Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВЫСОЦКИЙ
OCR и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по
С.А.Высоцкий. Золотые ворота в Киеве. Киев, 1982.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в книге)
РУСЬ ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ. стр. 3
НЕСТОР-ЛЕТОПИСЕЦ О ЗОЛОТЫХ ВОРОТАХ. стр. 8
ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ЗАПИСАЛИ, НАРОД СЛОЖИЛ ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ. стр. 20
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА — ЛЮБИМАЯ РЕЛИКВИЯ КИЕВЛЯН. стр. 29
РУИНЫ ЗОЛОТЫХ ВОРОТ НЕ ДАЮТ ПОКОЯ УЧЕНЫМ. стр. 44
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА РАСКРЫВАЮТ СВОИ ТАЙНЫ. стр. 50
КАКИМ БЫЛ ВИД ЗОЛОТЫХ ВОРОТ В ДРЕВНОСТИ? стр. 70
КАК СОХРАНИТЬ ОСТАТКИ ЗОЛОТЫХ ВОРОТ? (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ). стр. 118
ЛИТЕРАТУРА. стр. 127
После монголо-татарского нашествия упоминания о Золотых воротах в Киеве исчезают со страниц летописей. И только в конце XV в. вновь появляются известия о них в официальных документах и записках путешественников. В 1499 г. в грамоте великого князя литовского Александра, определяющей повинности и подати киевских мещан, говорится: «Теж поведал нам Юрий Пацевич (киевский воевода. — С. В.), штож, которые купцы коли едут с Киева и возы свои товаром тяжко накладывают, для мыта, ишбы возов меньшей было; и в которого купца воз поломится с товаром; на одну сторону по Золотыи ворота, а на другую сторону — по Почайну реку, ино тот воз с товаром бировали на воеводу киевского; и мы тое врядили по старому, как и перед тым бывало».
- 20 -
В грамоте идет речь о том, что купцы, проезжавшие через Киев, должны были платить пошлину с воза. Чтобы плата была меньшей, они старались перегружать возы, оси которых часто не выдерживали и ломались. Если возы ломались по дороге от Золотых ворот до речки Почайны, т. е. в пределах города, то тогда товар с этих возов становился собственностью киевского воеводы. Из этого документа видно, что в конце XV в. Золотые ворота служили въездом в город и через них, как и ранее, шел торговый тракт, которым пользовались купцы, следовавшие далее на север. Из города дорога вела к реке Почайне, которая протекала по Оболони и впадала в Днепр несколько ниже современной киевской гавани.
В 1517 и 1526 гг. о Киеве сообщает барон Сигизмунд Герберштейн — посол германского императора к великому князю московскому. В «Записках о Московии» он писал: «Киев — древняя столица Русии. Самые развалины города и памятники, от которых можно видеть обломки, доказывают, что он был великолепным и истинно царским городом. И теперь еще на соседних горах видны следы церквей и опустевших монастырей». С. Герберштейн отмечает, что сам он в Киеве не был, но много о нем наслышан.
В 1544 г. литовский дипломат Михалон Литвин путешествовал по Литве и Украине, составляя описание замков, крепостей и городов. Свой труд, написанный на латинском языке, он озаглавил «О правах татар, литовцев и московитян». О Киеве он замечает: «Есть у нас знаменитая крепость и город Киев, который, впрочем, пренебрегается, как и другие, хотя и гласит одна пословица роксоланская, что с его высоты видны многие места».
Крепость, упоминаемая М. Литвином, это, несомненно, замок, существовавший в XVI—XVII вв. на Замковой горе, а город Киев — его подольская часть.
В 1545 г. королевские люстраторы (чиновники), описывая Киев и Киевский замок на Замковой горе, об охране города со стороны поля писали: «Сторожу от поля по валу у ворот Золотых повинни держати мещане ж, а теперь сторожи тое у ворот Золотых нет, а дают мещане старожовщины тое воеводе на год по 15 коп грошей».
Из этого сообщения можно заключить, что в середине XVI в., как и ранее, Золотые ворота продолжали
- 21 -
функционировать и возле них выставлялась охрана («сторожа»), на содержание которой киевские жители ежегодно давали воеводе деньги.
Обширные записи о Киеве и о его древностях сделал в своем дневнике Эрих Ляссота. В 1594 г. он ездил по поручению германского императора Рудольфа II Габсбурга к. запорожским казакам, чтобы передать им знамя и деньги и побудить их продолжать борьбу с крымскими татарами.
Э. Ляссота проезжал через Киев и довольно подробно описал его: «Киев с древних времен был знаменитой столицей особого княжества и имел собственных князей (которые назывались царями или князьями) из роду нынешних великих князей русских или московских. Киев был очень укреплен на обширном пространстве и украшен великолепными церквами и зданиями, общественными и частными, как можно судить об этом по древним развалинам, равно и по валу, охватывающему город и простирающемуся, говорят, на девять миль в окружности. Между церквами киевскими в особенности была великолепна и красива церковь, называемая св. Софией, по обширности не было ей подобной; построена она царем Владимиром по образцу св. Софии Константинопольской. Церковь эта существует и ныне, но очень обветшала, а преимущественно обветшали ее своды, внутри церковь отделана мозаичной работой, пол же выложен красивыми цветными камушками».
А вот как Э. Ляссота описывает остатки Золотых ворот: «Кроме того можно было видеть развалины красивых ворот, которые и ныне еще служат воротами. Одни говорят, что назывались они Золотыми; по словам же других, назывались Железными воротами. Это было красивое и величественное здание, как можно заключить по уцелевшим остаткам».
В 1594 г. Золотые ворота, как видим, продолжали оставаться действующими.
Спустя два года, в 1596 г., о Киеве писал Рейнольд Гейденштейн — дипломат, юрист и историк, доверенный секретарь королей Стефана и Сигизмунда III: «Упомянув о Киеве, столь славном и людном городе, не излишне будет вкратце припомнить о его положении и древностях. За несколько веков князья киевские были владыками всех России, как той, которая теперь называется Москвою, так и той, которая доселе зовется Русью.
- 22 -
Властвовали князья до моря Черного и Дуная. Столицею их был Киев. Когда он был построен, как давно существует, не достигает ли быть может времени Колхиды и Энея, неизвестно: закрыла все дальняя старина и равнодушие историков. Остались, однако, памятники прежнего величия: стена кругом города, а в ней ворота старинной структуры, все позлащенные и такие высокие, что две повозки, поставленные одна на другую, не достигают их вершины. В самом городе немало уничтоженных храмов, которые все были греческого обряда. Остался доселе один из них, св. София, но и то в таком жалком виде, что богослужение в нем не совершается. Есть еще и иные памятники и развалины. Огромные валы и стены свидетельствуют, что город, должно быть, когда-нибудь был очень многолюден и велик».
Не может быть сомнения, что «позлащенные» ворота это и есть Золотые ворота, прорезавшие большой вал «города Ярослава».
В 1638 г. монах Киево-Печерского монастыря Афанасий Кальнофойский в книге «Терратургима» приводит некоторые данные о Киеве, и в частности о надвратной Троицкой церкви Киево-Печерского монастыря, которая, по его мнению, была «устроена таким же фасадом, как и церковь Благовещения на воротах Киевских Златых». Это сделанное мимоходом замечание А. Кальнофойского послужило в дальнейшем причиной недоразумений при попытках реконструировать внешний вид памятника. Дело в том, что нижняя часть Троицкой надвратной церкви кроме среднего проезда имеет еще два боковых, заложенных в древности. Слова А. Кальнофойского заставляли некоторых исследователей искать в Золотых воротах боковые проезды, игнорируя примыкание валов, отпечатки деревянных конструкций которых хорошо видны на стенах руин.
Во время национально-освободительной войны украинского народа с польской шляхтой Киев в 1651 г. был захвачен вражескими войсками. Во главе польско-литовского войска стоял князь Януш Радзивилл. Его сопровождала большая свита из секретарей, переводчиков, хронистов и многочисленных искателей приключений и авантюристов. Они на все лады прославляли Радзивилла, провозглашая его защитником и спасителем Речи Посполитой. В свите князя находился голландский художник Абрагам ван Вестерфельд, который должен был
- 23 -
запечатлеть в своих рисунках поход Радзивилла, его подвиги и наиболее замечательные места и города, их памятники и достопримечательности. Этому художнику наша современная наука, изучающая древний Киев, обязана очень многим. Он зарисовал целый ряд киевских древностей и руин зданий, многие из которых в то время еще существовали. Несколько рисунков он посвятил Софийскому собору, Киево-Печерской лавре, Золотым воротам и еще целому ряду развалин неизвестных зданий.
Рисунки А. ван Вестерфельда долгое время не были известны ученым. И только в 1904 г. Я. Смирнову удалось разыскать их в Варшаве среди бумаг последнего польского короля Станислава-Августа Понятовского. К сожалению, это были не оригиналы, а хорошие копии, выполненные в XVIII в. Ученому достаточно было беглого взгляда на эти рисунки, чтобы оценить их важное значение для изучения истории и культуры древнего Киева. Я. Смирнов доложил о своей находке на одном из археологических съездов, и вскоре рисунки были изданы и стали достоянием науки.
Руины Золотых ворот на рисунках А. ван Вестерфельда изображены трижды. На первом из них показан Радзивилл у Золотых ворот, на втором Золотые ворота изображены с более дальней точки, вдали виден Софийский собор и Михайловский собор Златоверхого монастыря. Третий рисунок — Радзивилл у Софийского собора; вдали слева видны Золотые ворота, из которых появляются отряды польского войска, направляясь на площадь к Софийскому собору.
А. Ригельман (XVIII в.) в «Летописном повествовании о Малороссии» упоминает военные события, происходившие на Украине в 1651 г.: «Князь Радзивилл прибыл до Киева. Августа 16-го отправлен был от оного принца (т. е. Радзивилла — С. В.) полковник Нольд с некоторою партиею войска для разведывания о казаках, который, сыскав множество их вместе с татарами, поблизу ворот Киевских, называемых Золотых, о том отрапортовал князю».
Во время национально-освободительной войны 1648 г. Золотые ворота в Киеве дважды стали местом триумфальных встреч, имевших важное историческое значение. В 1648 г. у Золотых ворот киевляне устроили торжественную встречу гетману Богдану Хмельницкому, возвращавшемуся с войском после славной победы у Желтых
- 24 -
Вод. 16 января 1654 г. жители Киева и духовенство встречали здесь посольство русского царя Алексея Михайловича во главе с боярином Василием Бутурлиным.
В 1653 г. Киев посетил архидиакон Павел Алеппский, сопровождавший антиохийского патриарха Макария в Москву. Во время путешествия П. Алеппский вел подробный дневник, в котором Киеву посвящено много страниц. Коснемся только сведений, относящихся к Золотым воротам: «Надобно заметить, что древний город Киев расположен на этом самом месте: до сих пор видны ворота, земляные валы и рвы. Мы осматривали развалины высоких ворот с каменною башнею, которые называются святыми воротами (золотые); оне некогда были обложены золотом, но сожжены татарами, когда они опустошили и сожгли город. Этот город обширен и великолепен: за стенами его был монастырь Печерский, а внутри церковь св. Софии и напротив нея Михайловский монастырь, которого купол блистал золотом».
Описывая Софийский собор, П. Алеппский обратил внимание на одну интересную деталь: «Высота царских врат — шесть локтей; возвышается над ними арка, уподобляющаяся той, которая в городских воротах». Он сравнивает сохранившуюся в его время одну из высоких арок Золотых ворот (она видна на рисунке А. ван Вестерфельда) с триумфальной, восточной аркой Софийского собора. Действительно, современные обмеры памятников доказали справедливость подобного сравнения.
В 1654 г. Украина воссоединилась с Россией. Первым воеводой в Киеве был назначен князь Ф. Куракин. С этого времени на территории верхнего города началось сооружение крепости — острога. В основу ее были положены древние укрепления «города Владимира» и «города Ярослава». Судить о том, что собой представляла эта крепость, можно по так называемой «Росписи Киеву 1682 г.» и плану Киева 1695 г. О крепости XVII в. в «Росписи» говорится: «От поперечного валу до Золотых ворот 91 сажень; у набату калитка и подлаз под большой вал. Золотые проезжие ворота. Перед вороты вывод, перед вороты подъемный мост. У Золотых же ворот промеж каменных стен проезжие ворота, да сверху вставлена железная большая решетка. Перед Золотыми вороты вывод земляной, по мере кругом 43 сажени. В Золотые ворота ездят к реке Лыбеди. У Золотых ворот
- 25 -
калитка. По правую сторону Золотых ворот сквозь большой вал подлаз, да ход в ров».
Из «Росписи» видно, что новая крепость, построенная московскими воеводами, занимала приблизительно половину территории древнего «города Ярослава». С юго-восточной стороны крепости был сооружен «поперечный вал». Отмечается, что у Золотых ворот имеется «большая железная решетка». Упоминание о таких же решетках есть и при описании других ворот — Львовских и Печерских.
Описание киевской крепости, приведенное в «Росписи», хорошо согласуется с планом Киева 1695 г., составленным полковником Ушаковым. На нем видно, что крепость XVII в. занимала только часть древнего верхнего города. С юго-восточной стороны (примерно по ул. Владимирской) проходил упоминавшийся выше «поперечный вал», деливший территорию древнего города на две части. Перед Золотыми воротами изображен «вывод», или «земляной городок», — вынесенное вперед предмостное укрепление. Со стороны города ворота защищены решеткой. Это, несомненно, та «большая железная решетка», о которой говорится в «Росписи». Такую же решетку видим на воротах Львовских, как их назвал Ушаков.
В 1701 г. Киев дважды посетил паломник — московский житель Иван Лукьянов: «Приехали мы в Киев в день недельный и у ворот Золотых нас караул остановил, потом пятидесятник пошел к генералу об нас докладывать и генерал велел нас пустить в город».
Описания Золотых ворот, оставленные путешественниками в XVI—XVII вв., мало что дают для представления о первоначальном виде сооружения. Исключение составляют замечательные рисунки А. ван Вестерфельда, во времена которого Золотые ворота, хотя уже и лежали в развалинах, но еще сохраняли отдельные арки, своды проезда и остатки надвратного храма. Из документов XVI—XVII вв. известно, что, несмотря на ветхость, Золотые ворота все это время продолжали служить въездом в город с его южной стороны. На плане Ушакова дорога, идущая от них, названа «Дорога от Золотых ворот через Софийскую мельницу». Правда, кроме этой от Золотых ворот, согласно плану Ушакова, шло еще две дороги в разных направлениях.
- 26 -
А теперь коснемся преданий и легенд, которыми овеяны руины Золотых ворот. Их сохранилось немного, и, пожалуй, наиболее древняя из них относится еще к событиям XI или XII в. Это легенда о мече «щербце», записанная польским хронистом Анонимом Галлом. В легенде рассказывается: польский король (Болеслав I Храбрый, а скорее, Болеслав II), который как родственник по жене помогал Изяславу Ярославичу вернуть киевский стол, отобранный у него братом, Святославом Ярославичем, при въезде в город в знак победы ударил мечом по Золотым воротам. Его поврежденный от удара меч получил название «щербец». Меч этот якобы был получен польским королем от самого архистратига Михаила. Какой-то меч, именуемый «щербец», есть в Краковском музее в Польше. Однако вряд ли это тот самый меч, о котором идет речь в легенде. Его форма свидетельствует о гораздо более позднем, чем XI в., происхождении.
Сказать с уверенностью, имел ли место факт, рассказываемый легендой, трудно, так как польские летописцы часто склонны к чрезмерному восхвалению героев своих хроник.
Что касается самих створ Золотых ворот, то по преданию они были привезены Владимиром из Корсуня и отсюда похищены Болеславом Храбрым во время нападения на Киев. Их отвезли в Польшу и поместили в кафедральный костел в городе Гнезно. На них якобы виден след от легендарного меча «щербца». Другая легенда приурочивает появление врат в кафедральном соборе в Гнезно к походу литовского князя Витовта на Херсонес.
Уже в начале XX в. появились убедительные опровержения этих легенд. Искусствоведческий анализ врат из Гнезно показал, что они являются произведением немецких литейщиков и чеканщиков XII—XIII вв.
Еще в одной легенде о Золотых воротах, несомненно местного происхождения, рассказывается, что их медные створы снял половецкий хан Боняк и увез с собой в степь как трофей. Здесь видим отголоски летописных событий 1096 г., когда Боняк прорвался к Киеву и едва не ворвался в город через Золотые ворота.
В XIX в. в бывшей Киевской губернии была записана легенда о Михайлике и Золотых воротах. В ней рассказывается следующее. Войска хана Батыя приближа-
- 27 -
лись к Киеву со стороны Вышгорода, Триполья, Почтовой Виты и других городов, находившихся вблизи Киева. А в Киеве в то время жил восемнадцатилетний «рыцарь» Михайло (Михалко, Михайлик). (В некоторых вариантах легенды он назван «семилеток».) Враги, узнав о Михайлике по его меткой стрельбе из лука, стали требовать выдачи богатыря. Перепуганные киевляне, собрав вече, согласились выдать Батыю героя. Опечаленный Михайлик ударил копьем по Золотым воротам и понес их створы неизвестно куда. Оканчивается легенда так:
Кияне — громада! |
В некоторых вариантах легенды говорится, что хан Батый в молодости якобы был монахом Печерского монастыря в Киеве. В монастырь он пришел мальчиком-сиротою и назвался «батин сын». Батый, покидая монастырь, пообещал не уничтожать его. Монахи попросили, чтобы он дал расписку, но он не умел писать и сделал оттиск своей руки на бумаге. Когда он стал военачальником татар, то долгое время, не мог взять Киев, так как в нем жил Михалко, тот самый, который построил Михайловский собор. Батый знал, что, пока Михалко в Киеве, города ему не взять. Однажды Михалко, объезжая сторожевые посты, увидел, как на горе в Вышгороде сидит Батый и обедает. Михалко пустил стрелу из лука с привязанной запиской, в которой советовал Батыю снять осаду Киева. Стрела попала в руку Батыю, он уронил серебряную ложку и, разгневавшись, послал к киевлянам гонцов с требованием выдать Михалка. На вече Михалко клялся, что разобьет войско Батыя, но перепуганные киевляне, несмотря на то, что он был их любимцем, решили выдать героя Батыю. Узнав об этом, Михалко попросил разрешения проститься с Киевом. Он надел полное вооружение и на плацу перед Золотыми воротами обратился к киевлянам с известными нам уже словами: «Кияне — громада!..» Сказав речь, Михалко воткнул копье в Золотые ворота и с ними ушел из города. Батый, узнав об этом, взял Киев и уничтожил всех жителей, даже детей. Киев опустел, и в Софийском соборе львица родила львят под церковным престолом. Уцелел только Печерский монастырь, потому что мо-
- 28 -
нахи вывесили перед его входом оттиск руки Батыя и он вспомнил о своей клятве.
Легенда о Михайлике и Золотых воротах в свое время внимательно изучалась многими видными собирателями народного фольклора — Л. Майковым, А. Веселовским и др. Ими было высказано мнение о связи легенды с древнерусскими былинами. Л. Майков считал, например, что в образе Михайлика, возможно, соединены черты былинных богатырей Василия Пьяницы и Михайлушки, сына Даниила Игнатьевича.
Легенда о Михайлике, отражающая борьбу киевлян с монголо-татарами, в то же время, видимо, являлась попыткой народа объяснить, как были разрушены Золотые ворота и куда девались их створы, обитые золочеными листами.
С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!