Rambler's Top100

Русский город
Архитектурно-краеведческая библиотека

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ВЫСОЦКИЙ

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА В КИЕВЕ


OCR и подготовка текста к HTML-публикации на сайте Halgar Fenrirsson по
С.А.Высоцкий. Золотые ворота в Киеве. Киев, 1982.
Деление на страницы сохранено. Номера страниц проставлены внизу страницы. (Как и в книге)



РУСЬ ПРИ ЯРОСЛАВЕ МУДРОМ. стр. 3

НЕСТОР-ЛЕТОПИСЕЦ О ЗОЛОТЫХ ВОРОТАХ. стр. 8

ПУТЕШЕСТВЕННИКИ ЗАПИСАЛИ, НАРОД СЛОЖИЛ ЛЕГЕНДЫ И ПРЕДАНИЯ. стр. 20

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА — ЛЮБИМАЯ РЕЛИКВИЯ КИЕВЛЯН. стр. 29

РУИНЫ ЗОЛОТЫХ ВОРОТ НЕ ДАЮТ ПОКОЯ УЧЕНЫМ. стр. 44

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА РАСКРЫВАЮТ СВОИ ТАЙНЫ. стр. 50

КАКИМ БЫЛ ВИД ЗОЛОТЫХ ВОРОТ В ДРЕВНОСТИ? стр. 70

КАК СОХРАНИТЬ ОСТАТКИ ЗОЛОТЫХ ВОРОТ? (ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ). стр. 118

ЛИТЕРАТУРА. стр. 127


ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА — ЛЮБИМАЯ РЕЛИКВИЯ КИЕВЛЯН

Золотые ворота, служившие вплоть до XVIII в. въездом в Киев, к началу XIX в. вдруг бесследно исчезли. Высказывалось мнение, что они были засыпаны землей по распоряжению императрицы Анны Иоанновны генерал-фельдмаршалом Б. Минихом, который, обнося старый Киев валом, уничтожил остатки Благовещенской церкви «и врата сами оставил в валу, засыпал и заравнял их землею, так что и примет никаких не было». Но, как оказалось, Б. Миних не был к этому причастен.

В 1743 г. киевский генерал-губернатор, военная коллегия и артиллерийская канцелярия получили постановление сената, где говорилось: «Показанных в Киеве церковных стен не ломать, а волганг и помянутый выход (т. е. Золотые ворота. — С. В.) как потребно починить, исправить, зделав для твердости каменный фундамент в самой крайней скорости; понеже, как выше показано, оные стены из древних более пятисот лет стоят, и прежними инженерами ломаны не были».

Спустя еще семь лет снова понадобился ремонт Золотых ворот. Для осмотра сооружения и заключения о мерах по его ремонту был назначен инженер-подполковник Д. Дебоскет. 20 мая 1750 г. Д. Дебоскет пред-


- 29 -


ставил генерал-губернатору такое описание состояния ворот: «Брусья и доски, положенные вместо земляного волганга, весьма погнили и пришли во всеконечную негодность, по ним с немаловажным страхом пешие люди ходят, а артиллерию перевозить никак невозможно, посему вместо сих ворот за их худобою и ветхостью надлежит построить новые. От бывшей же каменной церкви есть старые и весьма ветхие стены и своды, от них проезжающим и пешим людям тоже представляется немалая опасность, и буде паче чаяния оные своды упадут, убьют всех, а чтобы людям вреда не учинить, всемерно нынешним временем надлежит снести каменные стены и своды, в которых имеются в разных местах разделившиеся щели»,

Докладная записка Д. Дебоскета послужила поводом для переписки между генерал-губернатором, военной коллегией и артиллерийской канцелярией. Генерал-губернатор настаивал на «починке Золотых врат без интересного убытка правительству и с сохранением в то же время вида древности в старых церковных стенах и сводах». В конце концов военная коллегия предоставила Д. Дебоскету право решить вопрос по своему усмотрению.

19 июля 1750 г. Д. Дебоскет представил «мемориал», в котором он обосновывал необходимость сооружения новых ворот вблизи старых. О Золотых воротах он писал: «Стоят не в надлежащем по инженерным регулам месте, яко в фазе, а не в куртине, поэтому следует построить другие ворота в лучшем месте, каменные, на что хотя несколько против деревянных ворот кошту излишнего употребится, однако оные несравненно против деревянных прочнее будут. А прежние Златые врата в починку негодные и стоящие в ненадлежащем месте, для сохранения вида древности надлежит засыпать внутри их сторон землею крепкою, при этом на них старые церковные каменные стены и своды по-прежнему оставить и, ежели понадобится, то подделать их снизу новым камнем». Далее предлагалось: «Ход по волгангу людям и для перевозки артиллерии, дабы оным сводам излишней тягости и к разрушению опасности быть не могло, не делать, но вместо того сделать по обеим сторонам этих ворот въезды. Построить же новые ворота на старом месте, не разобрав церковных сводов, никак невозможно».


- 30 -


9 августа 1750 г. проект Д. Дебоскета, одобренный местными властями, был отослан сенату. Военная коллегия просила проект утвердить, «дабы возможно было, не упуская нынешнего благополучного времени, старые ворота исправить, а новые зачав построить». 2 октября того же года указом сената проект был одобрен. В 1755 г. Золотые ворота были засыпаны землей, а рядом сооружены новые одноименные ворота, просуществовавшие до 1799 г.

В 30-х годах XIX в. место в валу, где были зарыты Золотые ворота, пришлось отыскивать тогдашним археологам. Так, в 1832 г. в связи с осуществлением проекта по расширению и благоустройству города встал вопрос о срытии вала «города Ярослава». Необходимо было открыть и Золотые ворота. В 1832—1833 гг. археолог-любитель К. Лохвицкий, собрав деньги по подписке, а частично на «свой кошт» открыл остатки Золотых ворот. Руины ворот уже не имели сводов и остатков надвратной церкви, о которых говорилось в проекте Д. Дебоскета.

Когда и каким образом могли исчезнуть эти важные части постройки? Некоторые авторы относили их исчезновение за счет недобросовестного отношения Д. Дебоскета к памятникам русской старины, другие полагали даже, что выступавшую из засыпки часть сооружения он мог взорвать.

Обратимся снова к проекту. Д. Дебоскет полагал, что руины Золотых ворот не пригодны для ремонта, а новые ворота советовал построить в другом месте. Золотые же ворота он считал необходимым «для сохранения вида древности» засыпать внутри и снаружи «крепкой землей», древние своды оставить и «подделать их снизу новым камнем», проезда через ворота не делать, а въезды расположить рядом по сторонам ворот. Следовательно, проектом не предусматривалась полная засыпка ворот землей вместе со сводами и остатками надвратной церкви. На эту немаловажную деталь проекта прежде никто не обратил внимания. А между тем именно здесь, видимо, следует искать причину, почему своды ворот не сохранились.

Золотые ворота пробыли под землей около 80 лет. Если все было сделано так, как рекомендовал Д. Дебоскет, то своды проезда и остатки храма должны были выступать над валом. Мы не знаем, были ли они «под-


- 31 -


деланы новым камнем», но, судя по большой ветхости сводов, не так уж трудно предсказать их судьбу. 80 лет было вполне достаточно, чтобы атмосферные осадки и резкие перепады температуры сделали свое дело. Но это все — более или менее вероятные догадки.

Важный пробел в истории Золотых ворот неожиданно был восполнен в наши дни. Историку архитектуры В. Ленченко в Центральном государственном архиве военно-морского флота СССР посчастливилось разыскать документы, относящиеся к киевским Золотым воротам. Это чертежи под названием «План Старокиевской крепости о работах 1766 года», направленные киевской инженерной командой в канцелярию главной артиллерии и фортификации. Из плана видно, что спустя 11 лет после засыпки Золотых ворот при приведении вала Старокиевской крепости в соответствие с требованиями фортификации того времени верхние части постройки были разрушены. На чертеже видны разобранная арка и часть стены надвратного храма высотой около 8 м. Это именно те части сооружения, которые зафиксированы на рисунках А. ван Вестерфельда.

Первая попытка спасти в середине XVIII в. «вид древности» Золотых ворот с помощью засыпки их землей потерпела полную неудачу. Значительная и очень важная часть постройки — остатки надвратного храма и арки — оказалась безвозвратно утраченной.

К середине XIX в. в России и на Украине возник значительный интерес к памятникам домонгольского времени. Поэтому открытие К. Лохвицким Золотых ворот в Киеве, построенных Ярославом Мудрым и неоднократно упоминаемых в летописи, вызвало энтузиазм у любителей отечественной истории и старины.

25 июня 1834 г. возле вновь увидевших свет Золотых ворот устроили пышные торжества.

Что можно сказать о главном герое этих торжеств? Сведения о нем весьма скудны и противоречивы. Кондрат Андреевич Лохвицкий был чиновником особых поручений при киевском генерал-губернаторе. По имеющимся сведениям, он стал заниматься изучением памятников киевской старины под влиянием Е. Болховитинова, известного своими историческими и археологическими познаниями. Под его руководством К. Лохвицкий в 1824 г. провел археологические раскопки на территории Десятинной церкви.


- 32 -



Вид Золотых ворот в Киеве после раскопок К. Лохвицкого.
Рисунок неизвестного автора.


Как сообщает Н. Оглоблин, писавший об открытии Золотых ворот в Киеве по материалам К. Лохвицкого, ему не трудно было найти место ворот, так как он был знаком с историей памятника в XVII—XVIII вв. Раскопки Золотых ворот первоначально производились «складчиною любителей священных древностей», т. е. по подписке и «частию на свой кошт». Начиная с 1833 г. на раскопки ворот стали отпускаться небольшие средства из казны, выдававшиеся «Комитетом по раскрытию и сохранению киевских древностей». Однако этих денег было недостаточно, что видно из постоянных жалоб и докладных записок К. Лохвицкого киевскому генерал-губернатору.

В первые же годы после открытия Золотых ворот встал важный вопрос: как защитить руины от непогоды и придать им вид заботливо охраняемого памятника старины. Надо отдать должное К. Лохвицкому, открыв Золотые ворота, он не успокоился на этом и стал с присущей ему энергией бороться за их сохранность. Вскоре после официального открытия Золотых ворот он обратился в «Комитет по раскрытию и сохранению киевских древностей» с просьбой: «Покрыть Златыя врата надобно скорей, позаливать известью, в три слоя дерном, где я намерен по швам дерну посеять семян цветов воздушных». Эти работы были выполнены только в 1836—1837 гг.


- 33 -


По распоряжению «Комитета» примерно в это же время были приняты и другие меры для сохранения и, как бы мы сказали сейчас, приведения руин в экспозиционное состояние. Инженер Ф. Мехович связал стены ворот железными затяжками с кольцом, соорудил контрфорсы у восточной стены, сохранившиеся до наших дней. По рисункам В. Беретти была отлита чугунная решетка.

К. Лохвицкий очень болезненно отнесся к проведению этих работ, фактически отстранивших его от участия в дальнейшей судьбе памятника. С горечью писал он: «Проломали в остатках Златых врат четыре дыры насквозь и продели в них два железных прута с кольцом, а потом замазали свежею известью, через что без всякой нужды подвергли порче и самому разрушению бесповоротно восьми веков священную древность. А с другой южной стороны приделали новые контрфорсы из булыжных кругляков на свежей известке, что портит памятник, достойный сохранения, который без всякой неприличной новой переделки самостоятельный в течение восьми сот лет, может столько без всякой помощи стоять, потому что фундамент углублен на сажень и в толщину на две сажени, на цементе греческом, который так дикий камень с кирпичами связал, что никакое влияние воздушных перемен не может повредить, потому что со всем усилием каменщики ломали две недели пробивали оные четыре окошка для железных прутьев под предлогом скрепления Золотых Ворот». Скептическое отношение К. Лохвицкого, видимо, во многом может быть объяснено тем, что эти работы велись «по журналу Комитета, вопреки моего мнения». Обострение отношений с «Комитетом» в конце концов заставило К. Лохвицкого выйти из числа его членов.

После официального открытия для всеобщего обозрения руины Золотых ворот, стоявшие на людном месте, описанные летописцами и овеянные легендами, стали одним из популярнейших памятников киевской старины. Уже тогда историческая ценность Золотых ворот хорошо осознавалась. По поводу их открытия писали: «Памятник драгоценный и находка важная».

Всеобщее внимание и интерес к Золотым воротам побудили к первым попыткам их описания и изучения.

Первый обмер руин был сделан К. Лохвицким. Эти весьма несовершенные чертежи сохранились до наших дней. Они озаглавлены: «План и вид Златых врат Ярос-


- 34 -



Золотые ворота в Киеве. Первый обмерный чертеж руин,
выполненный К. Лохвицким (1832).


лавовых в Киеве 1832 года, открытых соревнователем Общества истории и древностей Российских 5-го класса Лохвицким». Чертеж представляет собой план руин, выполненный под линейку, раскрашенные фасады восточной и западной стен со стороны проезда и примитивный перспективный рисунок. На фасадах видны многочисленные гнезда от лесов и деревянных конструкций. Чертеж снабжен масштабом и подписью: «С натуры снимал Соревнователь Общества истории и древностей Российских Кондрат Лохвицкий, 15 июля 1834 года».

В 1834 г. план Лохвицкого был проверен и исправлен инженерами корпуса путей сообщения Залесским и Веселаго. Вычертил план наново Николай Михеда. К сожалению, этот обмер до сих пор не удалось разыскать.

Любителям киевской старины ко времени открытия К. Лохвицким Золотых ворот хорошо было известно «Сказание об освящении церкви Георгия...». В нем, как уже говорилось, речь шла о том, что Ярослав Мудрый приказал возить на телегах куны для расплаты с рабо-


- 35 -


чими, строившими неподалеку от Софийского собора и Золотых ворот Георгиевскую церковь. Куны возили «в комары Златых врат». Во времена Лохвицкого многие полагали, что «комары» — это какие-то помещения под Золотыми воротами. К. Лохвицкий так писал об этом: «При сих вратах были каморы или кладовыя (но теперь их нет), как из Пролога ноября 26 дня явствует».

Открывая руины Золотых ворот, К. Лохвицкий был одержим идеей найти эти пресловутые «каморы». Следы его неудачных попыток и сейчас хорошо видны на восточной стене ворот. Исследователь ошибочно считал, что полуциркульные декоративные арочки, находящиеся внутри проезда, являются замурованными входами (он их называл «окошки») в какие-то внутренние помещения. Одна из таких арочек пробита насквозь, но за ней никаких помещений не оказалось.

Вновь увидевшие свет руины Золотых ворот необходимо было снабдить соответствующей надписью. Инициатива в этом также принадлежала К. Лохвицкому. Он предложил и первый вариант текста. Однако к воплощению в жизнь этой идеи был привлечен председатель строительного комитета по г. Киеву барон Фитингоф. Не без указания киевского генерал-губернатора он изменил предложенный К. Лохвицким текст, и вскоре на руинах ворот появилась доска с такой надписью: «По соизволению Государя императора Николая I, Отрыты из вала в 1832-м году, Остаток Златых Врат, сооружены при великом князе Ярославе I. Около 1073 г. по Р. X.»

По описанию очевидцев, доска была довольно красива. Она представляла собой шиферную отполированную плиту в бронзовой раме, взятую К. Лохвицким из раскопок Ирининской церкви, с вырезанными на ней и позолоченными буквами.

Текст, вырезанный на доске, был резко раскритикован К. Лохвицким, справедливо указавшим на безграмотность надписи и неправильную дату сооружения Золотых ворот — 1073 г. вместо 1037 г. К. Лохвицкий считал также, что его имя как первооткрывателя памятника несправедливо опущено в надписи. В результате его хлопот внизу на доске несколько позже сделали приписку: «Открыл Златыя Врата 5-го класса Лохвицкий в Киеве, 9 сентября 1832 года».

В 1835 г. текст надписи на Золотых воротах по указанию генерал-губернатора рассматривался на совете


- 36 -



Обмерный чертеж руин Золотых ворот (восточная стена),
сделанный Н. Самойловым (1833).


университета, где были сделаны критические замечания. Видимо, в связи с этим дата постройки ворот была исправлена на 1037 г. Дальнейшая история доски с так называемой неприличной, по словам Н. Оглоблина, надписью, сочиненной бароном Фитингофом, нам неизвестна.

Н. Закревский в 1864 г. приводит, видимо, уже исправленный текст надписи: «По соизволению Государя императора Николая I открыты из вала в 1832 году. Сооружены при Великом князе Ярославе I, около 1037 года по Р. X.»

В 1927 г., судя по фотографиям археологических раскопок В. Ляскоронского, доска с надписью еще висела на восточной стене Золотых ворот.

Приведенные сведения о К. Лохвицком показывают, что это был весьма энергичный человек, по-настоящему любивший и понимавший значение открытых им киевских памятников древности. Его заслуги в открытии Золотых ворот и принятии первых необходимых мер для их сохранения несомненны.

Первой публикацией, специально посвященной Золотым воротам в Киеве, является небольшая книжечка, изданная в Москве в 1834 г. Она называется «Златыя врата Ярославовы, сооруженные в начале XI ст. и открытые из земли в 1832 году с точным видом и историческим


- 37 -


описанием оных Н. Самойловым». Книга написана по свежим следам и под сильным впечатлением от раскопок К. Лохвицкого. Н. Самойлов кратко излагает наиболее известные исторические факты, связанные с Золотыми воротами. Он повторяет утверждения польских хронистов о существовании Золотых ворот еще в 1018 г., во время, похода на Киев Болеслава Храброго.

Н. Самойлов, хотя и связывает постройку Золотых ворот с именем Ярослава Мудрого, однако приводит и сообщение киевского Синопсиса, где говорится, что Ярослав Мудрый обновил уже существовавшие ворота. О разрушении ворот он справедливо отмечает: «Сими то варварами (т. е. монголо-татарами. — С. В.) при общем разрушении церквей, должно полагать, разрушена Благовещенская церковь над Златыми вратами, равно и самые врата местами разбиты».

Н. Самойлов высказал ряд характерных для того времени мнений о Золотых воротах. Так, например, пристройки внутри проезда, о которых речь будет ниже, он ошибочно считал первым ремонтом ворот, произведенным в 1320 г. при литовском великом князе Гедемине. Эту мысль впоследствии повторяли многие авторы, писавшие о Золотых воротах, — Н. Закревский, К. Шероцкий, В. Обремский.

Как и К. Лохвицкий, Н. Самойлов утверждал, что, ворота в нижней части имели какие-то «каморы». По этому поводу он писал: «Под воротами должны быть каморы, о которых упоминается в прологе под 26 ноября.., но при настоящем открытии любопытные каморы сии не отысканы».

Он упоминает об иконе Казанской божьей матери, которая некоторое время находилась в храме на Золотых воротах. На ней была следующая надпись: «Образ Пресвятыя Богородицы от Златых врат перенесен. Лета от Адама 7207, от Рождества Христова 1699, октября 20 дня...».

Пожалуй, наибольшей заслугой Н. Самойлова является сделанный им обмерный чертеж Золотых ворот, помещенный в его работе и выполненный им собственноручно, о чем свидетельствует сопроводительная надпись. Этот обмер (фасады восточной и западной стен и план), хотя и далек от современных требований к археологическим чертежам, все же является шагом вперед по сравнению с рисунками К. Лохвицкого.


- 38 -



Обмерный чертеж восточной стены Золотых ворот в Киеве,
выполненный Ф. Солнцевым (XIX в.).


В 1843 г. в Киеве произошло важное культурно-историческое событие: в Софийском соборе обнаружили фрески XI в. Возглавил работу по раскрытию уникальных фресок академик Ф. Солнцев. Во время пребывания в Киеве Ф. Солнцев, интересуясь древностями города, сделал обмерный чертеж восточной стены Золотых ворот, сохранившийся до наших дней. В его правом углу стоит подпись: «Рис. Ак. Ф. Солнцев». Чертеж, хотя и снабжен масштабом, недостаточно точен, но на плане, приложенном к обмеру, впервые показаны такие важные детали, как отпечатки торцов бревен вала и цоколь у восточной стены.

Автор фундаментального «Описания Киева» Н. Закревский, коснувшись истории памятника, уточнил, что Золотые ворота были засыпаны землей не Б. Минихом в 1732—1737 гг., а позже, в 1750 г. Автор бегло излагает историю их открытия К. Лохвицким, сообщает основные размеры сооружения. В альбоме, приложенном к «Описанию Киева», есть рисунок Золотых ворот с подписью: «Златые врата 1651 г.». Именно в этом году ворота зарисовал А. ван Вестерфельд, но у Н. Закревского приведен не его рисунок, а импровизация, отдаленно напоминающая рисунок 1651 г.


- 39 -



Золотые ворота в Киеве. Рисунок М. Сажина (1848).


Дальнейшая судьба Золотых ворот и их сохранность живо интересовали киевскую общественность XIX в. Вот что писал Д. Сапожников в 1886 г. на страницах одного из журналов: «Минувшим летом в газетах промелькнуло известие, что киевская городская дума принимает какие-то меры к реставрации Золотых ворот или, точнее, к охранению от разрушения этого древнейшего памятника киевской старины. Мы порадовались за думу и киевлян... и были уверены, что тут предпринимается нечто достойное Киева и его древностей». Но, с горечью замечает автор, «молчат киевские газеты, молчит и киевская дума, у киевских же Золотых ворот все обстоит по-прежнему». Д. Сапожников дальнейшую судьбу Золотых ворот представлял себе в мрачных красках: «По позднейшим нашим сведениям, один из немногих остатков древнего величия Киева не достаточно предохранен от влияния стихийного и судьба, по всей вероятности, сулит ему недолгое уже существование». В этих высказываниях чувствуется неподдельное беспокойство о судьбе Золотых ворот.

Многочисленные толпы путешественников и паломников, посещавших Киев в XIX в., интересовались всем, что было связано с его историей. К этому времени по-


- 40 -



Золотые ворота в Киеве. Рисунок Задорожного (XIX в.).


явились в продаже и виды Киева, его наиболее известных памятников и мест. Предприимчивые фотографы и мелкие торговцы развернули оживленную торговлю изготовленными фотографическим и полиграфическим способами открытками, на которых изображены Софийский и Михайловский Златоверхий соборы, Киево-Печерская лавра, Золотые ворота и другие древние постройки. До наших дней уцелело несколько небольших (6*9) фотографий, тонированных в цвет сепии и наклеенных на тонкий картон, изображавших Золотые ворота в Киеве с разных сторон.

Большинство снимков сделано с юго-западной стороны. Руины находятся на холме, образовавшемся в ходе планировки окружающих улиц. Они ограждены чугунной решеткой, хорошо знакомой киевлянам. Стены уже соединены железными затяжками, против которых в свое время протестовал К. Лохвицкий. На восточной стене — доска с надписью. Со стороны современного Золотоворотского проезда на холм ведет деревянная лестница. Привлекает внимание прекрасная сохранность облицовочного штукатурного слоя восточной стены.


- 41 -



Золотые ворота в Киеве. Фотография 80-х годов XIX в.


На другом снимке, примерно 80-х годов XIX в., Золотые ворота сфотографированы с северо-восточной стороны. Здесь в первую очередь бросаются в глаза пять мощных контрфорсов у восточной стены, покрытых черепицей. На продолжении стен ворот, идущих на север (на фото — вправо), еще нет предохранительной обкладки кирпичом и железного покрытия. На переднем плане видно деревянное ограждение дороги, проходившей мимо холма с руинами Золотых ворот к новым Золотым воротам, сооруженным около 1750 г. примерно на перекрестке современных улиц Ярославов Вал и Лысенко.

О большой популярности памятников киевской старины в XIX в. можно судить также на основании того, что изображения их, как, например, Золотых ворот, стали появляться в зарубежных изданиях с подписями на польском и французском языках. Хорошо известен цикл рисунков М. Сажина, посвященных Киеву. Золотые ворота рисовали Задорожный, В. Тимм и многие другие. Безусловно, эти рисунки не ставили своей целью как можно точнее зафиксировать внешний вид памятника, и все же они, как и фотографии, представляют значительный интерес для исследователей, показывая состояние


- 42 -



Золотые ворота в Киеве. Литография В. Тимма (1851).


руин в XIX в., когда они имели значительно лучшую сохранность. Фотографии и зарисовки XIX в. позволяют нам сейчас, спустя примерно 100–120 лет, судить о процессе разрушения Золотых ворот и эффективности мер, предпринятых по их сохранению и прошлом и начале нынешнего века.

Золотые ворота стали неизменно фигурировать во всех путеводителях по Киеву, они вошли как объект первостепенного значения в маршрут экскурсий по городу. Один из первых вопросов, возникавших почти у каждого, кто осматривал руины Золотых ворот, был: какой вид имели они в древности? Ответа на этот вопрос не было. Слово оставалось за учеными.

Несмотря на меры, предпринятые для сбережения Золотых ворот, в периодической прессе и научных публикациях того времени постоянно поднимался вопрос об их сохранности, высказывались опасения об их дальнейшей судьбе. Обкладки кирпичом, постройка контрфорсов и железных покрытий не дали ощутимых результатов. Руины, находившиеся под открытым небом, постоянно подвергались сильному воздействию атмосферных осадков и температурных перепадов. Все это не могло ускользнуть от заботливого глаза подлинных любителей старины.


- 43 -


С Вашими замечаниями и предложениями можно зайти в Трактиръ или направить их по электронной почте.
Буду рад вашим откликам!


Рейтинг
Mail.ru Rambler's Top100


Хостинг предоставлен компанией PeterHost.Ru