественной возможности «дышать».

В настоящее время мировая реставрационная практика не знает надежного средства для сохранения руинированного памятника, находящегося под открытым небом. Судьба такой «мертвой», т. е. не эксплуатирующейся постройки, во многом зависит от климатических условий места, где она находится. Понятны преимущества стран со сравнительно теплым климатом: Италии, Греции, Югославии, Болгарии и др. Между тем консервационные меры по архитектурным памятникам, применяемые в этих странах, часто ставятся в пример нашим реставраторам.

Золотые ворота в Киеве в первую очередь следовало оградить от воздействия атмосферных осадков и перепадов температуры. Но как практически это сделать? Оказывается, ответ на этот вопрос был дан давно, хотя прямого отношения к охране памятников он не имел.

В 1651 г. А. ван Вестерфельд зарисовал в Киеве много руинированных построек. Но уцелели до нашего времени только немногие. Это — внешние галереи Софийского собора, остатки церкви Спаса на Берестове, западная часть церкви Михаила Выдубицкого монастыря и др. Как объяснить, почему одни постройки полностью


- 120 -



Церковь Василия в г. Овруче (XII в.). Вид руин с запада до восстановления.


или частично сохранились, а другие бесследно исчезли? Оказывается, уцелели те, которые из «мертвых» руин, в результате восстановлений и ремонтов, были превращены снова в «живые», функционирующие постройки. Так, в 1643 г. Петр Могила восстановил остатки церкви Спаса в с. Берестове (конец XI — начало XII в.), благодаря чему она и дошла до нашего времени. Реставрированная в 20-х годах П. Покрышкиным, она находится сейчас в хорошем состоянии.

В XVIII в. восстановили своды и достроили вторыми этажами внешние галереи Софийского собора, тем самым предотвратив их разрушение.

Остатки церкви Михаила Выдубицкого монастыря XI в., дошедшие до нашего времени только в своей западной части, сохранились, т. к. были восстановлены в XVIII в. архитектором М. Юрасовым.

Итак, до нашего времени дошли только те памятники, которые из руин были превращены в функционирующие постройки. Не удивительно, что к подобному способу на новой методической основе обратились архитекторы-


- 121 -



Церковь Василия в г. Овруче после восстановления. Современный вид.


реставраторы начала XX в. А. Щусев и П. Покрышкин, когда им было предложено законсервировать руины церкви Василия XII в. в. г. Овруче.

К этому времени в России уже утвердилось мнение о необходимости применения так называемого аналитического метода реставрации памятников, предусматривающего тщательное научное архитектурно-археологическое исследование.

Реставраторы церкви Василия руководствовались такими главными принципами: все древние части постройки были оставлены в неприкосновенности; документированные части здания были выполнены из нового


- 122 -



Пятницкая церковь в г. Чернигове, восстановленная П. Барановским.


кирпича, изготовленного по старому образцу; все дополнения сделаны из кирпича белого цвета, отличавшегося от древней части постройки. Благодаря применению четкой методики, тщательному архитектурно-археологическому исследованию и выполнению всех работ на высоком уровне реставрация церкви Василия получила всеобщее одобрение и признание.

Так памятник, находившийся не в лучшем состоянии, чем руины Золотых ворот в Киеве, накануне разрушения был спасен благодаря восстановлению и сохранился до сих пор.


- 123 -



Кампанила (колокольня) церкви Сан-Марко в Венеции, восстановленная после разрушения.


Можно вспомнить еще удачную реставрацию в Чернигове архитектором П. Барановским Пятницкой церкви, разрушенной во время Великой Отечественной войны немецкими фашистами, или Борисоглебский собор, восстановленный Н. Холостенко. Легко представить себе судьбу этих построек, если бы не восстановительные работы. К нашему времени от них остались бы только холмики земли и строительный мусор.

Приведенные примеры подсказывали, как поступить с руинами Золотых ворот. Их следовало восстановить в том виде, который возможно представить по современным научным знаниям, необходимо из «мертвых» руин сделать их «живым» функционирующим памятником.

На первый взгляд, проще всего было защитить Золотые ворота от непогоды, соорудив над руинами павильон. Но в этом случае из застройки древнего Киева выпало бы важное звено — главный, торжественный въезд в город, а вместо него появилось бы большое, неуклюжее здание, напоминающее крытый рынок или нечто в этом роде.

Легко предвидеть, что вывод о необходимости восстановить Золотые ворота с целью их консервации вызвал возражения. Из киевлян активным противником восстановления Золотых ворот был Ю. Асеев, который полагал, что руины можно было законсервировать и другим способом.


- 124 -



Примерно такой вид будет у Золотых ворот в Киеве после восстановления (фотомонтаж).


К вопросу восстановления древних памятников историки и архитекторы подходят с разных позиций. Историк, говоря о восстановлении Золотых ворот, в первую очередь думает о консервации руин и их мемориальном значении, архитектор сразу же пытается представить себе художественный облик новой постройки и, естественно, отвергает ее, поскольку она ни в какой мере не может заменить оригинала. А что, можно спросить, руины Золотых ворот давали какое-то представление о первоначальном художественном облике здания? Вряд ли! Бесспорно, неплохо бы было сохранить романтические руины, но время показало, что это невозможно. Поэтому необходимо было пойти на компромиссное решение и восстановить Золотые ворота, что надежно законсервирует руины, сделает их более осмысленными, разрешит все вопросы, связанные с охраной памятника.

Кстати, любопытны мотивы, побудившие к восстановлению полностью разрушенной кампанилы (колокольни) собора св. Марка в Венеции. Профессор Ф. Джованнони — представитель итальянской школы реставрации — так объясняет это решение: «Точная передача древней формы, хотя и не восстанавливает погибший


- 125 -


памятник архитектуры как таковой, однако пробуждает воспоминания о прежней славе и утверждает непрерывность жизни города, где стоял данный памятник архитектуры».

Эти слова в равной степени относятся и к нашим памятникам архитектуры, в том числе и к церкви Спаса на Нередице в Новгороде, разрушенной немецко-фашистскими снарядами во время Великой Отечественной войны, а затем полностью восстановленной.

В настоящее время принято решение и начаты работы по восстановлению Золотых ворот в Киеве. Проектом предусмотрено, что древние стены не будут нести на себе никаких нагрузок и в то же время их можно будет осмотреть и исследовать со всех сторон. Это станет возможным благодаря тому, что несущие конструкции здания разместятся в пустотелых участках валов по обеим сторонам ворот.

Посетитель Золотых ворот увидит знакомые ему древние стены проезда в полной неприкосновенности, но надежно защищенные сверху сводом, он ощутит высоту и пропорции постройки, ознакомится с устройством спускной решетки, воротных створ, конструкцией вала, сможет подняться на его вершину. В помещениях Золотых ворот будет развернута экспозиция, посвященная оборонительным сооружениям древнего Киева в XI—XII вв., выставлены материалы архитектурного и археологического изучения памятника.

Сейчас, когда пишется эта книга, у древних стен уже высятся подъемные краны и леса, работы идут полным ходом. Пройдет еще немного времени, и ценнейший памятник древнерусской истории и искусства XI в. будет спасен от разрушения.


- 126 -


С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг
Mail.ru Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru